УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Комарова Татьяна Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokpravopisanie_suffiksov_glagola.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК НА ТЕМУ

«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»

Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.

Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.

ХОД   УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):

— Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

осенний ← осень                 видел ← видеть

(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

— Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ,         расчесываетСЯ,                 одеваетСЯ,         собираетСЯ

(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне — изображение аккуратной девочки.)

— Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил → выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:

— Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

докладоывать, командоывать,  

     гореивать, настае ивать     .  

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».

Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока — познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материалом.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила: 

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)         

гориеватъ, докладоывать                                                         

1. Ставлю глагол в форму наст.  или буд. вр. 1-го лица ед. ч.        

                   Я что делаю? что сделаю?                                        

2. Смотрю, на что оканчивается глагол                                        

                     ↓                                     ↓                                        

              -ую, -юю                       -ываю, -иваю                                        

                     ↓                                         ↓                                        

             -ова, -ева-                    -ыва-, -ива-                                        

Применение   алгоритма.   Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ — горЕВАть               .

командУЮ — командОВАть  .

настаИВАЮ — настаИВАть   .

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности — просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива-всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАтъ

командУю

командУЕешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами — о, е.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1.  Замените глаголы или словосочетания  близкими   по   смыслу   (см.   слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)

Его   усиленно   угощали,   (потчевали   — потчУЮ)

Кучер   подгонял  лошадей,   (подстёгивал — подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому  сделали  операцию,  (прооперировали — прооперирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливался — прогулМВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.

2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму. 

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.

Кто   не   умеет   выполнять,   не   должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий   трус   любит  о  храбрости  (бесе-дУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.

Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.

3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь         усердствовать

набрать в рот воды                 подзадоривать

из кожи вон лезть                 безмолвствовать

5. Промежуточный контроль,

Самостоятельная работа.

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.

1. -ыва- Оправдывать — атаковать.

2. -ова Воспит..вать — торжеств..вать.

3. -ова- Лакир..вать — испыт..вать.

4.   ова Доклад..вать —  исслед..вать.

5. -ова- Записывать - чувств..вать.

6. -ова- Негод..вать — откус..вать.

7. -ыва- Действ..вать — образов..вать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

Обведите   столбик,   состоящий   из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа.

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.

Использовать, жаловаться, танцевать,

расспрашивать, отплясывать, откапывать,

высчитывать, вспахивать, пропалывать,

складывать, попробовать, затрагивать,

проветривать, дневать и ночевать.

Самопроверка по записи на доске:

О    О     Е     И

Ы    Ы    Ы    И

Ы    Ы    О     И

И    Е      Е

Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.

7. Подведение итога урока

— Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Дополнительный материал.

• Коварные суффиксы.

смотреть — рассмАтривать — (смОтр)

прополоть — пропАлывать — (пОлет)

умолчать умАлчивать — (мОлча)

— Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива . Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

• Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю — ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.

9. Домашнее задание (на карточке):

1.   От  данных  слов  образуйте  глаголы  с изученными суффиксами.   Не забудьте  обозначить орфограмму.

команда — _____ расход — _____

зависть — _____ участие — ________

горе — _______ сочувствие —_______

2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

обвинять — _________ копить — __________

печалиться — молчать —

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти — __________________________________________,

покрывать лаком — _____________________________________________,

быть шефом - __________________________________________________,

принимать участие —____________________________________________,

ездить по новым местам —_______________________________________,

проводить расследование — _______________________________________,

посылать телеграмму — _________________________________________,

дать совет  —__________________________________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 5 класс. Презентация к уроку по теме "Правописание личных окончаний глаголов"

Презентация к уроку "Правописание личных окончаний глаголов"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Презентация в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данная презентация служит дополнительным источником информации темы урока....

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

Урок по теме "Правописание корней с чередующимися гласными Е-И" (5 класс)

Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОСе.Тип урока: урок открытия новых знаний.На всех этапах урока п...

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....