составление ученических тестов по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку по теме

Мамонова Евгения Борисовна

Работа помогает составить тесты по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_uchenicheskih_testov.pptx82.63 КБ
Microsoft Office document icon sostavlenie_uchenicheskih_testov.doc142 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление и решение ученических тестов по литературе как средство подготовки к ЕГЭ Мамонова Е.Б. 2012 г

Слайд 2

Ученикам и педагогам неизбежно придётся столкнуться с подготовкой к Единому государственному экзамену , недавно ставшему обязательным в нашей стране. Актуальность

Слайд 3

Проблема Неуверенность в своих знаниях. Неумение сосредоточиться на задании. Неправильное распределение на выполнение заданий разной сложности. Страх ошибиться при оформлении бланка ответов. Боязнь не справиться с волнением. Проблемы почерка.

Слайд 4

Тема исследования. Составление и решение ученических тестов по литературе как средство подготовки к ЕГЭ.

Слайд 5

Цель исследования. Разработать, апробировать и обосновать содержание ученических тестовых заданий по литературе, аналогичных заданиям ЕГЭ.

Слайд 6

Объект исследования. Система подготовки и процедура сдачи экзамена по литературе в формате ЕГЭ.

Слайд 7

Предмет исследования. Тестовые задания по литературе.

Слайд 8

Гипотеза. Если сформируется представление о процедуре проведения и структуре ЕГЭ по литературе, то повысится уровень предметной и психологической готовности к ЕГЭ по литературе, приобретается необходимый опыт в решении тестов; тренируется память.

Слайд 9

Задачи. Изучить официальные документы ЕГЭ, по предмету. Раскрыть суть тестирования, процедуры проведения ЕГЭ, структуры тестовых заданий, содержание тестов, критерии оценки достижения результатов. Разработать подходы к составлению и выполнению авторских тестов. Создать тесты по изученным темам литературы для 7 класса. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных тестов.

Слайд 10

Теоретико-методологическая база исследования. Методологической основой исследования являются системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы к разработке содержания и деятельности учащихся по созданию тестовых заданий. Теоретической базой исследования является концепция личностно-ориентированного обучения.

Слайд 11

Методы исследования. Теоретические- анализ литературы по проблеме, моделирование. Эмпирические- тестирование.

Слайд 12

Три этапа исследования: Аналитический этап-планирование данного исследования, формулирование задач работы. Проектировочный этап- изучались теоретические источники по проблеме исследования, разрабатывались тесты по темам. Результативный этап- реализована программа опытно- экспериментальной работы, проанализирована результативность разработанных заданий.

Слайд 13

Практическая значимость исследования. Заключается в том , что разработаны дополнительные материалы контроля уровня знаний по предмету в 7 классе.

Слайд 14

Опытно- экспериментальная база исследования. Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия им. Горького А.М.». участники эксперимента: обучающиеся 7 Класс -52 человека, учитель литературы- 1 человек.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области

«Гимназия имени Горького А.М.»

Исследовательская работа на тему:

«Составление и решение ученических тестов по литературе как средство подготовки к ЕГЭ». 

Выполнила: Мамонова Е.Б.,

учитель литературы

2012 год.

     

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ.

  1. 1. Тестирование – процедура оценки учебных достижений.
  1. 2. Структура и содержание тестовых заданий.
  1. 3. Критерии и показатели оценки достижения результатов.

       Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

          2.1.  Организация эксперимента и выявление уровня подготовки к экзамену.

         2.2.   Содержание тестов и результаты тестирования в 7 классе.

        Выводы по 2 главе.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Введение.

Актуальность:

   Актуальность данной работы несомненна: ученикам и педагогам неизбежно придётся столкнуться с подготовкой к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране. Поэтому необходимо проявить заботу о себе самом и сделать выбор экзамена уже сейчас. Для нас это стала литература! Во- первых, потому что мы любим русскую литературу и много читаем. Во- вторых, этот экзамен требуется в вуз, в который мы хотим поступить. В- третьих, нам кажется, что литература – это один из самых трудных предметов.

   Экзамен -  всегда  испытание. Испытание интеллекта, силы воли, трудоспособности и выносливости.

Проблема:

Анализ современной педагогической практики показывает, что выпускники средних общеобразовательных учреждений сталкиваются с проблемой  прочтения, понимания и выбора правильного ответа во время выполнения тестовых заданий.

Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Составление и решение ученических тестов по литературе как средство подготовки к ЕГЭ». 

