Компетентностный подход в образовании
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Трегубова Ольга Викторовна

   Задания выполнены в логике компетентностного подхода.

   Задачи состоят из заданий, работа с которыми на уроке (дома) создает условия формирования у

   подростков грамотного чтения, математической и естественнонаучной компетентности.

   Задания можно использовать не только как диагностические, но и как обучающие, поскольку в

   процессе решения ученик приобретает новые знания и учебные навыки

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadacha.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             ЗАДАЧА «ПОЛИГЛОТ»

                                                                                             составлена  учителем русского языка

                                                                                                    Трегубовой О.В. г. Нижневартовск

   Задания выполнены в логике компетентностного подхода.

Задачи состоят из заданий, работа с которыми на уроке (дома) создает условия формирования у

   подростков грамотного чтения, математической и естественнонаучной компетентности.

   Задания можно использовать не только как диагностические, но и как обучающие, поскольку в

   процессе решения ученик приобретает новые знания и учебные навыки

                                              Общая характеристика задачи

Предмет: русский язык (развитие речи). Класс: 9.

Программа: программа для общеобразовательных учреждений; Русский язык, 5-9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский - М.:Просвещение, 1999, 2000.

Задача построена на основе текста, который предлагается традиционной программой ученикам 9 классов в качестве текста для изложения.

Подобный тип задания (изложение) обучает только конкретному виду работы и не решает проблем преодоления основных дефицитов грамотности чтения современных учеников. Задача учеников - письменно переложить, пересказать содержание прочитанного или услышанного. Если проводится обучающее изложение, ученики выполняют определенные операции под руководством учителя: прослушивают (читают) текст, определяют его тему, основную мысль, тип и стиль речи, отвечают на поставленные учителем вопросы по содержанию текста, составляют план текста; обращается внимание на лексику (если в этом есть необходимость), своеобразие авторского стиля, особенности синтаксических конструкций текста. Если проводится контрольное изложение, учащиеся выполняют работу самостоятельно. И зачастую практика показывает, что многих действий ученики не могут выполнить самостоятельно или делают это не совсем успешно.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких, как:

•        работа с текстами разных типов (в задаче представлены тексты научного, публицистического
стилей);

•        овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);

  1. работа с поиском   и выявлением, необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
  2. интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);
  1. выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация, сопоставление, сравнение;
  2. удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину;
  3. формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.

Источники: Богданова Г.А. Уроки русского языка, 9 класс; Книга для учителя - М.: Просвещение, 2001.

Рекомендации учителю

Работу предлагается выполнять в рамках традиционной подготовки и написания изложения, что составляет 2 урока.

Учитель может использовать задачу на любом этапе работы с изложением (по собственному усмотрению). Оптимальным представляется включение заданий на первом этапе работы: самостоятельное чтение учениками текста задачи, затем - выполнение заданий. После этого учитель может дополнить работу текстом с традиционными видами заданий (определение своеобразия авторского стиля, работа над преодолением возможных орфографических и пунктуационных ошибок, составление плана текста и т.д.). В заключение учитель читает текст собственно изложения, и ученики на втором уроке пишут изложение. Возможно включение вопросов для сочинительной части. Например: «Нужно ли изучать иностранные языки?», «О каком известном полиглоте вы бы могли рассказать?», «Составьте собственную памятку советов для изучающих иностранный язык» и др. После написания изложения можно предложить ученикам домашнюю творческую работу (см. задание 10).

Текст задачи До сих пор никто точно не установил, каким количеством языков человек может овладеть. Но на протяжении всей человеческой истории находились люди, которые могли в разной степени изъясняться не только на родном языке, но и на нескольких (или многих) иностранных языках. Прочитайте размьппления известного филолога, полиглота, Евгения Михайловича Чернявского. Используйте текст для ответов на вопросы-задания.

Полиглот, -а, м. (фр. ро1у§1оНе < гр. ро1уфИоз - многоязычный < ро1у - много + $1о№ -язык). Тот, кто владеет многими языками. («Словарь иностранных слов»)

«Вы знаете 38 языков? Видимо, у вас поразительные способности или феноменальная нанять. Или вам известен какой-то хитроумный приём, секрет...»

А. Грибоедов с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал латинский и греческий. Позже овладел персидским, арабским и турецким.

Н. Чернышевский уже в 16 лет весьма ос новательно изучил девять языков: латинский, древнегреческий, персидский, арабский, татарский, древнееврейский, французский, немецкий и английский.

Всё это я слышу довольно часто. И на все подобные предположения отвечаю отрицательно. Должен сразу сказать, что изучение языков для меня не самоцель и даже не г^ель, а средство. Средство приобщения к духовным ценностям других народов, познания их культуры. Язык ради языка - это не моя стихия. Язык ради познания, язык как ключ к другим мирам и жизням - да. Ради этого имеет смысл затратить время и труд.

