Самоанализ урока "Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК- -ЩИК-
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гнездилова Ольга Николаевна

 

Тип урока:.  урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода.

Образовательная цель достигается через  познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы,  анализ языкового материала и дифференцированные задания. Развивающие цели – через систему заданий и организацию деятельности учащихся на уроке. Воспитательные цели реализуются на каждом этапе урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   МБОУ СОШ № 14

     

                           САМОАНАЛИЗ

                       ОТКРЫТОГО УРОКА

                   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                            В 6А КЛАССЕ

                                           ПО ТЕМЕ

            «Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)».

                                         

                                                                     

                                                                             

                                                                             Гнездилова О.Н.                                    

                                         

                                           г. Ковров.

                                    2011 - 2012 учебный год.                

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.

 

Структура  межличностных     отношений.

В 2011 - 12 уч. году в 6а классе было проведено социометрическое исследование, которое позволило определить структуру межличностных отношений в коллективе. Социометрическое исследование показало, что :

-        официальные  лидеры  класса –  2 (Самохвалова А., Давиденко Н.)

- предпочитаемые :  3 (Морозов И., Сафронова К., Матигина Д.)

  1. принятые : 16
  2. непринятая : 1
  3. отвергнутый: 1

Коллектив класса достаточно сплочён, но иногда возникают конфликты личностного характера между учащимися. Но конфликты решаются быстро, требуется только направляющая  помощь учителя.

Недостатки  биологического  развития.

В 6а классе обучаются дети, имеющие дефекты зрения:  Морозов И., Сафронова К., Матигина Д., Виноградов Е.  В классе есть учащиеся и  с ослабленным здоровьем: Карасёв А., Тимофеев М.. Эти дети часто пропускают занятия по причине болезни. Есть учащиеся, темп деятельности которых значительно ниже темпа деятельности класса : Иванов А., Руликов Б. ; чрезмерно возбудимые, эмоционально неустойчивые – Петров Ю., Краснов Е., Дидио Л.  Эти дети не всегда могут сосредоточиться на уроке, быстро утомляются, поэтому познавательная активность у них недостаточная.

Недостатки  психического  развития.

Слабое интеллектуальное развитие наблюдается у Громко Р.,Пиужанов Л.

Слабое развитие эмоциональной сферы   у Пяткова С, Ждановой И.

Характеристика  развития  психических  свойств.

      Отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, низкая учебная мотивация явно выражены в личностях учащихся  Дмириева М., Леонидовой М. Они не хотят учиться, ищут все возможные способы уклонения от выполнения домашних  и классных работ. Недостатки в отношении личности к себе отмечены  у Савко А. Она  имеет завышенную самооценку, что сказывается на её взаимоотношении с одноклассниками. Недостатки в отношении личности к учителю наблюдаются в поведении  Иванова А.  Он  требует к себе повышенного внимания. Отмечены и недостатки в отношении личности к коллективу. Так, Краснова Т. может быть груба и нетактична с одноклассниками.

     

   Все названные недостатки развития психических свойств личности, безусловно, мешают процессу обучения. Поэтому на уроке  приходится учитывать личностные особенности каждого учащегося.

  1. Место урока в изучаемой теме.

         На изучение раздела «Имя существительное» в 6а классе отводится  22 часа ( из них -  5 часов на уроки развития речи). В этом разделе изучается несколько орфограмм:

                          - Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

                          - Не с существительными.

                          - Буквы ч и щ в суффиксе - чик  (-щик).

                          - Гласные в суффиксах существительных - ек- и -ик.

     - Гласные о и е после шипящих в суффикссе существительных.

 

На изучение орфограммы «Буквы ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-)»   отводится 2 часа.

 На 2 уроке  я планирую отработать различие значений суффиксов – чик, -щик, правописание ь знака перед  суффиксами –чик, -щик, повторить правописание сочетаний нщ, чк, нч и т. д.

3. Характеристика ТЦУ.

         Исходя из особенностей класса, поставила следующие цели урока.

