Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Сергеевых Светлана Анатольевна

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_mestoimenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Местоимение. Повторение изученного ».

Цели урок:    1) закрепить изученный ранее материал;

                       2) отработать навыки распознавания местоимений в тексте, отнесения их к определённому разряду, правописания некоторых групп местоимений;

                       3) продолжать воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Объявление учителем темы урока и формы его проведения.

- Ребята! У нас с вами есть возможность принять участие в турнире знатоков русского языка, который состоится в середине марта в королевстве грамматики. Королева прислала в школу по электронной почте приглашение на это мероприятие. Хотите ли вы участвовать в нём? Другого ответа я от вас и не ожидала. Вы любите играть. Только имейте в виду: мы должны будем  пройти отборочный тур прежде, чем  попадем на турнир.  А сейчас нам нужно получить допуск на отборочный тур в королевской канцелярии, до которой не так легко добраться. Желание ехать в королевство грамматики ещё не пропало? Меня предупредили, что путь  в королевскую канцелярию  будет проходить через ряд станций (взгляните на схему движения, данную на доске), и на каждой из этих станций мы будем останавливаться для выполнения заданий, предлагаемых советниками Королевы. Помощники Её Величества знают, какую тему вы сейчас изучаете, и хотят проверить, как вы её усвоили. А кто из вас сообщит нашим гостям, какую тему мы с вами изучаем вот уже в течение нескольких уроков. ( Местоимение).

Мы должны убедить советников Королевы, что сможем принять участие в турнире знатоков русского языка. Давайте покажем, какие знания мы  получили в процессе изучения темы « Местоимение», и продемонстрируем  навыки, которые приобрели  в распознавании  и правописании местоимений.

Как называется первая станция на нашем пути? (Проверочная). Как вы думаете, какое задание советников Королевы мы должны будем выполнить на данной станции? (Проверить домашнее задание).

  1. Проверка домашнего задания.

- Сначала я хочу выяснить, все ли выполнили домашнее задание к сегодняшнему уроку. Помощники, доложите об итогах вашей проверки. (Помощники учителя докладывают об итогах проверки). Думаю, что мне не будет стыдно за вас, ребята, перед Королевой грамматики, ведь домашнее задание она будет проверять у вас сама. Её Величество только предупредила меня, что оценки за домашнюю работу она выставит в журнал. В конце урока вы сдадите тетради на проверку. Какая следующая станция лежит на нашем пути? ( Опросная). Догадались, что мы будем делать на этой станции? (Конечно, по заданиям советников Королевы будет проводиться опрос по изученному материалу).

  1. Опрос.

 Советники Её Величества приготовили для троих из вас карточки, а для остальных ребят – тест.  Мы с вами часто на уроках выполняем  задания по карточкам. (Раздаются карточки конкретным ученикам). И тестам мы с вами уделяем большое внимание. Надо же к ЕГЭ хорошо подготовиться. У вас на партах лежат распечатки с тестами. Приступаем к работе. Задание выполняем в тетрадях. После проверки тестовых заданий учитель вновь спрашивает у ребят о том, какая следующая станция их поджидает. ( Повторительно – закрепительная).

  1. Повторение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение.

- Мы с вами и тестовые задания, и задания по карточкам  выполнили, а ведь ещё так и не вспомнили, что такое местоимение, какими морфологическими признаками оно обладает, какова синтаксическая роль местоимения. Давайте повторим изученный ранее материал.

Беседа.

 - Что такое местоимение?

 - Как изменяется местоимение?

             - Каким членом предложения может быть местоимение?

- На какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения?

Работа с текстом. ( Отрывок из романа А. С. Пушкина «Дубровский»).

 - Ребята возьмите лежащие у вас распечатки с текстом, подчеркните в нём местоимения и определите их разряд. После выполнения задания учитель спрашивает, из какого произведения взят отрывок, а также выясняет у ребят, местоимений какого разряда было больше всего в тексте. ( Личных).