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип (к которому отношусь и я сам) - это те, кто любит языки. Для них занятие ими - не мука, не труд даже, а радость. Ко второму типу отношу людей которые к самим языкам относятся спокойно или даже равнодушно, но понимают, что без знания языков они не добьются поставленной цели, поэтому готовы регулярно трудиться над их изучением. Третий тип - это те, кто не прочь позаниматься языком, если только это не будет слишком обременительно, а кроме того, будет результативно. И наконец, четвёртая, к сожалению, самая многочисленная, - необозримое море людей, которые к языкам равнодушны, и палец о палец не ударят, чтобы чего-нибудь добиться

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах.

Люди четвёртого типа, наоборот, ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому в деловых советах, на мой взгляд, нуждаются люди второго и третьего типов. Адресуюсь главным образом к ним.

Изучить язык можно только одним способом: каждодневным трудом. С чем можно сравнить этот древний, проверенный метод? Пожалуй, с обучением игре на музыкальном инструменте. Если вы желаете стать пианистом или скрипачом, вам мало понять нотную грамоту, сольфеджио, вам недостаточно заучить систему обозначений, принятую в нотах, музыкальной литературе. Вам непременно нужно регулярно, настойчиво, ежедневно, без перерывов в течение ряда лет упражняться, играть на своём инструменте. В этом смысле овладение иностранным языком весьма похоже на процесс становления музыкантом.

И вот об этом важнейшем обстоятельстве, как ни странно, не помнят, его сбрасывают со счетов. Как же можно освоить язык, если не тренироваться, не упражняться в нём?! А на это нужно несколько лет.

Удачливый художник, поэт и музыкант^ |Вилли Робертович Мельников изобретает^ новые литературно-художественные жанры (устраивает выставки, печатается в журналах.

Он изучил множество вещей, но самое

[главное для него и самое любимое - это язы

|ки. Этот человек знает 98 языков, а в этом

(году число языков приближается к 102.

(«Московский Комсомолец», апрель, 2004 г.)\

Но перехожу к части более приятной, так сказать оптимистической. Начну с «закона Чернявского», простите за нескромность. Формулируется он так: каждый новый язык требует лишь половины усилий, потраченных на изучение предыдущего... Таким образом, если вы на первый язык потратили, допустим, четыре года, то соответственно четвертым вы овладеете за полгода. Правда, все это действует, пока мы остаемся в пределах одной языковой группы. Но даже если брать языки не близкого родства, то всё равно следующий язык много легче предыдущего.

И ещё одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, начал было заниматься, но времени не хватает». Я берусь утверждать, что жалоба не имеет под собой почвы. Дело не в нехватке времени, а в недостатке дисциплины. Для того чтобы изучение языков успешно продвигалось, достаточно затрачивать в день по полчаса, что, в принципе, доступно каждому. Но нужно иметь силу воли этот режим выдерживать, не уговаривать себя, что-де «с понедельника начну новую жизнь».

В заключение скажу: я потому знаю несколько десятков языков, что всю жизнь не тратил время зря. И это с учетом того, что занимался разными видами спорта, любил танцевать, любил театр, кино, очень много читал, да ещё много чего. Вот только попусту не тратил время, не тратил его «в никуда». Это и есть мой «секрет».

Задания

Задание 1. Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов. А. «Талантливый человек». В. «Секреты успешного овладения языками». С. «Е.М. Чернявский - полиглот». О.' «Закон Е.М. Чернявского».

Задание 2. Е. М. Чернявский писал, что «человек проживает столько жизней, сколько знает языков». Что «толкает» автора на то, чтобы изучать много языков? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

Задание 3. Автор говорит о разных типах людей, с точки зрения изучения языков. Используя текст, заполните данную таблицу.

Тип людей

Отношение к языкам и их изучению

Первый

Второй

Третий

Четвертый

Задание 4а, Двое учеников, прочитав этот текст, завели разговор о необходимости изучения иностранных языков. К каким типам людей вы отнесете каждого?

Первый утверждал, что на изучение языков имеет смысл тратить время только в том случае, если они необходимы тебе для достижения поставленных целей в жизни, например, профессионального роста, карьеры, стабильного и достойного материального положения.

Второй говорил, что язык - это удивительное средство познания мира. Через язык можно прикоснуться к жизни других народов, можно многое узнать об их культуре. А это очень интересно и увлекательно. Ради этого, прежде всего, стоит трудиться и изучать языки.

Задание 46. Мнение какого из учеников совпадает с позицией автора?