Цель исследования: составить,  апробировать и  теоретически обосновать  индивидуальные тестовые задания по литературе для 7 класса.

Объект исследования: система подготовки и процедура сдачи экзамена по литературе в формате ЕГЭ.

Предмет исследования: тестовые задания по литературе.

Гипотеза: если сформируется представление о процедуре проведения и структуре ЕГЭ по литературе, то повысится уровень предметной и психологической готовности к ЕГЭ по литературе, приобретается необходимый опыт в решении тестов; тренируется память.

Для того чтобы этого достичь, необходимо решить ряд задач.

Задачи:

  1. Изучить официальные документы ЕГЭ по предмету.
  2. Раскрыть суть тестирования, процедуры проведения ЕГЭ, структуры тестовых заданий, содержание тестов, критерии оценки достижения результатов.
  3. Разработать подходы к составлению и выполнению авторских тестов.
  4. Создать тесты по изученным темам литературы для  7 класса.
  5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных тестов.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретические – анализ литературы по проблеме, моделирование;
  2. Эмпирические  - тестирование.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом аналитическом этапе осуществлялось планирование данного исследования, сформулированы задачи работы.

На втором проектировочном этапе изучались теоретические источники по проблеме исследования, разрабатывались тесты по темам.

На третьем результативном этапе с целью проверки рабочей гипотезы исследования реализована программа опытно-экспериментальной работы, проанализирована результативность проверки разработанных заданий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны дополнительные материалы контроля уровня знаний по предмету для 7 класса.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение « Гимназия им. Горького А.М.», участники эксперимента: обучающиеся 7 класса – 52 человека, учитель литературы – 1человек.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ.

  1. 1. Тестирование – процедура оценки учебных достижений.

   Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

   Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

   Термином «тест» (англ. test- проба, испытание, исследование) называется любое стандартизированное контрольное задание, по выполнению которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. С этой точки зрения контрольная работа по алгебре, диктант по русскому языку, сочинение по литературе - это и есть тесты.

   В системе ЕГЭ тестом называют совокупность заданий разного типа и разного уровня сложности ,позволяющих осуществить итоговый контроль и аттестацию выпускников, дифференцировать их по уровням знаний.

   Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отразить основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов.

1.Базовый уровень освоения учебного материала включает в себя умение воспроизводить понятия со всеми его существенными  признаками. Задания этого уровня (В1-В12) включают в себя не только те понятия, которые соответствуют обязательному минимуму содержания и требованиям к базовой подготовке выпускников средней (полной) школы по литературе. К ним относятся понятия, составляющие базовую основу знания:

-род, жанр, образ, Тема, идея, пафос (авторская оценка);

-литературные методы, направления, течения и т.д.;

-художественные приемы и средства - метафора, эпитет, гротеск, гипербола, параллелизм и т.д.

2.Повышенный уровень сложности освоения материала характеризуется не только определение признаков и понятия, но и умением применять те или иные понятие для анализа литературных произведений различных жанров и их взаимосвязи; решать различные задачи на основе этих понятий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и разных эпох, обобщать имеющиеся знания. Содержание заданий этого уровня(С1-С4) отвечает как минимуму содержания литературного образования средне(полной) школы, так и содержанию курса литературы, рекомендуемого для углубленного изучения литературы в профильных классах и школах. Посредством этих заданий проверяются понятия, необходимые не только для базового уровня усвоения материала, но и для конкретизации, расширения и углубления основных системных знаний и умений. К ним относятся:

-интерпретация литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте;

-формирование умений сравнительно-сопоставленного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.

3.Высокий уровень сложности освоения учебного материала определяется творческим характером учебной деятельности, умением самостоятельно  и осознанно применять умения и навыки в создании самостоятельного письменного текста: по-новому интерпретировать фактический материал, самостоятельно находить оригинальны способ решения проблемных задач и ответов на проблемные вопросы и др. Задания высокого уровня сложности (С5.1-С 5.3) направлены на выявление степени подготовленности учащихся к получению в дальнейшем высшего и среднего специального филологического образования. Эти задания включают в себя достаточно сложные элементы содержания, проверяемые на выпускных экзаменах в школе и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Содержание подобных заданий во многих случаях ориентирует на использование различных способов их выполнения (многообразные жанры работ), что может свидетельствовать о творческом характере учебной деятельности выпускников. При  определении содержания и конструировании таких заданий появляется возможность вариативного использования большого числа теоретических понятий и проверки практических умений всего курса литературы.

 

  1. 2. Структура и содержание тестовых заданий. 

