Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи" с самоанализом урока.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Димова Мария Валерьевна

     Урок направлен на систематизацию знаний о служебных частях речи. Далее идёт работа по определению цели урока через прослушивание стихотворения. После этого ребята ищут в стихотворении самостоятельные и служебные части речи и работают с ещё одним стихотворением, где определяют признаки и роль служебных частей речи. Дальше проводится работа со стихотворениями-загадками и выбирают правильные утверждения, касающиеся служебных частей речи. После этого составляется схема "Служебные части" и работают с картой Кородлевства Морфологии. Также работают над восстановлением текста, куда необходимо вставить отсутствующие служебные части речи. Далее проводится мозговой штурм, где учащиеся отвечают на вопросы. Также ребята составляют рассказ из союзов, предлогов, частиц. Учитель раздаёт детям раздаточный материал, а учащиеся должны распределить слова в таблицу и выполнить упражнение в учебнике. Для рефлексии учитель раздаёт ребятам вырезанную ладонь, на которой они должны поставить определённые знаки. После приводится самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Димова Мария Валерьевна

Тема "Служебные части речи"

Цели урока:

  1. Систематизирование знаний о самостоятельных и служебных частях речи.
  2. Доказательство значимости служебных частей речи.
  3. Совершенствование устной и письменной речи.

Задачи урока:

  1. Организовать работу в деятельном режиме.
  2. Исследовать тему и обосновать выводы.

Ход урока

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.

Постановка проблемы и целей

- Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет! (2 слайд)

- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

- Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? - Правильно, служебные.

- Запишите тему урока: «Служебные части речи» (3 слайд)

- Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.

Работа над темой урока

- Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (5 слайд)

- Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (6-7 слайды).

- Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут. (8 слайд).

- Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

- Найдите в тексте служебные части речи.

- Какова их роль в предложении?(8 слайд)

- Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Это? (предлог) (9 слайд)

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз) (10 слайд)

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы) (11 слайд)

- Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения.(12 слайд)

- Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль? (13слайд)

- Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными? (14слайд)

- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи:

  1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
  2. Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.
  3. Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
  4. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
  5. Служебные части речи не бывают членами предложения.
  6. Служебные части речи имеют лексическое значение.
  7. Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.
  8. К любой части речи можно задать вопрос.
  9. Служебные части речи живут сами по себе.
  10. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
  11. К служебным частям речи задать вопрос невозможно. (15 слайд)

– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.

– Составим схему: «Служебные части речи» (16 слайд).

– Посмотрите на карту Королевства Морфологии. (17 слайд)

– Какие в ней страны самые маленькие?

Маленькие-то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!

- Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног. (18слайд)

- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

- Восстановите текст, используя слова для справок.

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

- Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.

- Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)

  1. не имеют лексического значения
  2. не изменяются
  3. не употребляются без самостоятельных частей речи
  4. не бывают членами предложения (18 слайд)

- А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

- Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (19 слайд)

- Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?

- В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)

- Какой предлог является нотой? (до)

- Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)

- Попробуем полученные знания внедрить в практику

- По опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ. (22слайд)

(оценка письменной работы) (23 слайд)

- Работаем с раздаточным материалом:

А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

 

 

Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи

- Выполним упр. 406

Проверка и оценка выполнения заданий

Рефлексия

- У вас на столах лежит вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )

Домашнее задание

- Домашняя работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.

Самоанализ урока

Урок рассчитан на учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе, по учебнику Т.А Ладыженской.

На уроке использованы игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применена презентация из 12 слайдов, карточки.

Тексты использованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают эмоциональное настроение, улучшают контакт учителя и ученика.

Карточки с распределительным заданием помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что служебные части речи имеют большое значение в русском языке. Поэтому считаю, что цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

План-конспект урока по сольфеджио во 2 классе + самоанализ урока

План-конспект урока по сольфеджио во 2 классеТема: «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио с применением инновационных форм работы»...

Конспект урока по русскому языку "Морфологический анализ предлогов" с самоанализом.

   Урок направлен на изучение новой темы. В ходе актуализации опорных знаний учащиеся вспоминают определение предлогов, определение их роли в предложении, обсуждение видов предлогов. ...

Конспект урока по русскому языку "Правописание предлогов" с самоанализом урока.

   Урок направлен на изучение новой темы. Актуализация опорных знаний проводится через ответы на вопросы учащимися. Далее идёт работа с теоретическим материалом и упражнениями в учебн...

Конспект урока по русскому языку "Правописание частицы НЕ" с самоанализом урока.

   Урок направлен на изучение нового материала. Для актуализации опопрных знаний учащимся задаются вопросы. После этого идёт работа с теоретическим материалом и проводится игра "...