Задание 5. В седьмом абзаце текста говорится о «законе Чернявского». Выпишите, как формулируется этот закон.

Задание 6а. Используя «закон Чернявского», определите, сколько времени потребуется, чтобы изучить 14-й язык.

Задание 66. Насколько, по-вашему, реалистичен этот закон? Объясните ваш ответ.

Задание 7а. В чем суть «закона Чернявского»?

Задание 76. Что изменится в тексте, если в рассуждении о «законе Чернявского» (строки 47-53) оставить только следующие строки: «Но перехожу к части более приятной, так сказать, оптимистической. Начну с «закона Чернявского», простите за нескромность. Формулируется он так: следующий язык много легче предыдущего?»

Задание 8. Автор сравнивает процесс изучения иностранных языков с обучением игре на музыкальных инструментах. В следующем предложении вставьте недостающие слова:

Если изучать иностранные языки, то мало                                                                                                ,

                                                                                                                                                                                 .

нужно                                                                                                                                                                                .

                                                                                                                                                                                                 .

Задание 9. Кому адресованы размышления Е. М. Чернявского? Обоснуйте ответ.

Задание 10 (домашнее). Соберите материал и предложите заметку (статью) о людях (человеке), владеющих несколькими иностранными языками.

Задание 11. Напишите изложение. Расскажите о своем опыте изучения иностранного языка. Подходят ли вам «рецепты» Е.М.Чернявского?

Вариант: Расскажите о человеке, владеющем несколькими иностранными языками. Есть ли у него другие «рецепты»?

Общий комментарий к задаче

Тип задачи: позиционная.

Тип текста: публицистика (основной текст), мемуары, энциклопедическая статья, художественный текст (возможные дополнительные источники); составной; сплошной.

Структура задачи: задания 1-4 связаны с пониманием текста на уровне содержания (что именно написано, что главное, что второстепенное). Задание 4 позволяет проверить, насколько понят один из содержательных фрагментов текста, так как предполагает применение, «примерку» классификации, содержащейся в тексте. Задания 5-76 помогают выйти за рамки текста, обратиться к замыслу автора, адресату текста. Прямо вопрос об адресате ставится в задании 9. Предполагается, что материал предшествующих заданий поможет учащимся ответить на этот вопрос и обосновать свой ответ. Задание 10 предполагает самостоятельную работу с информацией по теме задачи, что вписывает размышления Чернявского в более широкий контекст. В задании 11 учащимся предлагается не только изложить содержание текста Чернявского, но и в свободной форме порассуждать о данных в тексте «рецептах».

Лист ответов и рекомендации к оцениванию Задание 1

Деятельность: Понимание общего содержания текста, «сворачивание» текста. Уровень сложности (грамотность чтения): 2.

1 балл - ответ В.

0        баллов - другие ответы.
Задание 2

Деятельность: Поиск и выявление информации. Уровень сложности (грамотность чтения): 2,

1        балл - в ответе содержатся следующие примеры из текста: «изучение языков для меня
не самоцель и даже не цель, а средство. Средство приобщения к духовным ценностям других
народов, познания их культуры... Язык ради языка - это не моя стихия. Язык ради познания,
язык как ключ к другим мирам и жизням».

0        баллов: - другие ответы (недостаточные, неясные, не относящиеся к вопросу).
Задание 3

Деятельность: Поиск и выявление необходимой информации. Уровень сложности (грамотность чтения): 1

1 балл - в ответе-таблице приведены правильные характеристики людей разных типов.
Характеристики могут быть сформулированы кратко, но эти формулировки обязательно
должны соответствовать тексту.  

Тип людей

Отношение к языкам и их изучению

Первый

Те, кто любит языки. Для них занятие языками - радость

Второй

Те, которые к самим языкам относятся спокойно или даже равнодушно, но понимают, что без знания языков они не добьются поставленной цели, поэтому готовы регулярно трудиться над их изучением

Третий

Те, кто не прочь позаниматься языком, если только это не будет слишком обременительно, а кроме того, будет результативно

Четвертый

Те, которые к языкам равнодушны и палец о палец не ударят, чтобы чего-нибудь добиться.

        

0        баллов - неверные характеристики, не соответствующие типологической характеристике автора.

Дополнительный балл может быть добавлен за переформулирование, «сжатие» исходного текста, если собственный вариант не искажает суть классификации, содержащейся в авторском тексте. Задание 4а

Деятельность: Выявление и сопоставление информации.

Уровень сложности (грамотность чтения): 2.

Уровень сложности (ОУУН): 2 (необходимо использовать ответы на 4 и 2 вопрос).

