Программа школьного драматического кружка
рабочая программа по русскому языку по теме

Для продвижения ребенка с нарушением слуха участие в занятиях драматического кружка является значимым. Это дает возможность дальнейшего развития школьников с особыми образовательными возможностями и предусматривает формирование у них пластики и мимики лица, сотрудничества, творчества, коммуникативности, самореализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность программы

Деятельность драматического кружка способствует развитию творческих возможностей учащихся, развивает их внимание, наблюдательность и волевые качества.

Чтобы заставить неслышащего зрителя живо вообразить себе и почувствовать увиденное, играющий должен хорошо представить себе изображенную в произведении жизнь, уяснить смысл разнообразных фактов и явлений этой жизни. Это и является наиболее приемлемым направлением в работе с глухими учащимися:  пробуждение у неслышащего ребенка эмоционального отклика на изображенные автором предметы, факты, явления; развитие его  образных представлений, его воображения.

 Представлять себе, видеть изображенную в произведении жизнь – это значит воссоздавать в своем воображении не только зрительные образы, но и те звуки, запахи, те вкусовые и осязательные ощущения, о которых в произведении говорится. Изображенные автором картины жизни  очень редко возникают в воображении глухих актеров сами собой. Этому их нужно учить путем выполнения специальных упражнений.

 Следовательно, содержанием работы драматического кружка является работа  над выразительностью  движений неслышащих школьников. С помощью их ребенок передает соответствующий образ, эмоционально самоутверждается.

 Особое место отводится работе по развитию пластики и мимики лица, что предполагает  умение перевоплощаться, используя свое тело как исходный материал.

 Огромное внимание уделяется работе над выразительностью речи неслышащих учащихся. Вывести этих детей из «страны молчания» -  цель коррекционной педагогики. Выразительное чтение может явиться дополнительным средством в её достижении. Оно, приучая владеть голосом и дыханием, не только развивает голос, но и укрепляет легкие; оно исправляет недостатки произношения; заставляя обращать внимание на каждое выражение и слово в произведении, оно является лучшим средством изучения литературного произведения. Кроме того, выразительное чтение имеет большое воспитательное значение, развивая вкус, чувство и воображение. Выразительное чтение – это искусство, «которому, подобно музыке и рисованию можно выучиться».

Основная цель – формирование навыков сотрудничества, творчества, коммуникативности, самореализации через занятия.

 Поставленной цели соответствует модель ожидаемого результата: раскрепощенный, человек с достаточной речевой активностью, готовый к творческой деятельности.

Задачи:

1.Практически познакомить ребят со сценическим действием в упражнениях, этюдах, играх.

2.Освоить этюды – «я в предлагаемых обстоятельствах».

               а) реакция на предмет.

               б) действие с воображаемым предметом.

                в) общение.

3.Развивать  выразительность речи, пластику движений и мимику лица неслышащих учащихся.

4.Показать  пьесы (спектакли) ученикам и педагогам  школы.

Раздел программы

Общие задачи программы

Предполагаемые результаты реализации программы

Механизмы отслеживания результатов

1

2

3

4

1. Речь














2. Театральная игра






- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию на материале стихов;

- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, восхищение, таинственность)

- учить находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом;

формировать четкую и грамотную речь

 


- снимать зажатость и скованность;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, воображение, способность верить в воображаемую ситуацию



- знать 3-4 артикуляционных упражнения;

- находить ключевые слова и выделять их голосом










- уметь одни и те же действия выполнять в разных ситуациях по-разному





- рефлексия с обучающимися;

- практическая работа;

- педагогическое наблюдение









-   летопись школьного театра (видео-, фотоматериалы)





3.Работа над спектаклем

















- Первое знакомство с пьесой (рассказом), инсценировка которой запланирована, определение  жанра произведения;

- разбор пьесы, нахождение положительных и отрицательных героев, определение главных событий.

- в процессе работы идет заучивание текста, диалогов между персонажами, творческое освоение материала;

- работа над мизансценами;

- индивидуальная работа над выразительностью речи учащихся, их движениями, пластикой, мимикой.


- уметь анализировать пьесу;

- репетировать по эпизодам; проводить репетиции















- рефлексия с обучающимися

- практическая работа;

 педагогические наблюдения













4. Основы театральной культуры

- знакомить детей с театральными постановками, с видами театрального искусства, с актерами театра;

- познакомить с театральными профессиями;

- воспитывать культуру поведения в театре;

- приобщать детей к миру искусства


 - знать виды театрального искусства, актеров, режиссеров, театральные профессии;

- знать правила культурного поведения в общественных местах

- рефлексия с обучающимися

- практическая работа;

 педагогические наблюдения

Учебно-тематический план работы драматического кружка

Содержание

Количество часов

1-ый год

2 год

теория

практика

теория

практика

1



2




3




4


5.


