Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме:
    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

    Чанцева Татьяна Владимировна

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса общеобразовательный уровень

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon r.yaz_10_kl.doc133 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    МБОУ г. Иркутска СОШ №28

    С.Ю.Семёнова

    ________________

    Протокол№1 от._______2012г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора

    по УВР

    Т.Д.Лисенкова

    ______________

    ___________2012г.

    «Утверждено»

    Директор

    МБОУ г. Иркутска СОШ №28

    Т.Л.Кузекевич

     _______________

    _______2012 г.

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  русскому языку

    для  10 класса

    (уровень: общеобразовательный)

    на 2012/2013 учебный год

    учитель: Чанцева Татьяна Владимировна,

     

                                                           

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии  с программой Министерства Образования РФ для общеобразовательных школ.  Учебник В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко . Русский язык 10-11 классы. М.: «Просвещение» 2010г.

      На преподавание русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Преподавание основано на повторении и закреплении знаний, полученных  за годы обучения в 5-9 классах. Согласно методике обучения русскому языку традиционно предлагается в 10 классе повторять сведения по разделам «Фонетика», «Лексика и фразеология», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», при этом делая упор на орфографию, а в 11 классе – «Синтаксис» и «Пунктуация». При  планировании не только соблюдалась преемственность с систематическим  курсом  русского языка(5-9 классы), но и учитывалась подготовительная работа к единому государственному экзамену.  В систематическом курсе изучение орфографии предусмотрено в 5-7 классах попутно с морфологией и другими разделами языкознания. При этом  одна орфографическая тема неизбежно оказывается раздробленной в соответствии с распределением учебного материала по годам обучения.

    Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения  русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Конечный результат – сдача ЕГЭ.

    Для этого введён  концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать разрозненные по годам обучения сведения и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место.  Благодаря концентрическому принципу формируются тематические блоки. Блоки «Морфология и Орфография завершаются контрольным тестированием.

    Систематизированное представление теоретического материала является новым для учащихся, поэтому уместен индуктивный метод, который способствует развитию логического мышления. Школьники учатся сравнивать, сопоставлять языковые явления, приобретать умения устанавливать между ними сходство и различие, делать выводы и обобщения, что очень поможет им впоследствии на экзамене.

    Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.

    Познавательные:

    1. Вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании.
    2. Формирование научно-лингвистического мировоззрения.
    3. Развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи.
    4. Дать необходимый круг знаний по русскому языку.

    Практические:

    1. Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
    2. Овладение нормами русского литературного языка.
    3. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
    4. Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
    5. Содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.

    В процессе обучения русскому языку учащиеся должны совершенствовать следующие навыки и умения:

    1. Знать основные признаки частей речи (самостоятельных и служебных), отличие служебных частей речи от самостоятельных.
    2. Знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий; знать грамматические признаки частей речи.
    3. Грамотно писать сложные слова, объясняя правописание.
    4. Правописание падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.
    5. Знать сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы как служебных частей речи.
    6. Уметь составлять обобщающие схемы
    1. Писать сочинение-рассуждение..

    ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 10  КЛАССА

     Учащиеся должны знать:

    - общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;

    - признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

    Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

    — создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

    — оценивать    предложенное    высказывание    на лингвистическую тему;

    — анализировать  особенности  употребления   основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

    — соблюдать   языковые   нормы   (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

    - владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов,  неуместное употребление слов и выражений и т. п.);

    — передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;

    — анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;

    - готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение.

    Учебно-тематический план


    п./п
     

    Наименование разделов и тем 

    Всего часов 


    Из них

    Диктант  

    Сочинение

    Изложение

    Тест

    I 

    Слово о русском языке

    1

    II 

     Лексика и фразеология

    13

    1

     2

    1

    III

    Орфоэпия

    2

    IY

    Морфемика. Словообразование. Орфография.