1        балл - первый ученик - второй тип; второй ученик - первый тип,

0        баллов - другие ответы.
Задание 46

Деятельность: Выявление и сопоставление информации. Уровень сложности (грамотность чтения): 1. Уровень сложности (ОУУН): 1.

1        балл - мнение второго ученика совпадает с авторским.

0        баллов - другие ответы.
Задание 5

Деятельность: Поиск информации.

Уровень сложности (грамотность чтения): 1.

1        балл - в ответе содержится следующая формулировка «закона Чернявского»: «Каждый новый язык требует лишь половины усилий, потраченных на изучение предыдущего...»

0 баллов - другие ответы. Задание 6а

Деятельность: Установление связей и выполнение математических действий.
Уровень сложности (ОУУН): 2.

1 балл - по данному закону на изучение 14-го языка потребуется чуть больше 4 ч. (точные данные: 4,3 ч.).

0        баллов - другие ответы. Отсутствие ответа.
Задание 6б

Деятельность: Критическая оценка информации, аргументированное изложение собственной точки зрения (рефлексия и оценка).

Уровень сложности (ОУУН): 1.

2 балла - из ответа следует, что ученик понимает и ставит под сомнение бесспорность данного закона. Ответ аргументирован (ученик объясняет, почему он так считает, приводит собственные доводы, размышляет над поставленным вопросом).

1        балл - ученик ставит под сомнение реалистичность данного закона, но не объясняет,
почему он так считает. Ответ не аргументирован.

0        баллов - демонстрируется непонимание материала. Дан неверный или неясный ответ.
Задание 7а

Деятельность: Интерпретация, доопределение вопроса. Уровень сложности (грамотность чтения): 2. Уровень сложности (ОУУН): 2.

1        балл - в ответе есть указание на то, что каждый последующий язык легче предыду
щего в изучении. Жесткой зависимости (см, формулировку «закона Чернявского») между
количеством изучаемых языков и временем, требующимся на изучение, нет.

0        баллов - дан недостаточный, неясный, неверный ответ.
Задание 76

Деятельность: Анализ отношения «форма-смысл текста», доопределение вопроса. Уровень сложности (грамотность чтения): 3. Уровень сложности (ОУУН): 3.

1        балл - если говорится о том, что текст стал менее интересным, на этом фрагменте
внимание читателя не задерживается, если есть любая попытка связать изменение формы
текста с читательским восприятием.

О баллов - читательское восприятие не учитывается, даются ответы вроде «текст станет короче», «неправильная формулировка будет заменена правильной» и т.п. Задание 8

Деятельность: Интерпретация, выявление связей, доопределение вопроса.

Уровень сложности (грамотность чтения): 3.

Уровень сложности (ОУУН): 3.

Код 1 - если изучать язык, мало выучить алфавит, овладеть грамматикой и нормами письма этого языка, мало запомнить слова, нужно регулярно в течение продолжительного времени тренироваться и упражняться в нем.

Код 0 - недостаточные и неясные ответы. Задание 9

Деятельность: Анализ формы и содержания текста с точки зрения его адресованности, обоснование гипотезы.

Уровень сложности (грамотность чтения): 3.

Уровень сложности (ОУУН): 3 (требуется обращение к материалу предшествующих заданий).

2 балла - в ответе учитывается авторское желание привлечь, заинтересовать читателя (например, с помощью формулирования парадоксального закона), форма «советов» или «рецептов», достаточно простой язык и т.п.

1 балл - в ответе содержится только указания на «советы», на некоторую назидательность текста (призыв к дисциплине, труду, осуждение бесцельной траты времени и т.п.).

0 баллов - ответ не содержит аргументации.

ЗАДАЧА «ЕСТЬ  ИЛИ  НЕ  ЕСТЬ?»

Составитель: Трегубова О.В. г.Нижневартовск.

Общая характеристика задачи

Класс: 9-10

Данная задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  1. сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину;
  2. переход от общего содержания к деталям и наоборот;
  3. получение информации из текстов СМИ;
  4. использование разных способов чтения: просмотрового (ознакомительного), поискового, с ориентацией на отбор нужной информации, аналитического;
  5. выделение дополнительной информации из вопроса;
  6. конкретизация, реконструкция задания;
  7. выявление разных точек зрения, в том числе и авторской.

Источники: сайт:; «АиФ-здоровье», 2003. 18,07.

Текст задачи

В СМИ активно обсуждается вопрос о трансгенных продуктах. Что мы едим? Как меняется наша пища? Просмотрите материалы, взятые из разных средств массовой информации.

•        Проблема недоедания в развивающихся странах могла бы быть частично решена при помощи
генетически модифицированных сельскохозяйственных культур, которые обладают устойчивостью к
неблагоприятным факторам, таким как недостаток влаги и вредители. С таким заявлением выступили
делегаты США на Всемирном продовольственном саммите в понедельник.