   В действующей сейчас модели единого экзамена по литературе отсутствуют все задания с возможностью выбор ответа из нескольких представленных. Когда школьникам предлагаются готовые ответы, среди которые есть и ложные, в голове у ребёнка всё смешивается и оседает в подсознании. Это вовсе не способствует полноценной проверке литературных знаний.

   Экзаменационная работа по литературе в структурном отношении базируется на систему поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимся всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

   В демонстрационной версии 2011 года выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

   В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика, герои и события, особенности повествования, поэтические тропы и т.п.), а также некоторые важнейшие факты историко-литературного характера (хронологические рамки творчества писателя, историко-биографические связи, реалии эпохи и т.п.).

   Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержания охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимся конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает вывод в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого текста (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутри предметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

   Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1-2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).

   Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 3 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С1, С2, С3). При выполнении задания с кратким ответом  от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С1, С2, С3) требуют написания связного текста в объёме 5-10 предложений.

   Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (B) и 3 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С4, С5,С6). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-ой.

   Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

   В 3 части работы проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (С7.1-С7.3)охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:

1-по произведениям первой половины XIX века

2-по произведениям второй половины ХIX века

3-по произведениям ХХ века

   Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

   Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критической статьи или рецензии (жанр выбирает экзаменуемый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

   Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большей меры познавательной  самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

   Таким образом, ЕГЭ по литературе приобретает характер комплексной проверки.

Содержание курса литературы представлено в виде 7 разделов.

Тема 1.Из древнерусской литературы.

 «Слово о полку Игореве».

Тема 2.Из литературы XVIII века.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Тема 3.Из литературы первой половины XIX  века.

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море», баллада «Светлана».

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

А.С .Пушкин. Стихотворения: «К Чадаеву»,  «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К ***» ( «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», « Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье…»), « Туча», «…Вновь я посетил …», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Повесть «Капитанская дочка».

Поэма «Медный всадник».

Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть Поэта», «Молитва»(«Я матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Тучи», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт»»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва»(«В минуту жизни трудную…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон», («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Из-под таинственной, холодной  полумаски…», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк».

«Песня про… купца Калашникова».

Поэма «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Тема 4.Из литературы второй половины XIX века.

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

И.А. Гончаров. Роман  «Обломов».

М.Е. Салтыков - Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один  мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

Ф.М. Достоевский. Роман  «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. Роман - эпопея «Война и мир».

Н.А. Некрасов. Стихотворения:  «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Железная дорога», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как  убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…», «Еще  майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Учись у них – у дуба, у березы…».

Тема 5.Из литературы конца XIX – начала XX века.

А.П. Чехов. Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».

Пьеса «Вишневый сад».

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан - Франциско», «Чистый понедельник».

Тема 6.Из литературы первой половины XX  века.

М.  Горький. Рассказ «Старуха  Изергиль». Пьеса «На дне».

М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»(допускается выбор).

М.А. Шолохов. Роман эпопея «Тихий Дон».

А.А. Блок. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «Незнакомка», «Россия», «Ночь ,улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»(из цикла  «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…».

Поэма «Двенадцать».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Запели тесаные дроги…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская».

В.В. Маяковский. Стихотворения: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимирос Маяковским на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

Поэма «Облако в штанах».

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Творчество», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет», «Родная земля».

Поэма «Реквием».

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»(«Имя  твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог».

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Батюшков».

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Никто не будет в доме…», «Снег идет», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Тема 7.Из литературы второй половины XX  века.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

А.Т. Твардовский. Стихотворения: « Вся суть в одном – единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой  моей вины…».

Поэма «Василий Теркин»: главы «Переправа»,  «Два бойца»,  «Поединок», «Смерть и воин».

  1. 3. Критерии и показатели оценки достижения результатов.

Структура КИМов для 7 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит начать подготовку к экзамену уже с 5 класса. В конце книги приведены ответы на все задания.

Содержание пособия опирается на государственные образовательные стандарты и нормативно-методические материалы, соблюдает принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. КИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, а так же с учетом  Программы общеобразовательных учреждений по литературе (для 7 класса) (М.: Просвещение)

Кроме того, материалы пособия могут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплений полученных знаний на уроках; пригодятся для составления заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку, подготовке к ЕГЭ в 10-11 классах в качестве повторения пройденного материала.

          Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тематические тесты содержат 10-15 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А- базовый (не менее 10 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один  из которых верный.

Уровень В- более сложный (1-2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С- повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания.

