Различные виды сложноподчиненных предложений.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Назарова Елена Викторовна

Различные виды сложноподчиненных предложений.

Урок-практикум проводится с использованием примеров из произведений А.П.Чехова. На уроке осуществляется формирование  умения выделять общие и существенные признаки сложных предложений, производится работа с литературным текстом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_chehov.rar482.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №12 города Липецка

Предмет    Русский язык

Класс  9

Учитель    Назарова Елена Викторовна

Тема урока:  Урок обобщения и повторения по теме «Сложноподчиненные предложения».

Тип урока   Урок-практикум.

Различные виды сложноподчиненных предложений.

Урок-практикум.

Цели урока:

Обучающие:

  1. закрепить полученные знания о СПП;
  2. тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  3. обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие: 

  1.  формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  2. развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  1.  развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные: 

  1. воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  2. воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  3. воспитывать  уважение к великим людям России, любовь к русской литературе.

     Оборудование урока:

  1. - компьютер,
  2. - проектор,
  3. - экран,
  4. - раздаточный материал – отпечатанные листы с заданиями,
  5. - презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»

План урока:

  1. 1. Оргмомент.
  2. 2. Постановка темы и цели урока
  3. 3. Повторение изученного:

а) теоретическое;

б) практическое (работа с раздаточным материалом)

  1. «Собери предложение».
  1. Цифровой диктант.

    4. Тематическая беседа. (150 лет со дня рождения А.П.Чехова).

  1. Показ презентации.
  1. 5. Комплексный анализ текста.
  2. 6. Синтаксическая работа.
  3. 7. Самостоятельная работа.
  4. 8. Подведение итогов урока.
  5. 9. Домашнее задание.

 Слайд №1,2,3

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя:

     Ребята, мы с вами познакомились  с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. В конце урока мы напишем проверочную работу,  которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

Слайд №4

3. Повторение изученного:

а) Теоретическое: Дать определение сложноподчиненного предложения, привести пример.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.

Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.

Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.

Слайд № 5

Рассмотреть схемы СПП, ответить на вопросы:

- Какие типы придаточных предложений вы знаете?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какими союзами и союзными словами присоединяются к главной части?

- Приведите примеры сложноподчиненных предложений, указывая тип придаточного.

б) Практическое: Работа с раздаточным материалом.

Слайд №6,7

Задание.  «Собери предложение».

Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного
предложения.

1. Николай и не заметил,

2. Скучен день до вечера,

3. Чтобы получить хорошую профессию,

4. Которая бывает в начале сентября,

5. Воздух пропитан ароматом трав,

  1. надо прилежно учиться.
  2.  установилась теплая, солнечная погода.
  1.  тихо шелестящих под ветром.
  2.  что стало светать.
  3. коли делать нечего

Проверьте!

  1. Николай и не заметил,  что стало светать.(придаточное изъяснительное).
  2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.(придаточное условия).
  3. Чтобы получить хорошую профессию,  надо прилежно учиться.(придаточное цели).
  4. Установилась теплая , солнечная погода,  которая бывает в начале сентября.(придаточное определительное).
  5. Воздух пропитан ароматом трав,  тихо шелестящих под ветром.(простое предложение с причастным оборотом).

Слайд № 8
Задание.  Цифровой диктант.
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».

 

4. Тематическая беседа.

Слайды № 9 - 16

      Ребята, в гимназии проходит декада русского языка и литературы, посвященная 150 со дня рождения Антона Павловича Чехова - замечательного русского писателя-драматурга. Давайте вспомним страницы его жизни и обратимся к его творчеству.

        Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.

Обучение Чехова  проходило сначала в греческой школе, затем в гимназии. Вскоре он поступил в Московский университет на медицинский факультет. На протяжении всего учения Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал юморески.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. После окончания института занимается врачебной практикой.

Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин. Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям. В то время были написаны пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры». Произведения Чехова «Чайка», «Дядя Ваня» также являются одними из самых выдающихся.

Затем из-за болезни  Чехов переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.

5. Комплексная работа с текстом.

Слайд № 17

А.П.Чехов. «Степь».