«Мы уже наблюдаем за созданием новых продуктов, которые помогут разрешить проблему голода в некоторых регионах», - заявила министр сельского хозяйства США Энн Венеман, имея в виду устойчивую к засухе кукурузу и рис, обогащенный витамином А.

•        Генетически модифицированные зерновые культуры могут спасти миллионы жителей развивающихся стран, умирающих от голода. В последнем отчете экспертов ООН подчеркивается, что не
обходимо значительное увеличение финансирования генетических исследований и совместная работа
ученых многих стран в этом направлении.

Генные технологии позволяют повысить урожаи в два раза, а созревают новые сорта на 30-50 дней раньше. Они богаче белком и более устойчивы к вредителям. Важно и то, что они хорошо растут без удобрений и гербицидов, которые зачастую слишком дороги для фермеров в бедных странах.

По мнению авторов отчета, польза от генетически измененных продуктов значительно перевешивает опасения по поводу их возможного вреда для здоровья.

•        В генетически модифицированных помидорах содержится значительно большее количество
бета-каротина - вещества, являющегося одним из элементов витамина А. К такому выводу пришли британские ученые после тщательного химического анализа нового сорта томатов. В работе, опубликований в последнем номере журнала
КаШге Вютесппо1о§у, исследователи утверждают, что культивирование генетически модифицированных помидоров спасет миллионы жизней, сообщает ВВС.

Ученые считают, что культивирование генетически модифицированных томатов в отсталых странах позволит решить не только продовольственные, но и медицинские проблемы. За последние годы в мире погибало от одного до двух миллионов детей от недостатка витамина А.

Трансгенные продукты: есть или не есть? (в сокращении)

18.07.2003, АиФ-Здоровье

 Юлия Борта

Когда речь заходит о генетически модифицированных продуктах, воображение тут же рисует грозных мутантов. Легенды об агрессивных, вытесняющих из природы своих сородичей трансгенных растениях, неискоренимы. Но, может быть, нам просто не хватает информации?

Что за чудо

На вид они соблазнительны и выглядят аппетитнее «натуралов». Чистенькие, мало отличающиеся друг от друга клубни картофеля, помидоры правильной формы, попкорн из калиброванных кукурузных зерен, рис с повышенным содержанием витамина А. Мало того, новые суперпродукты часто оказываются дешевле обычных. Что же скрывается за пугающим названием "генетически модифицированные", или "трансгенные"? Это продукты, полученные из организмов, преимущественно растений, в ДНК которых введен особый, не данный им от природы ген. В процессе развития этот ген наделяет своего "хозяина" новыми свойствами. Например, выведен картофель, вредный для колорадского жука: поев его листьев, тот мгновенно подыхает. Томаты или огурцы, побывавшие в руках генных инженеров, дольше хранятся и не портятся. Коровы дают молоко повышенной жирности. Свиньи - больше мяса и меньше жира. Суть генной инженерии сводится к тому, что берется ген, встраивается в клетку, которая потом размножается и распространяет внесенную информацию. Причем гены, которые вводятся в ДНК модифицируемых организмов, самые различные. Это могут быть гены других растений, животных, бактерий, вирусов и даже человека. К примеру, нужно получить растение, устойчивое к вредителям или сорнякам. Для этого в его генотип внедряется ген, отвечающий за такую устойчивость. Почти фантастика

Возможности генной инженерии практически безграничны. При желании можно создать совершенно фантастические продукты, начиная от внешнего вида, заканчивая самыми необычными свойствами. Например, молоко, дольше не прокисающее при повышенной температуре. Или помидоры кубической формы. Последнее уже, конечно, извращение, хотя, по слухам, и такие работы в некоторых лабораториях ведутся.

Время, в которое мы живем, - это пока только первый этап развития биотехнологии - век генетически модифицированных растений с улучшенными агрономическими характеристиками. Таким «продвинутым» культурам нипочем сорняки, вредители и неблагоприятные температуры, повышенная влажность или засуха, они успешнее сопротивляются болезням и инфекциям. Использование таких растений позволяет почти полностью отказаться от химических средств защиты и удобрений -пестицидов, нитратов и т. п. Кстати, считается, что Россия - самая засоренная сорняками страна, а потери картофеля от колорадского жука составляют 40%. Так что в этом плане трансгенные растения имеют бесспорные плюсы - они позволяют повысить урожайность. Продукты первого поколения -хлопчатник, зерновые, соя, картофель, сахарная свекла.

