Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. Программа М.М. Разумовской
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Амерханова Марина Николаевна

.Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией М.М.Разумовской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_razumovskaya.rar88.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №436

Петродворцового района Санкт – Петербурга

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей

___________________________

Руководитель МО

_____________/Парилова О.А./


Протокол №_____

от « ___ »______2012г.

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол № _____


«__»____________2012г.

«Утверждаю»

Приказ № ___

от «__»____2012г.

Директор

___________/Моисеенко И.П./


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 5а, 5б классах

(базовый уровень) 

на 2012-2013 учебный год

Составитель программы:

АМЕРХАНОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА,

учитель русского языка и литературы

составлено на основе Программы

по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.

Авторы программы М.М. Разумовская,

В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова,

В.В. Львов. М.: «Дрофа», 2009.

Санкт – Петербург

2012 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Статус документа

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией М.М.Разумовской. Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» М.М.Разумовской. Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год (приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №2080 от 24.12.2010г).

     Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий разделы:

-пояснительную записку;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;

-контроль уровня обученности обучающихся;

-учебное и учебно – методическое обеспечение;

-календарно – тематическое планирование.

 Исходными для составления программы стали следующие документы:

  1. Закон «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
  3. Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  4. Базисный учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №436 Петродворцового района Санкт – Петербурга;
  5. Методическое письмо  «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе».

Общая характеристика учебного предмета

       В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-языковедах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Таким образом, в процессе изучения русского  языка совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенции, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основная общеобразовательная школа должна сформировать у обучающихся базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях,  и вместе с тем заложить основы для последующего его развития и совершенствования.

В соответствии с этим цели  курса русского языка  в 5 классе состоят в следующем:

  1. обеспечить лингвистическое образование, необходимое каждому обучающемуся как база для последующего развития и совершенствования, для обучения и профессиональной деятельности;
  2. сформировать у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно  пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, научить общению в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
  3. воспитывать бережное  отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Данные цели обусловливают следующие задачи:

  1. дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  2. обеспечить усвоение определенного круга знаний из области   синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  3. обеспечить повторение определенного круга знаний из разделов фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, необходимых для успешной сдачи экзамена в новой форме;
  4. развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, т.е.    формировать прочные умения и навыки во всех видах речевой деятельности;
  5. способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  6. формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Место предмета «русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 часов, в VI классе – 210 часов, в VII – 140 часов, в VШ классе – 105 часов, в IХ классе – 70 часов.

    Рабочая программа под редакцией М.М.Разумовской в 5 классе рассчитана на 210 часов. По учебному плану школы на 2012-2013 учебный год на изучение русского языка в 5 классе отведено 6 часов в неделю, 210 часов в год.

    Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе рассчитано на 206 часов с учетом того, что 4 часа в году выпадают на праздничные дни: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения русского языка в 5 классе ученик должен

знать/понимать

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  3. основные признаки разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы;
  4. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  5. основные единицы языка, их признаки;
  6. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  1. различать разговорную речь, научный стиль, язык художественной литературы;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  4. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  3. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  2. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  3. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение);
  4. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  5. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  6. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  7. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  8. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  5. использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Речь (41ч)

   Текст, его основные признаки. Стили речи. Типы речи. Композиционные формы: деловая инструкция, объявление. Основные требования к изложению и сочинению.

Основные умения:  Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи. Определять стиль; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно пересказывать тексты, содержащие разные типы речи; сохранять их строение и стиль. Сжато пересказывать тексты такого же строения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца при  помощи зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения. Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его строения.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (40ч)

Фонетика, орфоэпия, графика.  Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Элементарные сведения о транскрипции.  Предмет изучения орфоэпии. Предмет изучения графики. Алфавит. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Письмо. Орфография. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря.

Слово и его значение. Лексика. Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

Слово и его строение. Морфемика. Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Слово как часть речи. Морфология. Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Культура речи. Правильное произношение звуков речи, заимствованных слов. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи.

Основные умения: Определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом. Правильно произносить звуки и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы, пользоваться толковым словарем. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов. Различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки частей речи; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать. Понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; знать виды приставок и верно их писать; безошибочно писать буквенные сочетания.

Синтаксис и пунктуация (33ч)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.  Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Прямая речь. Диалог.

Основные умения: Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения.