     1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.  2. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… 3. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.   4. Сначала,  далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, взмахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе,  поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей…

Слайд №18

Задания по тексту.

  1. Какого стиля данный текст?
  2. Определите тип речи и докажите свою точку зрения.
  3. Найдите и назовите средства художественной выразительности в тексте.
  4. Укажите номера сложноподчиненных предложений в тексте.
  5. Какие типы придаточных предложений  вы там увидели?

 Письменно:

  1.  Укажите № предложения(- ний) и напишите тип  придаточного (-ных)  предложеня (-ний).
  2. Из предложения 1 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
  3. Из предложений  1-2  выпишите слово(-а) , в котором(-ых) выбор согласной буквы приставки зависит от качества следующего за ней согласного звука.
  4. Из предложения  4 выпишите причастия, укажите их вид, время.
  5. Из предложения  1  выпишите все словосочетания со связью согласование.

6. Синтаксическая работа.

     Записать предложение, выделить его части, определить тип придаточного,  начертить схему.

В полдень, когда начался дождь, мы поспешили укрыться в старом шалаше.

7. Самостоятельная работа.

Фамилия уч-ся, класс _______________________________

Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.

1 Вариант.

  1. Я  рада  что  ты  приехал  нас  проводить.
  2. Он  рассказал  мне  такую  историю   каких  я  еще  никогда  не  слышал.
  3. Брат  поехал  на  Кавказ   чтобы  там  отдохнуть  и  подлечиться.
  4. Цветы  оттого что  их  только  что  полили  издавали  влажный раздражающий  запах.
  5. Они  тронулись  в  путь тогда  когда  на  улице  было  совсем  светло.
  6. Как  мы  ни  старались  в  этот день нам  удалось  дойти  только  до  устья  реки.
  7. Сережа был самым младшим в семье и рос  как  трава  в  степи.
  8.  Он  мечтал  прожить  жизнь  так  как  его  отец.
  9. Было  темно  так  что  мы  с  трудом  различали  дорогу.

Фамилия уч-ся, класс _______________________________

Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.

2  Вариант

  1. Расскажи мне ту  сказку  которую  мама  любила.
  2. В лесу был  густой  туман  так  что  ничего  не  было  видно.
  3. Мы взяли  с  собой  мяч  чтобы  поиграть  на  берегу  моря.
  4. Лес  стоял  тихий  и  молчаливый  потому  что  главные  певцы  улетели.
  5. Хотя  вода  в  реке  была  прохладная   мы  купались  целый  день.
  6. Там  где  поднимаются  вершины  гор  находится  царство  вечных  снегов.
  7. Он  был  спокоен  как  тихая  вода  горных  озер.
  8. Пока мальчики  играли  Катя  прочитала  рассказ.
  9. Я  не  знал  что  любовь  может  быть  бесконечной.

8.  Подведение итогов урока.

Слайд №19.

9.  Домашнее  задание:  (учебник 9кл. Русский язык./ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.)

Упр. 157, словарь, повторить параграфы 21-27.

Творческая работа. Выписать отрывок из произведений художественной. литературы со сложноподчиненными предложениями. Сделать схемы этих предложений, определить тип придаточного.

Раздаточный материал.

Урок обобщения и повторения по теме «Сложноподчиненные предложения».

Задание.  Цифровой диктант.
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

5. Комплексная работа с текстом.

Слайд №

А.П.Чехов. «Степь».

     1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.  2. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… 3. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.   4. Сначала,  далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, взмахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе,  поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей…

Задания по тексту.

  1. Какого стиля данный текст?
  2. Определите тип речи и докажите свою точку зрения.
  3. Найдите и назовите средства художественной выразительности в тексте.
  4. Укажите номера сложноподчиненных предложений в тексте.
  5. Какие типы придаточных предложений  вы там увидели?

 Письменно:

  1.  Укажите № предложения(- ний) и напишите тип  придаточного (-ных)  предложеня (-ний).
  2. Из предложения 1 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
  3. Из предложений  1-2  выпишите слово(-а) , в котором(-ых) выбор согласной буквы приставки зависит от качества следующего за ней согласного звука.
  4. Из предложения  4 выпишите причастия, укажите их вид, время.
  5. Из предложения  1  выпишите все словосочетания со связью согласование.