Но уже надвигается вторая «волна» генно-модифицированных растений. Это продукция с улучшенной пищевой ценностью: масличные культуры с повышенным содержанием и измененным составом масел, фрукты и овощи, содержащие больше витаминов, более питательные зерновые и т. д. Одно из таких достижений ученых - «золотой рис», который содержит бета-каротин (провитамин А). Этот продукт особенно полезен людям, страдающим от дефицита витамина А, например, в Юго-Восточной Азии, где рис - основная пища. Другие примеры - кукуруза с повышенным содержанием лизина, пшеница с большим количеством белка.

Несколько более отдаленное, но не менее реальное, по мнению генетиков, будущее - создание растений-вакцин, растений-лекарств. В растение введут какой-либо вирус. Потребляя это растение в пищу, человек постепенно приобретет иммунитет к этому вирусу. Или представьте себе, например, курицу, несущую яйца с протеинами, которые способны убивать раковые клетки. Есть и первые результаты работы в этом направлении.

Преимущества использования генетически модифицированных организмов очевидны. Отдаленные последствия - менее ясны. Поэтому дискуссии вокруг трансгенов не утихают. Задания

Задание 1. В названии статьи есть сочетание «трансгенные продукты». Отметьте слова или сочетания слов, которые обозначают то же самое.

А. Генетически модифицированные продукты (строка 1).

В. Суперпродукты (строка 9).

С. Продукты первого поколения (строка 36).

О. Фантастические продукты (строка 24).

Е.  Растения-лекарства (строка 47).

Р.   ГМ-продукты.

Объясните, почему вы не выбрали другие ответы.

Задание 2. Перечислите растения, при выращивании которых применяются методы генной инженерии.

Задание 3. Выполните один из вариантов задания:

Вариант I: Как вы думаете, все ли существующие сейчас генетически модифицированные растения перечислены в данной статье? Обоснуйте ответ.

Вариант 2: С. прочитал статью Ю. Борты в газете «АиФ-Здоровье» и решил; помидоры, огурцы, картошку придется выращивать на своем огороде, а кабачки, капусту и морковь можно покупать в магазине - до них генная инженерия еще не добралась.

Можно ли сделать такой вывод на основе прочитанной вами статьи? Ответ обоснуйте.

Задание 4. В статье говорится о нескольких этапах развития биотехнологии. Какие названия вы могли бы дать этим этапам, если

  1. вы готовите сообщение для урока биологии;
  2. вам нужно подготовить короткий рекламный текст о генетически модифициро-ванньгх продуктах.

Задание 5. Статья называется «Трансгенные продукты: есть или не есть?». Достаточно ли в приведенном тексте информации, чтобы ответить на этот вопрос? Выберите вариант ответа и закончите фразу,

А. Я думаю, достаточно, потому что        

В. Я думаю, недостаточно, потому что        

Задание 6. В разных статьях встречаются разные определения генетически модифицированных продуктов: «суперпродукты», «трансгенные продукты», «пища Франкенштейна», «еда XXI века», «продукты-мутанты», «ГМ-продукты», «дьявольская еда», «генетически измененные продукты».

Можно ли по названиям, которые употребляют авторы статей, определить, к сторонникам или к противникам генетически модифицированных продуктов они относятся? Обоснуйте свой ответ.

Задание 7. В текстах задачи приводятся мнения различных людей и организаций о генетически модифицированных продуктах. Кого из них вы отнесете к сторонникам трансгенной пищи, а кого - к противникам?

Сторонники

Противники

Экологические организации, например «Гринпис», объединение «Врачи и ученые, выступающие против ГМ-источников питания», полагают, что, поскольку ГМ-сыръе начали использовать в пищевой промышленности всего 5-6 лет назад, никто не моэюет с полной уверенностью сказать, что будет лет через тридцать-пятьдесят. В отличие от новых медицинских и биологических препаратов, которые разрешают применять на людях лить после многолетних проверок на животных, трансгенные продукты, созданные всего лишь несколько лет назад, поступают в свободную продажу и охватывают уже сотни наименований. По мнению противников ГМ-пищи, последствия ее потребления, как и использования ГМ-лекарств, могут оказаться непредсказуемыми, их применение может привести к мутациям в человеческом организме, нарушению равновесия в природе и к экологической катастрофе. (Е.Якушева «Что такое трансгенные продукты?»)

Федор Шкирь, научный сотрудник Института биологии и развития имени Кольцова РАН:

"... существующие на данный момент тест-системы просто не рассчитаны на определение опасности тех или иных веществ, которые могут содержаться в генетически модифицированных организмах".

Что такое ГМО?