На выполнение итоговых тестов отводится 40-45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связанный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листке бумаги. Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Критерии оценивания ответа к заданию С1

Баллы

  1. Содержание ответа (сочинения)

Работа соответствует теме и заданию

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания


  1

  0

  1. Речевое оформление ответа (сочинения)

Соблюдены смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения

 

   2

Критерии оценивания ответа к заданию С1

Допущена логическая ошибка

Допущено более 1 логической ошибки

Точность и выразительность речи

Прослеживается однообразие грамматического строя речи

Работа отличается бедность словаря, однообразием грамматической речи

  1

  0

  2

  1

  0

  1. Грамотность

Соблюдены орфографические нормы

Допущена 1 ошибка

Допущено более 1 ошибки

Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)

Допущены 1-2 ошибки

Допущено более 2 ошибок

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет)

Допущены 1-2 ошибки

Допущено более 2 ошибок

Соблюдены речевые ошибки ( не допущено речевых ошибок)

Допущено более 2 ошибок

  2

  1

  0

  2

  1

  0

  2

  1

  0

  2

  1

  0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

  13

 

Ответы на задания части С в 7 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем, чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов - оценка «5»;

60- 80% - оценка «4»;

40 – 60% - оценка «3»;

0 – 40% - оценка «2».

                                                                 

Тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский.

А1. Андрей Дубровский и Кирилл Троекуров были?

  1. Соседями, которые хорошо общались.           3) Просто соседями.
  2. Просто знакомыми.                                           4) Врагами.

А2. На каком году жизни Владимир Дубровский был увезён в Петербург?

  1. На 9-ом.            3) На 10-ом.
  2. На 7-ом.            4) На 8-ом.

А3. Владимир воспитывался…

  1. В Суворовском училище.          2) В детском доме.           3) В кадетском корпусе.

А4. Как звали старую няньку Владимира Дубровского?

  1. Орина Егоровна Бузыкина.                           3) Мария Кирилловна Троекурова.
  2. Орина Егоровна Бузырёва.                           4)Акулина Егоровна Бурзыкина.

А5. Троекуров и Андрей Дубровский помирились?

  1. Да, они стали опять друзьями.       2) Нет,  Дубровский умер.

А6. После смерти отца Владимир нашёл в его комнате?

  1. Старые кассеты.      2) Фотографии жены.    3) Пакет с надписью «письма моей жены»

А7. Кого обвиняли в пожаре?

  1. Дворового человека Григория.   2) кучера Антона.  3) Дубровского и Архипа – кузнеца.

А8. Какой отмечался праздник 1-ого октября в селе Троекурова?

  1. День храмового праздника.                          3) День Ивана - Купала.
  2. День рождение Троекурова                            4) День милосердия

А9. Почему Дубровский отказался от мщения?

  1. Он считал, что с Машей не должен находиться такой негодяй.
  2.  Потому, что ему приказал Троекуров.                

А10. Что любила читать Маша?

  1. Повести.          3) Легенды.
  2. Романы.           4)Лирику.            

А11. Сколько лет главной героине романа?

  1. 18      2) 20   3) 16   4) 17

В1. В каком году был опубликован роман «Дубровский»

В2. Напишите приметы Владимира Дубровского.

С1. Поясните, почему Дубровский стал разбойником.

                                Тест: Теория литературы.

  1. Жанры литературы, которые собраны в три большие группы, называются?                                                                                                                                        
  2. Род литературы, в котором повествуется о событиях и героях?
  3. Род литературы, в котором отражены переживания, чувства, мысли автора литературного произведения. Характерной особенностью этого рода является стихотворная форма?
  4. Основу этого рода составляет действие. События, происходящие с героями, их чувства и переживания отражены в действиях и поступках героев и воплощены на сцене?
  5. Перечислите роды литературы?
  6.  Исторически  сложившийся вид литературного произведения?
  7. В какой форме пишется драма?
  8. В какой форме пишется эпос?
  9. Перечислите жанры лирики?

Определите жанр ниже предложенных отрывков

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса.

  1. Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали…

  1. Мой первый друг, мой друг бесценный,

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом  занесённый,

Твой колокольчик огласил.

  1. У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

  1. Тот самый человек пустой,

Кто весь наполнен сам собой.

  1. За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает…

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

1.В каком году родился М.Ю. Лермонтов?

      а)1846     б)1814     в)1854     г)1817

2.Откуда происходил род Лермонтовых?

а)из Америки     б)из Голландии     в)из Шотландии     г)из Франции  

3.В каком жанре писал Лермонтов?