    18

    2

    1

    Итого

    34

    1

    2

    2

    2

      Содержание тем  учебного курса

     

    Общие сведения о языке (1ч)

     Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

          Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

          Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

    Фонетика, орфоэпия, орфография (20 ч)

          Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

          Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

          Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

    Лексика и фразеология (13 ч)

          Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая  лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

          Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

          Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

          Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

          Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

     

      

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10 класса

     Класс – 10 «А»  

    Учитель – Чанцева Татьяна Владимировна

    Количество часов:

    Всего – 34 часа; в неделю – 1  час

    Плановых уроков:29

    1.  уроков развития речи – 5ч.
    2. сочинений- 2ч.
    3. изложений-2ч.
    4. контрольных диктантов-1ч.
    5. тестов-2ч.

    Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений  по русскому языку. М. «Просвещение»,  2010г.

    1. Учебник: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, А.А. Чешко    Русский язык.   Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.


    п/п

     Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Дата

     Корректировка

    Форма организации

    учебных занятий

    Виды контроля

    1

    Развитие речи

    Слово о русском языке. Стили и типы речи. Норма литературного языка.    

    1

     

    Диалог с учителем.

    Урок-диалог.

    Чтение и анализ эпиграфа.

    Фронтальный опрос.

      Лексика. Фразеология  

    2

     Слово и его лексическое значение.

    1

     

    Комбинированный урок.

    Рассказ, работа

    с книгой, беседа.

    Индивидуальная, групповая.

    3

     Многозначные слова и их употребление.

    1

     

    Анализ упражнений учебника, составление предложений с примерами из текста.

    Комбинированный урок.

    Тесты Отработка заданий А12, А31. Знакомство с частью С. Выборочный опрос.

    4

     Изобразительно-выразительные средства русского языка.

    Тропы как выразительные средства языка.

    1

     

    Фронтальный опрос.

    Урок-практикум.

    Урок закрепления ЗУН.

     Словари «Тропы и фигуры речи». Запись лекции учителя, составление таблицы, подбор примеров.

    5

    Средства выразительности в поэтической речи. 

    1

    Коллективное и самостоятельное выполнение анализа поэтического текста.

    Урок-исследование, практического закрепления ЗУН.

    6

    Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    Урок проверки уровня усвоения материала.

    Урок-контроль.

    Написание текста, выполнение грамматического задания.

     7

     Типы лексических единиц.

    Омонимы и их употребление. Причины появления омонимов в языке.   

    1

     

    Комбинированный урок.

    Тесты Взаимопроверка.

    8

     Развитие речи

    Обучающее сочинение по тексту.

    1

     

    Самостоятельное чтение и анализ текста, осмысление, составление плана, написание сочинения.

    Индивидуальный контроль.

    Урок-беседа.

    Закрепление ЗУН.

    Сочинение

    9

    Развитие  речи

    Анализ сочинений и работа над ошибками.

    1

     

    Коллективное и индивидуальное обсуждение допущенных ошибок и путей их исправления.

    Усовершенствование ЗУН. Урок-практикум

    Практическая работа

     

    10

     Употребление синонимов и антонимов.


    1

     

    Работа со словарями (синонимов, антонимов)

    11

    Лексика современного русского языка.

    Лексика исконно русская и заимствованная.

    1

     

    Работа со словарями (толковыми и этимологическими), составление предложений.


    Урок-ситуация.

    Синтаксический разбор предложений.

    12

    Диалектизмы. Жаргонизмы. Термины. Профессионализмы. Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы. Неологизмы.

    1


     

     

     

    13

    Фразеологические единицы и их употребление .

    Фразеологизмы. Фразеология. Источники фразеологии.

    1

     





    Анализ сообщений учащихся, работа со словарём фразеологизмов, составление предложений.


    Выборочный опрос.

    14

     Лексикография.

    Словари и их типы.

    Проверочная работа в формате ЕГЭ


    1

     

    Урок-контроль.

    Проверочная работа в формате ЕГЭ

                                     Орфоэпия

    15

    Орфоэпические нормы русского языка.  Правила произношения гласных и согласных звуков.