Лексика. Словообразование. Орфография. (33ч)

Слово. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Чередование гласных и согласных в морфемах. Словообразовательная модель. Правописание приставок на з-с. Правописание корней с чередованием о-а. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Фразеологизмы.

Основные умения: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем.

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. (58ч)

Основные умения по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения.

Глагол (28ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Возвратные глаголы. Правописание ТСЯ/ТЬСЯ в глаголах. Виды глаголов. Корни с чередованием И-Е, их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы. Наклонения глаголов. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного   наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи: правильное использование видо-временных форм; их верное произношение.

Имя существительное (19ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов. Правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Род имен существительных. Падеж. Склонение имен существительных. Правила безударных окончаний имен существительных.  Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи: Правильное употребление рода; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных. Правильное употребление некоторых грамматических форм. Правильное произношение имен существительных.

Имя прилагательное (11ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных имен прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты.

Культура речи: правильное произношение прилагательных.

Учебно – тематический план по русскому языку в 5 классе

Тема

Количество часов

В том числе:

Уроки развития речи

Сочинения

Изложения

Контрольные работы

О языке и речи.

6

3

Повторение изученного в начальных классах.

42

10

1

1

3

Фонетика. Орфоэпия.

11

1

Лексика. Словообразование. Правописание.

33

4

2

2

Стили речи.

6

6

1

Синтаксис и пунктуация.

33

2

Типы речи.

4

4

Строение текста.

9

9

1

Морфология. Правописание.

1

Глагол.

28

2

1

1

Имя существительное.

19

2

1

1

Имя прилагательное.

11

1

Повторение изученного в 5 классе.

3

1

Итого:

206

41

5

3

11

Контроль уровня обученности

В связи с введением новых форм итогового контроля по русскому языку в 9 и 11 классах возникает необходимость в изменении вида промежуточного контроля, проводимого в течение учебного года, а также в оценивании работ текущего тематического и итогового контроля.

Рекомендуемый перечень контрольных работ на учебный год

Тип работы

Класс

5

6

7

8

9

10

11

1

Словарный диктант (25 – 40 слов)

2

2

2

2

-

-

-

2

Тест

2

2

2

2

2

4

3

3

Сжатое изложение

2

2

2

2

2

-

-

4

Устный зачёт

2

2

2

2

2

-

-

5

Сочинение в формате части С.

2

2

2

Предложенный материал соотносится с программой, по которой ведётся преподавание русского языка.

Различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, свободный, выборочный, письмо по памяти, зрительный, с творческим заданием, графический, распределительный, цифровой и т. д.) используются на уроках как формы текущего контроля.

Многоаспектный лингвистический анализ текста носит обучающий характер и проводится согласно тематическому планированию. Оценивается данный вид самостоятельной работы одной отметкой, исходя из следующего принципа:

  1. Выполнено менее половины заданий – «неудовлетворительно»;
  2. Более половины – «удовлетворительно»;
  3. Сделана большая часть заданий, но с недочётами – «хорошо»;
  4. Выполнена вся работа и без ошибок – «отлично».

Подробные мини-изложения (100-160 слов), сочинения носят обучающий характер и оцениваются по двум параметрам:

  1. содержание и речевое оформление творческой работы;
  2. практическая грамотность - соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых (грамматических) и речевых норм.

Основа подхода к оцениванию сжатого изложения – критерии оценивания сжатого изложения, размещённые в демонстрационном варианте экзаменационной работы для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования (сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru).

Примерное процентное соотношение перевода критериального подхода к оцениванию сжатого изложения и школьной отметки (5-балльная система).

Оценка содержания изложения

Содержание изложения, сжатие исходного текста, смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; сюда же включается фактическая точность в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов в письменной речи.

Распределение баллов и отметок на основе демоверсии

Процент от максимального количества баллов

«5»

91 – 100 %

7

«4»

68 – 90 %

5 – 6

«3»

44 – 67 %

3 – 4

«2»

0 – 43 %

0 – 2

Оценка практической грамотности

отметка

практическая грамотность

орфографические

пунктуационные

грамматические

речевые

«5»

нет ошибок

не более 1 ошибки

нет ошибок

не более 1 ошибки

«4»

1 ошибка

2 ошибки

1 ошибка

2 ошибки

«3»

2 ошибки

3 ошибки

2 ошибки

3 ошибки

«2»

3 и более ошибок

4 и более ошибок

3 и более ошибок

4 и более ошибок

Оценка различных форм контроля знаний

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

Диктант

«5»

0/0 , 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0 (3/1 – если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в 5 классе), 6/6 (ели есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8 / 6 и более

Словарный диктант

«5»

0 / 0 ошибок

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«2»

5 и более ошибок

Изложение и сочинение

«5»

Допускается:

1 негрубая орфографическая или

 1 пунктуационная или

 1 грамматическая ошибка

«4»

Допускаются:

  1. 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  2. 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  3. 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3  грамматические ошибки;

Количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических – двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4».