а)лирика    б)эпос     в)драма

4.Где учился Лермонтов?

а)в Московском университете     б)в Петербургском университете     в)в Уфимском университете

5.в каком возрасте умер Лермонтов?

а)38 лет     б)31 год     в)23 года      г)26 лет

6.Выберите строчку из стихотворения Лермонтова:

а) Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье…..

б) Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

        Товарищей считать…

в) Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

7.Где прошло его детство?

а)в Тарханах     б)в Кропотовке     в)в Болдино     г)в Серповке

8.Где к Мише пришла первая любовь?

а)в Горячеводске (Пятигорске)    б)в Тарханах     в)в Серповке     г)в Петербурге

9.Где Лермонтов создал первую редакцию драмы «Маскарад»?

а)в Серповке    б)в Царском селе     в)в Москве     г)в Болдино

10.По прошению кого, прах Лермонтова перевезли в Тарханы?

а)Е.А.Арсеньевой     б)Е.Г.Быховец     в)А.Г.Лаваль

Тест: М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

1.К какому роду литературы относится:

а)эпос    б)лирика    в)драма

2.Кто является рассказчиком в стихотворении:

а)автор    б)старый монах    в)генерал    г)молодой монах

3.Какую форму повествования использует Лермонтов в стихотворении:

а)повествование    б)диалог    в)монолог    г)описание

4.К какому композиционному элементу относится отрывок «Бой с барсом»:

а)экспозиция   б)завязка   в)кульминация   г)развязка   д)развитие действий

5.Что является главным в образе рассказчика:

а)простота    б)ироничность    в)чувство тоски    г)стремление к свободе

6.Кто определил, что Мцыри-это любимый идеал Лермонтова:

а)Лермонтов    б)Гончаров    в)Белинский

7.В каком направлении написана поэма:

а)классическом    б)реалистическом    в)романтическом    г)сентиментальном

8.Каков жанр произведения:

а)стихотворение    б)элегия    в)поэма    г)послание    д)баллада

9.Где развиваются события:

а)на севере    б)на юге    в)на Кавказе    г)в Сибири

10.»Мцыри» означает:

а)монах    б)священник    в)не служащий монах    г)послушник

   

Тест Н.В. Гоголь    « Ревизор».

1.Кому принадлежала мысль ,о создании комедии «Ревизор»?

А) Пушкин                                             в)Лермонтов

б)Фонвизин                                          г)Солллгуб

2.Чьи это слова: «Знаю, знаю…Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности ,а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете.»

а)Городничий                                                         в)Аммос федорович

б)Почтмейстер                                                              г)Лука Лукич

3.На ком хотел жениться Хлестаков?

а)Анна Андреевна                                                           в)Марья Антоновна

б)Жена унтер-офицера                                                     г)Слесарша

4.Кого в своем письме Хлестаков назвал человеком дурного характера?

а)Ляпкин-Тяпкин                                             в)Коробкин

б)Гибнер                                                           г)Земляника

5.В какую губернию ехал Хлестаков?

а)Саратовскую                                             в)Орловскую

б)Пермскую                                                  г)Красноярскую        

6.Откуда ехал ревизор?

а)Москва                                                   в)Нижний Новгород

б)Петербург                                                г)Тула

7.Чье это описание: «Несколько вольнодумен, охотник большой на догадки, и потому каждому слово своему дает вес…»    

а)Ляпкин-Тяпкин                                                       в)Городничий

б)Хлестаков                                                                  г)Почтмейстер

8.Что Хлестаков сделал с деньгами?

а)Купил дорогую одежду                                                 в)Потерял

б)Украли                                                                             г)Проиграл в карты

9.Кто рассказал  о приезде ревизора (Хлестакова)?

а)Бобчинский и Добчинский                                             в)Пуговицын

б)Абдулин                                                                  г)Шпекин

10.Кто признался в том, что брал взятки?

а)Абдулин                                                                      в)Городничий

б)Земляника                                                                 г)Хлопов

   

 Тест: Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

А1.Кто автор произведения «Приключения Гекльберри Финна»?

а)Жюль Верн                                       в)Эдгар По

б)Джек Лондон                                   г)Марк Твен

А2.Кто такая Полли?

а)Сестра Гекльберри Финна             в)Мать Гекльберри

б)Тетя Тома Сойера                           г)Бабушка Сойера

А3.Как звали шайку разбойников?

а)Черная мантия                                 в)Шайка Гека Финна

б)Шайка Тома Сойера                       г)Острый глаз

А4.Как Том назвал свиней?