Речь идет о новых видах живых организмов. Их создают генетики, доделывая то, чего не совершила эволюция. Ученые вставляют в геном организмов чужеродные гены, изменяя, таким образом, наследственность и придавая растениям и животным новые свойства. Например, оказывается, в помидоры можно "вмонтировать" ген холодноводных рыб. В результате операции томаты оказались способны выдерживать низкие температуры, они стали более плодоносными, а соответственно, и более дешевыми и выгодными для сельского хозяйства. А для нас? Что случится с нами, если мы порежем такой "рыбопомидор" в салат?

Федор Шкиръ отвечает:

"Это встреча с чужеродными белками, жирами, нуклеиновыми кислотами, которые ранее в природе не существовали. Предположить, как организм отреагирует на это, - невозможно". «Немецкая волна» 27.01.2004

Задание 8. Каковы основные аргументы сторонников и противников генетически модифицированных продуктов?

Задание 9. Сформулируйте два вопроса, один из которых вы бы задали стороннику распространения ГМ-продуктов, а другой    противнику.

Вопрос стороннику (кому именно из вашего списка?        ___        ^;

Вопрос противнику (кому именно из вашего списка?        );

Задание 10. В Европе (а с 1 июня 2004 г. в России) принята обязательная маркировка для продуктов, которые содержат более 0,9% генетически модифицированных компонентов. Это значит, что на упаковке продукта, в котором содержится даже совсем немного модифицированных компонентов, должен стоять особый знак. Как вы думаете, почему принято такое решение? Общий комментарий к задаче

Тип задачи: позиционная.

Тип текста: новости, публицистика; составной, сплошной.

Уровень сложности: высокий.

Лист ответов и рекомендации по оцениванию Задание 1

Деятельность: Понимание значений слов на основе контекста, сопоставление значений; реконструкция, доопределение вопроса

В список включены слова и сочетания слов: 1) абсолютно совпадающие по значению (исходное сочетание, варианты А и Р); 2) сближаемые автором статьи, но за пределами данного текста имеющие разное значение (исходное сочетание и вариант В); 3) значение которых в данном контексте является частным по отношению к значению сочетания «трансгенные продукты» (варианты С, В, Е).

Смысл задания состоит в том, что, определяя границы значений, учащийся определяет предмет статьи и задачи в целом.

Ответ Р представляет собой простое сокращение (ГМ~генетически модифицированные), в тексте статьи не встречается, но встречается в заданиях 6-г7. Потому у учащегося (если он сразу не догадался о значении этого слова) есть возможность вернуться и скорректировать ответ.

2 балла - ответы А и Р (возможно, с указанием на то, что вариант В {суперпродукты) обозначает то же самое только в данной статье), или ответы А, В и Р.

1 балл - ответы А и В, или ответ А, при этом в обосновании содержится указание на то, что вариант В обозначает то же самое только в данной статье, поэтому не отмечен.

0 баллов - любые сочетания, в которых хотя бы один ответ неверный (А и С, В и В и др.), или один ответ В.

Ответ на вопрос, почему вы не выбрали другие ответы, не оценивается. Задание 2

Деятельность: Поиск точной информации; корректировка, «достраивание» задания.

Задание на первый взгляд кажется простым, но, начав составлять список ГМ-растений, учащийся обнаруживает, что список этот неоднороден (включает в себя как названия конкретных растений, так и названия целых классов - «зерновые культуры», «масличные культуры», «фрукты и овощи»).

Примерный список: кукуруза, рис, помидоры, картофель, огурцы, хлопчатник, соя, сахарная свекла, масличные культуры, фрукты и овощи, пшеница, зерновые культуры.

Подобный список оценивается в 1 балл (за поиск информации в тексте). Дополнительным баллом оценивается попытка упорядочивания списка, классификации.

2 балла - упорядоченный список, в который входят все названия упомянутых в тексте групп растений, а также не меньше 6 видов растений.

1        балл - общий список, в который входит не менее 7 наименований, или выписаны
только названия групп растений,
или только названия конкретных растений.

0        баллов - общий список, в который входит 6 и менее наименований.
Задание 3

Деятельность: Анализ информации.

Ответ предполагает использование материала предыдущего задания.

2        балла - нет, не все. В обосновании возможны ссылки на предыдущее задание. На
пример, в статье говорится о фруктах и овощах, а названы из овощей только огурцы и поми
доры, фрукты не названы совсем, отсюда понятно, что в статье не предложен полный список
ГМ-продуктов. Аналогичная ситуация с зерновыми культурами: из текста неясно, сущест
вуют ли генетически модифицированные зерновые, кроме пшеницы и риса.

Или возможны ссылки на следующие выражения из текста: «одно из таких достиэюе-ний - золотой рис.», значит, есть и другие; «другие примеры - кукуруза..., пшеница...» --это именно примеры, а не полный список.

1        балл - ответ без обоснования.