«3»

Допускается:

  1. 0 орфографических + 5 – 7 пунктуационных ( с учетом повторяющихся и негрубых );
  2. 1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки;
  3. 2 орфографические + 3 – 6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  4. 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматических;
  5. 4 орфографических + 4 пунктуационных +  4 грамматические

«2»

Допускаются:

  1. 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
  2. 8 и более пунктуационных ошибок ( с учетом повторяющихся и негрубых ) независимо от количества орфографических ошибок.
  3. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

Тест 20 заданий

«5»

19-20

«4»

16-18

«3»

10-15

«2»

0-9


УЧЕБНОЕ  И  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для обучающихся:

Учебник:

Русский язык. 5 класс: Учебник для  общеобразовательных учреждений / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Богданова Г.А., Тронина Т.С., Львов В.В., Сергеева Н.Н. под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Рекомендуемая литература:  

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

Журавлев А П. Звук и смысл. — М., 1991.

Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989

Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.  

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой  этикет. — М., 2004.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Люстрова 3. Н; Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.

Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров. — М., 1993.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.

Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1988.

Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.

Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М.,1985.

Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М.,1996. Школьные словари русского языка


Словари и справочная литература:

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Быстрова Е. А., Окунева А. П., Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 3-е изд. –   М., 1994.

Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. —  М., 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М.,2004.

Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико -орфографический словарь русского  языка. — М., 1981.

Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка.— 2-е изд., испр. ~ М., 1998.

Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по  

произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.

Скорлуповская Е. В.. Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-

грамматическими формами. — М., 2000.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:

Происхождение слов. — М., 1997.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

          Для учителя:

  1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  2. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
  3. Концепция модернизации Российского образования;
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.

Печатные пособия.

  1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
  2. Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  3. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. М.: «Просвещение», 1999.
  4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 кл. М.: Просвещение», 2000.
  5. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы: 5 кл. М.: 2001.
  6. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 5 класс. М.: «Владос», 1999.

Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и  
  2. абитуриентов.
  3. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и
  4. абитуриентов.
  5. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  6. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  7. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  8. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  
  9. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков.
  10. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.

Рекомендуемая литература:  

Антонова Е.С. Тайны текста. — М., 2001.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.

Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Б. А. Быстровой. — М., 2004.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе.  — Горький, 1986.

Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Капинос В. И., Сергеева Н. Н„ Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—  7 классы. — 2-е изд. — М., 1994.

Капинос В. И; Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно -деятельностный подход к изучению орфографических правил   в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М.,1989.

Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М.,2000.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические    

рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 (и другие издания).

Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.

Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2002.

Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы.- СПб.,2002.

Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Ч. 1—2. — М.— Тольятти, 2004.

Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2000.

Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М.,1996.

Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М., 2004.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.

Черепанова Л. В. Аудирование: теория и практика обучения. — Чита, 2000.

Интернет-ресурсы:

Словари:

  1. http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
  2. http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
  3. http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
  4. http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

  1. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
  2. http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
  3. http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
  4. http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс М.М.Разумовская

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2011-2012 учебный год. К учебнику под ред.М.М. Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс М.М.Разумовская

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2011-2012 учебный год. К учебнику под ред.М.М. Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс.Программа М.Разумовской.

Рабочая программа по русскому языку составлена на базе авторской программы М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Разумовской М.М.

Рабочая программа имеет правильную структуру и учебно-тематический план, полностью соответствующий  программе М.М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе Разумовской М.М.

Данная рабочая программа имеет составлена методически верно. Учебно-тематическое планирование полностью соответствует программе М.М.Разумовской по русскому языку в 7 классе...

Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской для 7 класса

    В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучен...

Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской .7 класс

Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 7 классеДанная рабочая программа составлена на основе·        Программы по русскому языку  под редакцией М.М.Р...