Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Кожан Олеся Александровна

    Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).

    Методика АСО при объяснении нового материала.

    Объяснение нового материала – это всегда необычный урок. Начала урок со словообразовательной разминки, чтобы подготовить ребят к усвоению нового материала. Я обучала всех учащихся класса, объясняя новый материал 5-7 минут. Затем закрепление нового материала. И дала первый контроль усвоения темы. Это были устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания. На этом уроке старалась заинтересовать ребят, использовала мультимедийный комплекс (компьютер.Проектор и экран).

    Следующий этап урока – общий контроль усвоения нового материала. Применила такие виды контроля: тестирование, графический диктант, карточки с заданиями.

    Последний этап урока – домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.

    На своем уроке я использовала живое общение с детьми.т.к. оно в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе.

    Преимущества АСО при объяснении нового материала:

    - Полная занятость всех учащихся;

    - Осуществлялся достаточный уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему:

     "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

    Цель урока:

    - познакомить учащихся с правописанием суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-).

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), показать способ различения этих суффиксов и суффикса –ва-;

    - научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;

    - совершенствовать умение определять вид глагола и составлять видовые пары;

    Развивающие:

    - способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);

    - продолжать формировать умение работать с толковым и фразеологическим словарями;

    -развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать и строить рассуждение-объяснение.

    Воспитательные:

    - способствовать воспитанию отношений товарищества и взаимопомощи, интереса к предмету.

    Оборудование:

    Опорная табличка «Виды глагола»; табличка «Критерии оценки»; алгоритм применения правила и памятка анализа ответа товарища в справочниках учащихся; карточки с упражнениями; контрольные карточки для самопроверки.

    Ход урока

    1. Организационный момент (1 мин.)
    2. Повторение. Словообразовательная разминка.

    На карточках.

    Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?

    ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?

    Какая приставка поможет нам завершить действие?

    УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?

    Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?

    умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ.

    1. Объяснение нового материала.Постановка проблемы.

    - Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

    ДОКЛАД?ВАТЬ                                                                    

    КОМАНД?ВАТЬНАСТА?ВАТЬ

    ГОР?ВАТЬ

    1. Сообщение темы урока.

    Правописание гласных в суффиксах -ова(-ева-); -ыва(-ива-)"(Слайд 1).

    - Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок, писать глаголы с указанными суффиксами (Слайд 3).

    Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Слайд 4).

    Составим опорную схему в рабочих тетрадях (Слайд 5).

    - Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

    Составление инструкции для применения правила (Слайд 6).

    V. Применение алгоритма.

    - «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы» (Слайд 7).

    - Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляются после твердых согласных. И, Е – употребляются после мягких согласных).

    - Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку.

    VI. Грамматическая сказка.

    Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

    Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8).

    Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквы Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

    Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9).

    Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.

    - Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

    VII. Закрепление нового материала.

    Работа по алгоритму (Слайд 10).

    - Это задания не очень сложные. Суффиксы даны, вам только нужно объяснить: почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.

    VIII. Работа с карточками.

    Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 пословицакаждому ученику).

    - Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

    - Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

    - Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.

    - Всякий трус любит о храбрости беседовать.

    - Новых друзей наживай, а старых не теряй.

    Физкультминутка (1,5 мин.)

    Руки кверху подними,

    А потом их опусти,

    А теперь их разверни,

    И к себе скорей прижми,

    Плечами поводи,

    Головою покрути,

    А потом быстрей,быстрей

    Хлопай, хлопай веселей.

    Вновь за парту ты садись,

    С увлечением учись!

    X.Тестирование или словарный диктант. (Слайды 13, 14; Приложение 2).

    Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16).

    - Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

    XI. Дополнительный материал.

    Смотреть – рассмАтривать (смотр)

    Умолчать – умАлчивать (молча)

    - Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами –ыва-, –ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

    Ослабеваю – ослабеть                                                   Повелеваю - повелеть

    В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл. НСВ обр. с пом. суф. -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом. глагола СВ. Записываем в словарики.

    XI. Домашнее задание (на карточках).

    Карточка 1.

    От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

    Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…ствие

    Карточка 2.

    К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

    Обвинять –                                                   Копить -

    Печалиться -                                                Молчать –

    Карточка 3.

    Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

    Торжественно идти –

    Покрывать лаком –

    Быть шефом –

    Принимать участие –

    Проводить расследование –

    Дать совет -

    Самоанализ открытого урока русского языка в 6-м классе на тему:

    «Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова(-ева-), -ыва(-ива-)»

    Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).

    Методика АСО при объяснении нового материала.

    Объяснение нового материала – это всегда необычный урок. Начала урок со словообразовательной разминки, чтобы подготовить ребят к усвоению нового материала. Я обучала всех учащихся класса, объясняя новый материал 5-7 минут. Затем закрепление нового материала. И дала первый контроль усвоения темы. Это были устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания. На этом уроке старалась заинтересовать ребят, использовала мультимедийный комплекс (компьютер.Проектор и экран).

    Следующий этап урока – общий контроль усвоения нового материала. Применила такие виды контроля: тестирование, графический диктант, карточки с заданиями.

    Последний этап урока – домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.

    На своем уроке я использовала живое общение с детьми.т.к. оно в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе.

    Преимущества АСО при объяснении нового материала:

    - Полная занятость всех учащихся;

    - Осуществлялся достаточный уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...

    Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

    Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 5-м классе. Урок-путешествие «Глагол как самостоятельная часть речи».

    Урок-обобщение в 5 классе по теме "Глагол" с применением игровых технологий. Применение групповой формы работы на уроке....

    План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»

    План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»...

    Урок русского языка в 5- Б классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова."

    Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.Цели: Образовательные:1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.Развивающие:1) развивать умение ...