Урок-телепередача на тему "Культура ведения беседы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Аббасова Ильмира Залимовна

   Нестандартные формы проведения уроков помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Они обладают огромной силой эмоционального и идейного воздействия на учеников, могут стать для них уроками жизни. Но при условии, если это будет не игра педагога в новое, а логически завершающая долгий путь процесса познания итоговая работа (над темой, над формированием тех или иных  учебных  умений и навыков, например, вести диалог, беседу, дискуссию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-teleperedacha._kultura_vedeniya_besedy.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 а. Малый Барханчак  

Ипатовского района Ставропольского края

                                                                               Учителя русского языка и литературы

                 муниципального  казённого

                              общеобразовательного учреждения

                                           средней общеобразовательной школы №16

                                      а. Малый Барханчак  Ипатовского района

    Ставропольского края

                                                                              Аббасовой Ильмиры Залимовны

Тема: Культура ведения беседы.

Цель урока: учить правильно вести беседу, находить в тексте добрые и вежливые слова
                     наблюдать их в жизни и в поступках, а также развивать внимание,

                      умение слушать и слышать собеседника, воспитывать коммуникативные качества.

                                                               Ход урока.

  1. Звучит музыка. Учитель начинает урок. Организационный момент.
  2. Сообщение  темы  урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас последняя встреча в телестудии на детской передаче «Там-там новости!» Как всегда, сегодня ответим на многочисленные вопросы телезрителей и…(Не успев договорить фразу как, за партой поднимается шум.

         3. Два   ученика начинают спор. И все учащиеся обращают внимание на них.

         4. После того, как спор затихает, учитель продолжает беседу.

- Ребята, вы послушали разговор своих друзей.  Что вы можете сказать? Это  был диалог или монолог? Обоснуйте свой ответ.

- Разговор ребят проходил в виде диалога. В нём принимали участие три ученика. На каждый вопрос следовал полный, точный ответ.

- Значит, это была беседа. А были ли допущены ошибки в поведении ребят во время беседы? Или их не было совсем?

- Совершенно верно, были.  И вот, чтобы избежать их, оказывается, надо знать определённые правила ведения беседы или диалога. Давайте познакомимся с ними. (Презентация)

           5. Просмотр презентации и обсуждение.

- В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может заинтересовать твоего собеседника

- Поменьше говори о себе. Не подражай самовлюблённым болтунам, которые перебивают интересный рассказ фразой «А вот я…».  А лучше расскажи о книге, которую читаешь и т.д.

- Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай, а потом уж возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет собеседнику с тобой разговаривать.

- Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Если говорить одновременно, никто никого не услышит.

- Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.

            6. Работа в группах. Раздаются карточки с поговорками, чтение  и их комментирование.    

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

На всякого Егорку своя поговорка.

На добрый привет – добрый ответ.

Недоброе слово больней огня жжет.

-  Как понять значение пословицы «На добрый привет – добрый ответ»? Какими словами нужно пользоваться, чтобы получился именно добрый привет? (Вежливыми словами: здравствуйте, пожалуйста, будьте любезны.)

- Давайте обратимся к словарю. Каково же значение этих слов?

Здравствуйте – приветствие при встрече.

Будьте любезны – форма вежливой просьбы или ответа.

- А может ли слово «здравствуйте» выражать удивление, недовольство?  Покажите  с разной интонацией.

- Здрасте!?- Будет ли такое обращение вежливым?

- Образуйте от слова любезность прилагательное.

- Любезный.

- Составьте словосочетания со словами приём, ответ, человек.

- Любезный приём, любезный ответ, любезный человек.

- Поясните, как вы понимаете эти словосочетания.

- Любезный человек – человек, который разговаривает вежливо, спокойно, не повышает голоса, пользуется только добрыми словами, не размахивает руками.

- Пожалуйста – вежливое обращение, просьба, согласие, ответ на благодарность.

- Составьте предложения с этим словом.

             7. Разговор по телефону. Звонит телефон, учитель отвечает на звонок, показывая все правила ведения беседы по телефону.

- Здравствуйте! Да, у нас идёт телепередача.

- Всё хорошо! Ребята – молодцы, справляются со всеми заданиями.

- Да, спасибо! Будьте любезны, подключите телефонные аппараты, мы переходим к следующей теме нашей передачи «Речевой этикет».

                      Телефонный разговор.

-  Хорошо! Какой вид речи получился у нас по телефону?

- Диалог.

- Еще,  какой вид речи знаем?

- Монолог.

- Ребята, для вас телезритель из города … прислал  задание: « Кто больше напишет добрых и вежливых слов?» (Работа в тетрадях.)

Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро…

Слова обращения: уважаемая, милая…

              Проверка задания.

            8. Чтение стихотворений.

1 ученик:

 Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой идущих к чаю.

2 ученик:

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром!»,

«Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» говорим.

Даже стае журавлиной,

Улетающей от нас,

По обычаям старинным

Мы кричим:

«В счастливый час!»

3 ученик:

Сказал  весёлый, круглый ноль

Соседке – единице:

- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице.

Она окинула его

Сердитым гордым взглядом:

- Ты, ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: -  Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать и десятью,

Коль буду я с тобою.

             9. Подведение итогов.

- Ну что ж, вот и подошли к концу наши передачи в телевизионной студии. Много нового мы узнали на наших встречах. Мы теперь уже знаем, как можно назвать наши встречи одним словом? (Общением)

- При помощи чего мы общаемся? Какое понятие есть в русском языке? (Речь, разговор)

- В каких формах может быть речь? (Устной и письменной)

- В каких видах бывает речь? ( В виде диалога и монолога) Что такое диалог? Что такое монолог? Что нового узнали о ведении беседы? (Есть определённые правила, нужно пользоваться добрыми словами)

- Я буду рада, если вы будете чаще употреблять вежливые слова, пользоваться теми правилами, с которыми сегодня познакомились. Благодарю за работу в студии тех, кто помогал мне вести передачу… Хочу отметить хорошую работу ребят, которые были активны на протяжении всех передач… До новых встреч в телевизионной студии на передаче «Там-там новости» (Звучит музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЕДЕНИЯ, ПЕРЕДАЧ МЯЧА В ДВИЖЕНИИ НА СКОРОСТЬ И БРОСКОВ ПОСЛЕ ВЕДЕНИЯ

Сценарий урока "Совершенствование  ведения,  передач мяча в движении на скорость и бросков после ведения"...

Конспект урока Баскетбол. Техника ведения мяча в различной стойке баскетболиста. Техника ведения мяча с изменением направления.

Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей....

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение техники ловли мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Закрепление умения правильного ведения мяча с передачей и броском в кольцо"

Задачи урока: совершенствовать координационные способности, воспитывать морально-волевые качества, способность самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях, формировать адекватное пове...

Правила ведения беседы

Этот материал  может быть использован педагогами для обучения детей правилам речевого этикета....