6.



Беседа о задачах и особенностях занятий в драматическом кружке.


Беседы о театре: обсуждение просмотренных спектаклей, театральные игры


Учебные занятия (игры-упражнения, этюды-импровизации, упражнения по технике выразительного чтения и т. д.)


Работа над спектаклем.


Изготовление костюмов и реквизита.


Показ пьесы (спектакля), итоговое обсуждение.


2



4




3




4


2


-

2



6




15




28


4


2

2



4




3




4


2


-

2



6




15




28


4


2

ИТОГО

72

72

В продолжение практического знакомства со сценическим действием использовать упражнения, этюды, игры.

1. Простейшие упражнения и игры помогают сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания:

а) предложить поставить стулья полукругом, сесть, рассчитаться, по сигналу вставать то четным, то нечетным номерам. Садиться – каждому в отдельности, затем всем одновременно и бесшумно;

б) изменить расположение мебели, вещей – упражнение на развитие внимания.

2. Игры, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах:

а) рассмотреть предмет или соседа, по памяти рассказать об увиденном, посмотреть в окно, выйти за дверь в коридор – рассказать, что успел заметить;

б) взять стул, переставить к стене, чтобы рассмотреть висящий на стене плакат;

в) условия вымысла – из четырех слов составить рассказ.

2. Этюды.

1.Реакция детей на один и тот же предмет:

 а) новую книгу;

б) яблоко;

в) грязные туфли.

2. Действие с воображаемым предметом:

а) собирают ягоды;

б) открывают дверь;

в) несут сумку;

г) тяжелое (легкое) ведро.

3. Развитие воображения:

а) дать старую шапку, а представить, что это тарелка с водой;

б) выступление на манеже цирка, чуть не сорвался с каната.

4. Общение:

а) друзья поссорились, но ищут повод, чтобы помириться; незаметно наблюдая друг за другом, стараются найти удобный момент, чтобы показать, что ссора забыта.

5. Этюды, развивающие способность живо и инициативно отвечать на изменение условий вымысла:

а) сел на бугорок – оказалось – муравейник;

б) собрался в школу – нет тетради;

в) достаю сахар с полкт, а там дыра – сахар сыплется на пол.

7. Сценическое воображение, я – в предлагаемых обстоятельствах.

«Вижу, как дано, отношусь, как задано».

А) закрыть дверь – лежит больной, либо спит мама; разлетаются листы во все стороны.

Б) изменение характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств: перехожу реку по мосту, бревну, вброд и т. д.

Требования к выполнению упражнений

В условиях вымысла ученик должен действовать так, как если бы он действовал в жизни, вследствие чего происходит  развитие творческой инициативы, фантазии, образных представлений ребенка. При различных предлагаемых обстоятельствах изменяется его физическое самочувствие, что выражается в поведении ребенка, характере выполнения им действия.

В продолжение практической работы над выразительностью речи использовать следующие виды упражнений:

Упражнения на развитие образных представлений отраженной в произведении жизни


п. п.

Упражнения

1

Вспомните во всех подробностях и детально опишите: комнату, в которой вы живете; внешний вид дома; путь к школе или дому от ближайшей остановки городского транспорта; витрину магазина; любимый уголок города или природы; самую любимую картину художника.

2

Опишите внешность хорошо знакомого вам человека так, чтобы слушающие ясно его себе представили  и уловили черты его характера. Можно взять за «натуру» человека, которого знают и слушатели. Узнают ли они его в вашем рассказе?

3

Представьте внешность того или иного персонажа художественного произведения и нарисуйте ее своими словами.

4

Выберите небольшой отрывок художественной прозы описательного характера, возможно ярче и конкретнее представьте себе то, что рисует автор, а затем расскажите о возникшей в воображении картине во всех ее деталях и подробностях своими словами. В случае необходимости используйте отдельные выражения автора. (Тексты прилагаются).

Упражнения на создание общения читающего со слушающим, в процессе которого осуществляется воздействие чтеца на слушающего


Упражнения

  1. Произнести пословицу «Тише едешь – дальше будешь» с различными оттенками (намерениями). Прежде, чем произнести слова с тем или иным намерением, придумать обстоятельства, при которых это намерение может возникнуть. Например, этими словами можно ободрить старательного, добросовестного человека; можно высмеять излишне медлительного, нерасторопного человека. Эту же пословицу можно использовать для того, чтобы поучить, наставить небрежного торопыгу.

Необходимо, чтобы произносящий пословицу обращался к конкретному лицу, стремясь воздействовать на него согласно своему намерению. Стараться для каждой пословицы найти как можно больше подтекстов.