 - Ребята, советники Королевы, конечно, не просто так дали вам для работы текст, в котором преобладают личные местоимения. Их интересует, знаете ли вы особенности склонения личных местоимений. Что происходит, например, при склонении местоимения «я»? (Изменяется основа слова). А если перед местоимениями 3 лица поставить предлог, что с ними  произойдет? ( У них в основе появится буква « н »). Давайте откроем наши рабочие тетради (Богдановой Г. А.) и выполним упражнение № 125.

Упражнение № 125 из тетради Г. А. Богдановой.

 - Мы сейчас вспомнили о некоторых особенностях склонения личных местоимений. А что такое склонение? ( Изменение слова по падежам). А какие местоимения не имеют формы именительного падежа? ( Себя, некого, нечего). К какому разряду относятся последние 2 местоимения? (Отрицательные). Советники Королевы грамматики, хотят выяснить, как у вас обстоят дела с правописанием отрицательных местоимений. С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения? ( Ни и не). Когда же в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда – НЕ? Если НИ и НЕ отделяются от местоимения предлогом, как они в отрицательных местоимениях пишутся? Советники Королевы грамматики предлагают вам написать выборочно – распределительный диктант.

Выборочно – распределительный диктант.

В то утро старик уже никого не увидел, потому что совсем ослеп. Он понимал, что его беде теперь уже никто не поможет.  Врачи давно предупреждали, что в любой момент он  может потерять зрение. Старик ни о чем ни у кого не спрашивал, а только грустно качал головой. Нечему ему было радоваться. Ничего не может быть страшнее слепоты в старости. ( Раздельные и слитные написания проверяем).

 - Мы сейчас говорили об отрицательных местоимениях, которые вызывают затруднения в написании. А  какие ещё местоимения создают  нам трудности в правописании? (Неопределённые). Какие местоимения мы относим к разряду неопределённых? ( Некто, нечто, некоторый, несколько и местоимения с приставкой кое -  и суффиксами -  то, -  либо, -  нибудь). Как пишутся местоимения с суффиксами - то,  - либо, - нибудь?  ( Через дефис). А местоимения с приставкой кое- как пишутся? (Слитно).  А если кое - отделяется от местоимения предлогом, то как местоимение пишется? (Раздельно). Давайте с вами поработаем с перфокартами. Дефис или слитно?

Работа с перфокартами.

Кое с кем познакомиться, с кем - то встретиться, у кого - то остановиться, кое для кого постараться, кое о чём расспросить, кое- что доказать,  у какого- нибудь перекрёстка, возле какой- то станции, чей- то портфель, кое с чем не согласиться, кое на кого обидеться, кое о ком поговорить,  что - либо узнать, что - нибудь рассказать.

- Наш путь к Королевству грамматики близится к концу. Сколько станций осталось нам проехать? (Две). Что нас ждёт на станции Задающая? ( Домашнее задание).

  1. Домашнее задание. Упражнение 141 по тетради Г. А. Богдановой. Параграфы 68- 74 по учебнику повторить.

- Мы добрались до станции Итоговая. Чем же мы сегодня занимались на уроке?  

  1. Подведение итогов.( Повторяли изученный  по теме « Местоимение» материал, закрепляли навыки правописания местоимений,  уделяли внимание определению разрядов местоимений). А вот допустили ли нас  к отборочному туру, мы сейчас узнаем у  помощников Королевы, которые присутствовали на сегодняшнем уроке. Чем порадуете, господа советники? (Слово старшеклассникам).

- Её Величество Королева грамматики известила нас, что вы, ребята, допущены до отборочного тура. Вас ждут в королевстве грамматики сегодня в 16 часов. Её Величество к тому времени постарается проверить полученное вами к сегодняшнему уроку домашнее задание. Нам дано поручение доставить тетради  во дворец. Королева попросила поблагодарить вас за хорошую работу на уроке и велела вручить вам сладкие сувениры.

 Резерв:  1.Упражнение № 428 (учебник).

               2. Игра « 3 лишний».

Кто – то, кто, какой – то.

Некто, ничего, не о чем.

Ничего, никого, для кого – нибудь.

               3. Объяснительный диктант.

 Вдруг что – то шлёпнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. Я сидел и не шевелился, не желая ничем выдавать себя. Потом выдра исчезла под кустами. Раньше мне не приходилось видеть что – нибудь подобное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...