0        баллов - да; не знаю; невозможно сказать по тексту; из текста неясно и подобные от
веты.

Задание 4

Деятельность: Вычленение информации, существенной для данного адресата, «сворачивание» текста

2        балла - если в названиях для сообщения по биологии отражена суть каждого этапа, а
в названиях для рекламного проспекта выделены факты, которые могут привлечь читателя.
Форма (стиль) и названия выбраны в соответствии с адресатом. Например, в названиях эта
пов для сообщения по биологии упоминается об
улучшении агрономических характеристик
или повышении урожайности; улучшении пищевой ценности продуктов; создании ГМ-
продуктов с лекарственными свойствами.
Названия для рекламного проспекта выглядят
приблизительно так:
А нам сорняк нипочем!; Пестициды не нужны; Больше витаминов; Нет
авитаминозу!; Растения-лекарства; Продукты против болезней; Будем есть и лечиться
и
т.п.

1        балл - в названиях для сообщения по биологии отражены частности, но названия для
разных адресатов отличаются друг от друга по форме,
или выбрана недостаточно адекватная
форма

0        баллов - названия для разных адресатов не различаются между собой.
Задание 5

Деятельность: Анализ информации

2        балла - вариант В и объяснение, в котором указывается на то, что в статье в основ
ном говорится о преимуществах ГМ-продуктов и совсем не приводятся аргументы, способ
ные насторожить читателя, заставить его ответить на вопрос статьи отрицательно;
или Вари
ант А и объяснение, в котором содержатся указания на предпоследнюю фразу статьи: «Отда
ленные последствия - менее ясны».

1        балл - вариант В без аргументации.

0        баллов - вариант А с указанием на преимущества ГМ-продуктов.
Задание 6

Деятельность: Реконструкция точки зрения

1        балл - да, можно. В объяснении содержится указание на положительную или отрица
тельную оценку в значении некоторых слов из списка. Например,
«супер» - сверх, очень хо
рошо, высшая оценка в современном молодежном сленге;
«XXI века» - т.е. будущего, а бу
дущее чаще всего связывается с чем-то хорошим;
«мутанты», «Франкенштейн» - вызывают
ассоциации с фильмами ужасов, это страшно,
«дьявольская», т.е. связанная со злом, если бы
хотели сказать что-то хорошее, сказали бы «пища богов» и т.п.

Делается вывод о том, что сторонники, скорее всего, используют слова с положительной оценкой, а противники,- с отрицательной. При этом говорится о том, что «ГМ-продукты», «трансгенные продукты» и «генетически измененные продукты» не содержат в себе никакой оценки, нейтральны, поэтому по использованию этих выражений трудно определить, к сторонникам или к противникам относится человек,

В ответе содержится указание на оценочность слов, но говорится о том, что этого недостаточно, что слова могут быть взяты в кавычки, употреблены с иронией, процитированы с целью опровергнуть и т.п.

0 баллов: Неразвернутый, неясный ответ.

Задание 7

Деятельность; Поиск явной и скрытой информации в нескольких текстах.

1балл - если перечислены лица и организации из всех текстов.

0        баллов - если есть ошибки в определении позиции, если использована информация
только из начала задачи или только из последней части.

Дополнительный балл может быть добавлен, если есть попытка включить авторов, фрагменты статей которых приведены в задаче: Ю. Борта и Е.Якушева. Задание 9

Деятельность: Создание адресного высказывания.

1        балл - если вопросы связаны с выделенными аргументами сторонников и противни
ков, прямо или косвенно к ним относятся: уточняют, содержат скрытое опровержение, гипо
тезу и т.п.

О баллов - если вопросы задаются без связи с материалом предшествующих заданий и без опоры на текст. Например, почему вы против? что такое ГМ-продукты? как вы относитесь к трансгенным продуктам и т.п.

Задание 10

Деятельность: Анализ информации (сопоставление информации из разных источников, выдвижение гипотезы).

2 балла - если говорится о том, что вопрос о безопасности до конца не решен, у ГМ-продуктов есть и плюсы и минусы, поэтому открытая информация дает возможность решать каждому: покупать или не покупать; в той или иной форме указывается на возможность выбора.

1 балл - неразвернутый ответ, например чтобы люди знали, для информации и т.п.

0 баллов - нет указания на возможность выбора, нет попытки объяснить причину. Например: так принято в мире, чтобы сразу было видно и т.п. Ответ дан без учета материала предшествующих заданий.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в образовании

Выступление на районном методическом объединении , тема которого была "Приоритетный национальный проект "Образование" как фактор развития муниципальной системы образования"...

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в преподовании физики....

Компетентностный подход в образовании

Вашему вниманию представлен доклад  и презентация к нему...

Компетентностный подход в образовании

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...