а)Слитки                                              в)Бронза

б)Золото                                               г)Серебро

А5.Как Том назвал репу и зелень?

а)Бриллианты                                     в)Слитки  

б)Драгоценности                                г)Изумруды          

А6.Что отбирала эта шайка у людей?

а)Дома и скот                                        в)Деньги и часы

б)Одежду и машины                            г)Ничего не отбирали

А7.От чего решили отказаться Джим и Гек?

а)От дыни                                               в)Лесных ягод и финиковых слив

б)От арбуза                                             г)Не от чего

А8.Кого встретил Гек на острове?

а)Мисс Уотсон                                       в)Тетя Полли

б)Вдова                                                   г)Джим

А9.Кто похитил Гека у вдовы?

а)Мать                                                    в)Дядя

б)Отец                                                    г)Тетя

 А10.Какая фамилия у Джима?

а)Тернер                                                  в)Уотсон

б)Пакард                                                 г)Сойер

В1.Любила ли вдова Гека?

В2.О чем говорится во второй главе?

С1.Понравился ли вам рассказ?

С2.Почему 2 глава называется «Страшная клятва нашей шайки»?

С3.Охарактеризуйте Гека?

                     Тест по устному народному творчеству.

  1. Дайте определение детскому фольклору.

А) Произведения которые читают дети.         В)Произведения которые поют дети.  

Б) Произведения УНТ созданные детьми или для детей.

  1. Колыбельные, частушки, сказки, байки, былины, стихотворения это всё?

А)Детский фольклор.                           В)Устное народное творчество.

Б)Произведения для пения.

  1. Что будет относится к детскому фольклору?

А)Народная песня, байки.          В)Частушки, поговорки.

Б)Стихотворение, былина.

  1. Произведение фантастического, приключенческого или бытового характера. Бывают народные и литературные.

А)Былины.                В)Байки.

Б)Небылицы.           Г)Сказки.    

       

  1. Русские народные песни-сказания о богатырях, народных, героях и исторических событиях.

А)Байки.                         В)Пословицы.

Б)Народны песни.       Г)Былины.

  1. А за нею во всю прыть,

           Тихими шагами,

           Волк старался переплыть

           Миску с пирогами.

А)Поговорка.        В)Частушка.

Б)Байка.                 Г) Небылица.

  1. Весит груша, нельзя скушать; не лает, не кусает, а в дом не пускает; сто одёжек и все без застёжек…это всё? 

  1. Ни одна не станет в споре

Красота с тобой,

И, как музыка на море,

Сладок голос твой!

  1. От топота копыт, пыль по полю летит; шла Саша по шоссе и сосала сушку…это?

  1.  Напишите самые известные былины и их главных героев.(не менее 3)

Название былины.

Главный герой.

  1. Напишите самые известные сказки и их главных героев. (не менее 3)

Название сказки.

Главный герой.

Литература.

  1. Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе. – М., 2007.
  2. Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Краткий справочник по русской литературе для учащихся старших классов. – Р.-на-Д., 2009.
  3. Логунова Н.В., Секачёва Е.В., Скрипка Т.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ – 2010. – Р.-на-Д., 2009.
  4. Самойлова Е.А. Литература. Контрольные измерительные материалы.- М., 2009.
  5. Самойлова Е.А. интенсивная подготовка к ЕГЭ. Сборник заданий. - М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тренажёр и тест по русскому языку к заданию ЕГЭ А3, А4, А5; А6 – А11 с выбором ответа.

Интерактивный тренажёр и тест по русскому языку к заданию ЕГЭ А3, А4, А5; А6 – А11 с выбором ответа. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания трен...

Интерактивные тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А25 – А30; В1-В8

Интерактивные тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А25 – А30; В1-В8 с выбором ответа. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания трена...

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...

Конспект открытого урока в 5 Б классе (составлен и проведён учителем русского языка и литературы Басюк Н.С.)

Конспект открытого урока в 5 Б классе (составлен и проведён учителем русского языка и литературы Басюк Н.С.)Тема урока: Вид глагола.Цель:1.    дать понятие видов глагола; знать, на каки...

Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов

Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической з...

Методическая разработка по составлению рабочей программы по русскому языку в 6 классе

Данная разработка рекомендована для работы по составлению рабочей программы по русскому языку в 6 классе...

Обучающий тест по русскому языку "Выразительные средства языка"( 9-11 кл.)

Обучающий тест по русскому языку "Выразительные средства языка" ( 9-11 класс)...