                      Образовательная цель:        

                

  1. Формировать умение  правильного  написания слов  с орфограммой «Буквы ч и щ в суффиксе  -чик-, - щик-.

                  Развивающие цели:

 1.  Способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать,  доказывать (через составление алгоритма, обозначение орфограммы, распределение по группам).

  1. Способствовать развитию устной и письменной  монологической  речи

 ( обогащение словарного состава через работу со словарными  словами).  

                    Воспитательные цели:

1.  Способствовать воспитанию  трудолюбия на основе интереса к    языку.

     2. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учёбе, требовательности к себе, чувства товарищества.

           При постановке  образовательной   цели   учитывала, что  каждый  учащийся   должен  достичь уровня  образовательных   стандартов и попытаться   выполнить   задания   уровней  А, В.    Определяя

развивающие цели урока, опиралась на данные психологического паспорта 6а класса, в котором отражено, что интеллектуальное развитие десяти учащихся соответствует возрастной  норме, остальные дети имеют низкий уровень развития. Следовательно, необходимо развивать мышление учащихся, речь.  В классе есть учащиеся с достаточно низким темпом деятельности , поэтому через познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы, создание  алгоритма рассуждения  попыталась активизировать эмоциональные реакции учащихся. Также в 6а классе необходимо развивать навыки устной и письменной монологической речи, так как большинство учащихся этого класса испытывают затруднение, когда перед ними ставится задача составить связное монологическое высказывание. В классе есть и  учащиеся, у которых отмечено отсутствие познавательного интереса, отсутствие потребности в знаниях, низкая учебная мотивация. У таких детей важно воспитывать ответственное отношение к учёбе и трудолюбие на основе интереса к языку.

                                                                                                                                                                   

4.Характеристика замысла урока.

 Тип урока:.  урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода.

Образовательная цель достигается через  познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы,  анализ языкового материала и дифференцированные задания. Развивающие цели – через систему заданий и организацию деятельности учащихся на уроке. Воспитательные цели реализуются на каждом этапе урока.

 Как был построен урок, исходя из его замысла.

                 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

Данный этап процесса обучения предполагал осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Цель этапа: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Средства: беседа, добрые пожелания.

Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение к включению в  учебную деятельность.                   

                                                               

            2. Актуализация и пробное учебное действие. 

На данном этапе организовывалась подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 Цель: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания.

Соответственно, данный этап предполагал:

1) тренировку мыслительных операций;

2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

3) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.                                                                                                              

         Средства: лингвистическая загадка, побуждающий и подводящий диалог, создание проблемной ситуации.

Результат: Фиксация затруднения в   деятельности.

               

                     3. Выявление места и причины затруднения. 

На данном этапе организовывался выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

С этой целью:

1) велось наблюдение за материалом, где возникло затруднение. Сопоставляя примеры, записанные на планшетках, учащиеся делали выводы об условии выбора орфограмм;

2) учащиеся выявляли причину затруднения.

                 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

                         ( «открытие»  учащимися нового знания).

   На данном этапе учащиеся самостоятельно  в коммуникативной форме обдумывали  проект будущих учебных действий: формулировали задачу  урока, назвали тему урока и мотивировали собственную деятельность, что, безусловно, способствовало активизации мыслительных процессов школьников.  

Средства: подводящий диалог, выдвижение гипотез, проверка.

Результат: понимание нового материала большинством класса.

                    5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществлялась  реализация построенного проекта: предлагался алгоритм рассуждения в виде перечисления шагов, в виде блок – схемы и   выводился единый  вариант. Построенный способ действий использовался для преодоления познавательного затруднения.

    Такая организация урока позволяла каждому учащемуся несколько раз проговорить правило, практически усвоив его. Графическая и словесная формы алгоритма способствовали включению в работу учащихся разного интеллектуального развития, разного темпа деятельности. В результате каждый составил свой вариант, со своими примерами.

Средства: индивидуальная аналитическая деятельность (работа в группах, работа в парах), подводящий диалог, построение алгоритма решения.

              6. Первичное закрепление.

               Первичное закрепление проходило фронтально со всем классом.