7. Самостоятельная работа.

Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.

1 Вариант.

  1. Я  рада  что  ты  приехал  нас  проводить.
  2. Он  рассказал  мне  такую  историю   каких  я  еще  (ни)когда  не  слышал.
  3. Брат  поехал  на  Кавказ   что(бы)  там  отдохнуть  и  подлечиться.
  4. Цветы  (от)того что  их  только  что  полили  издавали  влажный раздр…жающий  запах.
  5. Они  тронулись  в  путь тогда  когда  на  улице  было  совсем  светло.
  6. Как  мы  н…  старались  в  этот день нам  удалось  дойти  только  до  устья  реки.
  7. Сережа был самым младшим в семье и рос  как  трава  в  степи.
  8.  Он  мечтал  прожить  жизнь  так  как  его  отец.
  9. Было  темно  так  что  мы  с  трудом  различали  дорогу.

Списать,  вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.

2  Вариант

  1. Расскажи мне ту  сказку  которую  мама  любила.
  2. В лесу был  густой  туман  так  что  (н…)чего  (не)было  видно.
  3. Мы взяли  с  собой  мяч  чтобы  поиграть  на  берегу  моря.
  4. Лес  стоял  тихий  и  молчаливый  потому  что  главные  певцы  ул…тели.
  5. Хотя  вода  в  реке  была  прохладная   мы  купались  целый  день.
  6. Там  где  подн…маются  в…ршины  гор  находится  царство  вечных  снегов.
  7. Он  был  споко…н  как  тихая  вода  горных  озер.
  8. Пока мальчики  играли  Катя  прочитала  рас…каз.
  9. Я  не  знал  что  любовь  может  быть  бесконечной.

7. Самостоятельная работа.

Фамилия уч-ся, класс _______________________________

Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.

1 Вариант.

  1. Я  рада  что  ты  приехал  нас  проводить.
  2. Он  рассказал  мне  такую  историю   каких  я  еще  никогда  не  слышал.
  3. Брат  поехал  на  Кавказ   чтобы  там  отдохнуть  и  подлечиться.
  4. Цветы  оттого что  их  только  что  полили  издавали  влажный раздражающий  запах.
  5. Они  тронулись  в  путь тогда  когда  на  улице  было  совсем  светло.
  6. Как  мы  ни  старались  в  этот день нам  удалось  дойти  только  до  устья  реки.
  7. Сережа был самым младшим в семье и рос  как  трава  в  степи.
  8.  Он  мечтал  прожить  жизнь  так  как  его  отец.
  9. Было  темно  так  что  мы  с  трудом  различали  дорогу.

Фамилия уч-ся, класс _______________________________

Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.

2  Вариант

  1. Расскажи мне ту  сказку  которую  мама  любила.
  2. В лесу был  густой  туман  так  что  ничего  не  было  видно.
  3. Мы взяли  с  собой  мяч  чтобы  поиграть  на  берегу  моря.
  4. Лес  стоял  тихий  и  молчаливый  потому  что  главные  певцы  улетели.
  5. Хотя  вода  в  реке  была  прохладная   мы  купались  целый  день.
  6. Там  где  поднимаются  вершины  гор  находится  царство  вечных  снегов.
  7. Он  был  спокоен  как  тихая  вода  горных  озер.
  8. Пока мальчики  играли  Катя  прочитала  рассказ.
  9. Я  не  знал  что  любовь  может  быть  бесконечной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

В рамках данного урока рассматриваются   СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них; повторяются основные группы СПП по их значению, в конце урока создается синквейн. К уроку прилагае...

Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.

урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Виды сложноподчиненных предложений

материалы к открытому уроку...

Презентация к уроку "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Разработка представляет собой наглядный материал для урока русского языка в 9 классе. Может быть использована для любых УМК. Переход по слайдам осуществляется по гиперссылкам....

Урок русского языка в 9 классе. Виды сложноподчиненных предложений

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" имеет второй план, он посвящен 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова....