«Информационные технологии на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку на тему

Жукович Ирина Александровна

Статья посвящена педагогическому проекту по внедрению информационных технологий в образовательное пространство урока русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема педагогического эксперимента:

 «Информационные технологии на уроках русского языка и литературы»

Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения  результативным в соответствии с требованиями жизни. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе такие как например:  проблемное обучение, разноуровневое обучение,  проектные методы обучения и так далее. Я применяю информационно-коммуникационные технологии и считаю, что внедрение Современных информационных технологий в образовательный процесс позволяет учителю:

  1. стимулировать познавательный интерес,
  2. придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер,
  3. способствовать обновлению содержательной стороны гуманитарных предметов,
  4. индивидуализировать процесс обучения  
  5. развивать самостоятельную деятельность школьников.

         Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся, кроме того следует отметить, что применение многих  инноваций невозможно  без использования новых  информационных компьютерных технологий.

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Цель  проекта – выявить возможности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Задачи проекта:

 - выявить преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании русского языка и литературы.  

- разработать и применить на практике уроки, тесты, учебные пособия  с использованием ИКТ

Гипотеза проекта:  

применение ИКТ  на уроках русского языка способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, формирует универсальные учебные действия.

Практически каждый урок русского языка и литературы можно построить на зрительном ряде, а использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

В результате я определила формы применения компьютера на уроках русского языка:

  1. использование медиа-ресурсов как источника информации;
  2. компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
  3. организация проектной деятельности учащихся;

В ходе педагогической деятельности я  выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к предмету, позволяет использовать на уроке помимо произведений литературы, произведения искусства, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план-конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Фильм – презентация   может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной информации и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока.

А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать языковые явления, выполнять задания занимательного и творческого характера. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Слайд-фильмы  можно использовать на уроках развития речи ( в частности при работе над сочинением описанием картин) и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли произведения художника (чью картину предстоит описать), способные вызвать эмоции, затем слайд с репродукцией самой картины, потом слайды с фрагментами произведения, а в конце нужно вновь показывать произведение полностью, чтобы у детей сложилось более цельное впечатление от работы художника. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, упражнений по теме, оформленных на слайдах

Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, чтобы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое.

Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее.

Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформленная в виде презентации. Например,  в 9 классах рефераты сопровождались  компьютерными презентациями, которые вошли в нашу мультимедийную  библиотеку; защита исследовательских работ учащихся, представленных на научно-практических конференциях разных уровней, так же сопровождалась показом презентаций.  

Результат проекта:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков оценочной (самооценочной) деятельности
  3. Овладение учащимися ключевыми компетентностями
  4. Сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся
  5. Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах

Составлены   уроки с презентациями:

- «Пейзаж в литературе, живописи, музыке» (9 класс)

- «Женские образы в древнерусской литературе» (7 класс)

- «Чехов: путешествие в мир поэта» (6 класс)

- «Композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»» (10 класс)

                        электронный ресурс:

- Сборник упражнений к факультативному курсу по русскому языку «Пою моё Отечество».

                        тесты-презентации:

- по повести Гоголя Н.В. «Майская ночь или Утопленница» (6 класс)

- «Русская литература конца XVIII- начала XIX века» (9 класс)

Мои ученики представляли работы с использованием компьютерных презентаций на Международных Славянских Чтениях, городских Покровских образовательных чтениях, научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Моя образовательная программа «Пою моё Отечество» с электронным сборником упражнений стала победителем Всероссийского сетевого конкурса образовательных программ «Профессиональный успех».

В результате педагогической деятельности и опыта применения ИКТ на уроке русского языка и литературы, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента учебной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников  мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования ИКТ в преподавании русского языка и литературы очевидны:

  1. знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
  2. широко использовать показ репродукций картин художников;
  3. демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  4. “оживлять”  карты;
  5. “посещать” памятные места, связанные с тем или иным автором;
  6. “погружаться”  в пространство и время;
  7. прослушивать аудио-записи фрагментов произведений;
  8. активизировать учебный процесс.

Гипотеза подтвердилась:

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Я считаю, что сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Приложения, отражающие опыт применения СОТ, а частности информационных технологий на уроке русского языка и литературы:

Приложение №1 – Презентация  «Пейзаж в литературе, живописи, музыке» (8 класс)

Приложение № 2  - Конспект урока на тему: ««Пейзаж в литературе, живописи, музыке» (8 класс)

Приложение № 3 – Электронный ресурс к факультативному курсу по русскому языку «Пою моё Отечество» (8 класс)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад о применении ИКТ на уроках русского языка и  литературы...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы поднимает учебный процесс на качественно новый уровень...

Внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Проблема ...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы ...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...