    1

     

    Индивидуальная выборочная проверка работ.

    16

    Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

    Тест.

    1

     

    Тест

    Морфемика. Словообразование. Орфография.

     17

    Принципы русской орфографии.  Правописание слов и их значимых частей; слитные, полуслитные и раздельные написания;

    1


    Урок-исследование.

    Словарный диктант.


    Фронтальный опрос.


    18

    Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм.

    1

    Решение КИМов.

    Индивидуальный опрос. Составление предложений с правильными грамматическими формами слов;

    19

    Состав слова. Основные способы образования слов.

    1

    Урок-погружение в историю русских слов.

    Решение КИМов.

    20

    21

    Правописание гласных в корне слова.

    2

      Уметь при проверке слов действовать  строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму;

    Практическое выполнение упр.учебника.

    22

     Правописание гласных  после шипящих  и Ц.  

    1

         

    Тесты

    23

     Правописание согласных в корне слова.

    1

     Самостоятельная работа по тестам ЕГЭ. А18-А28

    Индивидуальная выборочная проверка работ.

    24

    Двойные согласные.

                                                                                              1

     Работа с текстом, выборка слов с двойными согласными, их разбор, составление с этими словами предложений и текстов.

    25

    26

    Развитие речи

    Изложение  по прочитанному тексту.  

    2

    Урок-контроль.

    27

     Международные словообразовательные  элементы.


    1


    Тесты.

    28

     Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме.


     

    1

    Тесты.

    29

    Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставки ПРЕ-. Условия написания приставки ПРИ-

    1

    Индивидуальная выборочная проверка работ  с тестами.

    30

     Сочетания согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительных Ъ и Ь.

    1


    Индивидуальная выборочная проверка работ  с тестами.

    31

    Образование и написание сложных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

    1


    32

    Правила  переноса слов.

    1

    33

    Контрольное тестирование по теме: «Орфография»

    1

    Урок-контроль.

    Контрольное тестирование по орфографии

    34

    Итоговый урок

    1

    Учебно-методическая литература:

    Основная литература:

    1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2007.

    2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык:  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2004.

    3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Дидактические материалы к учебнику «Русский язык:  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.,

    4.Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ. Эффективная методика.-М.: Издательство «Экзамен», 2007

    5.Егораева Г.Т.  Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций.-М.: Издательство «Экзамен», 2008

    6.Золотарева И.В. , Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс.-2-е изд.-М.: ВАКО, 2008.-240с.

    7.Любичева Е.В. ЕГЭ 2010.Русский язык. На пути к экзамену: Сдаем без проблем!-М.: Эксмо, 2009

    Дополнительная литература

    Для учителя:

    1.Угроватова Т.Ю.Русский язык 34 урока подготовки к ЕГЭ. Мастер-класс для учителя М.:Эксмо 2007.

    2.Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

    3.Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

    Для учащихся:

    1.Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.

    2.Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

    3.Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

    4.Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

    1. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть 3(С). Методические рекомендации по выполнению задания. М.: «Экзамен», 2008г.

    2. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Ростов-на-Дону, 2005г.

    3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста  10-11 класс. М.: «Творческий центр», 2005г.

    4.Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. М.: «Просвещение» 2009г.

    5. ЦыбулькоИ.П. ЕГЭ 2010 Русский язык. ФИПИ. 2010г.

    6. Сиденко Н.В. Русский язык 10 класс Поурочные планы по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.- Волгоград, 2002г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (база)

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по ...

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Рыбченковой А.И., ВласенковаЛ.М.,

    Подробная рабочая программа для 10 класса  с календарно-тематическим планированием....

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)...

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА (по учебн.А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой) 70 часов

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма адресована учащимся  10 класса МБОУ СОШ № 68 им.Родионова Е.Н. г.ЧелябинскаРабочая программа  по русскому языку  в 10 классе (70ч).на 2013-20...