      Цель:  зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

 

          Первичное закрепление обеспечивало прохождение этапа внешней речи – учащиеся проговаривали вслух и одновременно выполняли в письменной и устной форме установленные алгоритмы действий.  Также на данном этапе происходило развитие навыков взаимопроверки и взаимооценки.

   Затем учащиеся выполняли дифференцированные задания.

Цель:  создать условия для достижения каждым учащимся уровня образовательных стандартов и попытаться  выполнить задания уровней  А, В .

По результатам распределительного диктанта те, кто набрали 6-7 баллов,  предлагалось выполнить  задание уровня «В».

Прочитайте предложения и выполните задания с 1 по 5.

Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или  кирпича. Это  делают                             . Нужно установить арм….туру. Эту работу выполняют.                                             Надо сварить металлические части. Этим занимаются                                           .  Долго пришлось бы перечислять всех, кто возводит прекрасные  современные дома.

Где только не строят в нашей стране! Строитель – очень почётная профе….ия. Собственно, это не одна, а много разных  профе….ий.

1. Восстановите последовательность предложений,  чтобы получился текст.

2. Озаглавьте текст.

3. При списывании вставьте существительные, называющие лиц по их профессии.

4. Каким способом они образованы.

5. Объясните постановку тире во втором предложении.

- Кто набрал  менее 6 баллов, работали под руководством учителя и выполняли задание группы «А».

Образуйте с помощью         суффикса - чик (- щик) от данных слов имена существительные со значением лица:

Паркет-

Расчет-

Гардероб-

Сварить-

Барабан-

                     7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

При проведении данного этапа использовалась индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли  тестовое задание и осуществляли его самопроверку, сравнивая с эталоном.

 Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождались речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривали «про себя» (внутренняя речь).  

Эмоциональная направленность этапа состояла в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Средства:   Самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка,   индивидуальная                                              

                      деятельность.                    

Результат: Индивидуальная рефлексия.

                    Адекватная самооценка

                      8.   Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

 Цель: осознание метода собственной познавательной деятельности.

  1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
  2. Оценить собственную деятельность на уроке.
  3. Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.
  4. Обсудить и записать домашнее задание.

Информация о домашнем задании.

Учащиеся попытались предположить, каким должно быть домашнее задание, чтобы материал был закреплён.

Затем им  было предложено  разноуровневое домашнее задание по выбору ( по результатам самостоятельной работы).  

Цель : формировать навыки самоанализа, самоцелеполагания,    самопланирования, самовыражения.

                                Параграф 39.

      1  уровень:   Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок и получил  

                            «5», выполняет упражнение 224.

      2  уровень : Кто в самостоятельной работе допустил 1 – 2 ошибки,

                           выполняет упражнение 222.

                       

На данном этапе была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

        Учащиеся должны были осознать,  довольны ли они своей работой на уроке, что им удалось, какие задания оказался   самыми интересными, что для них составило трудность, и главное, что получилось, чтобы спрогнозировать свою будущую деятельность.  

Средства: беседа, самостоятельная работа.

Результат: анализ собственной познавательной деятельности.  

                               

Я считаю, что цели урока достигнуты. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся «открывали» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направлял эту деятельность и подводил итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.

    Таким образом,  в процесс обучения эффективно включались все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий,  алгоритм рассуждения, операции самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимоценки.  Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивала прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки учащихся, так как обеспечивала прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.

 «Открытие» нового знания осуществлялось через предложенную учителем систему вопросов и заданий, подводящих учащихся к самостоятельному открытию нового. Первичное закрепление обеспечивало прохождение этапа внешней речи – учащиеся проговаривали вслух и одновременно выполняли в письменной и устной форме установленные алгоритмы действий. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождались речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривали «про себя» (внутренняя речь).  

      Разноуровневые задания позволили каждому учащемуся на своем уровне справиться с заданиями.                

При выполнении задания в парах, группах учащиеся, которые обычно ведут себя на уроке пассивно, были заняты работой, старались на своём уровне справиться с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1

Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы,  при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...