На всякого мудреца довольно простоты. Не в свои сани не садись. Дал слово – держись, а не дал – крепись. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Не спеши языком, торопись делом. На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.


2. Определить конкретные словесные действия, которые нужно выполнить, произнося слова басен Крылова. Предварительно ознакомившись с текстом басни, определить свое отношение к данному персонажу. Прочитать слова персонажа вслух, выполняя намеченное действие.

Я отыщу секрет и ларчик вам открою;

В механике и я чего-нибудь да стою.                     («Ларчик»)

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

       Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву.                                            («Волк и ягненок»)


3. Описать с конкретным намерением хорошо знакомый портрет, пейзаж, интерьер, городской ансамбль или отдельное сооружение так, чтобы из вашего рассказа без оценочных слов (типа «нравится», «не нравится», «восхищает», «удивляет», «отталкивает», «привлекает») слушателям стало ясно ваше отношение к описываемому.


4. Определить подтексты и словесные действия в диалогах. Прочитать эти диалоги вслух по ролям, выполняя намеченные действия.

…Я сегодня поймал рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так отпустил ее в синее море.

-Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,  

 Наше-то совсем раскололось.          (А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)

Работа над спектаклем

1. Первое знакомство с пьесой (рассказом), инсценировка которой запланирована, определение  жанра произведения; просмотр спектакля или фильма по пьесе (рассказу).

2. Разбор пьесы, нахождение положительных и отрицательных героев, определение главных событий.

3. В процессе работы идет заучивание текста, диалогов между персонажами, творческое освоение материала.

4. Работа над мизансценами.

5. Индивидуальная работа над выразительностью речи учащихся, их движениями, пластикой, мимикой.

6. Репетиции отдельных сцен спектакля.

7. Постановка и отработка танцевальных номеров к спектаклю.

8. Постановка и отработка текста песни в речевом и жестовом оформлении.

9. Работа с переводчиком.  

Показ спектакля – итог работы педагогического и детского коллектива, что предполагает взаимосвязь между всеми кружковцами, понимание каждым из них требований педагога, осмысление требуемого, воплощение его в конкретном образе; помощь ребятам учителей русского и литературы, учителей-дефектологов, воспитателей, родителей.

Тематика театральных игр и бесед по культуре общения

1-ый год

2-ой год

  1. «Здравствуй и прощай»
  2. «Диалог по телефону»
  3. «От чего зависит настроение»
  4. «Золотое правило общения»
  5. «Чувство времени»

  1. «Веселые правила хорошего тона»
  2. «Повседневный этикет»
  3. «Аукцион достоинств»
  4. «Ссоры»
  5. «Как правильно просить и отказывать»

Литература

1. Безымянная О.  Школьный театр; М.: Рольф, 2001.

2.  Жук Л. И. Начинающим актерам; Минск: ООО «Красико-Принт», 2002.

3. Завадский Ю. А. Об искусстве театра; М: Всероссийское театральное общество, 1961.

4. Крутенкова А. Д. Кукольный театр; Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.

5. Мирясова В.И. Играем в театр; М.: Гном-Пресс,1999.

6. Поляк Л. Я. Театр сказок; СПб.: Детство-Пресс, 2003

7. Ремез О. Я.  Мизансцена – язык режиссера; М.: Искусство, 1963.

8. Рубина Ю. И., Завадская Т. Ф., Шевелев Н. Н. Театральная самодеятельность школы. Основы педагогического руководства; М.: Просвещение, 1983.

9. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве; М.: Искусство, 1954.

ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат  II  вида г. Коврова»

Программа

школьного драматического кружка

Составила:

сурдопедагог, учитель русского языка

высшей квалификационной категории Макарова Е. Н.

г. Ковров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа драматического кружка

Рабочая программа школьного драматического кружка, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)....

Программа драматического кружка "Непоседы"

  Целью занятий театрального кружка является создание условий для саморазвития и развития личности ребенка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогик...

Рабочая программа драматического кружка "Вдохновение"

Рабочая программа драматического кружка "Вдохновение" для учащихся 5- 9 класса...

Сценарий для школьного драматического кружка

Поэтическое восприятие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»...

Программа работы драматического кружка школы на 2012-2013 уч. год

Главное внимание уделяется расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты ( в процессе игр – импровизаций, этюдов и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

В наше время, когда дети ведут пассивный образ жизни, «зависают» в Интернете, с головой уходя в виртуальный мир, очень важно развивать духовное начало школьников, приобщать к культуре. Занятия в театр...

Рабочая программа школьного хорового кружка

Рабочая программа школьного хорового кружка...