Формирование речевой деятельности младших школьников
статья по русскому языку по теме

Речь представляет собой очень сложное и в то же время дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, и морфология и синтаксис, а также орфография и пунктуация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.odt19.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         М                                    

Формирование речевой деятельности младших школьников.

Миначкина Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3

ст. Абадзехской


Формирование речевой деятельности младших школьников.

          Речь представляет собой  очень сложное  и в то же время, дифференцированное явление: это, и фонетика, и лексика, и  морфология, и синтаксист, орфография и пунктуация.

          В начальном курсе русского языка чётко выступают  две взаимосвязанных подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Знания по языку и речеведению составляет для учащихся фундамент, на  котором  происходит овладение  речевыми умениями. Рассмотрим развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка .

          К моменту поступления в школу  дети  в большинствеслучаев  имеют тренированный речевой аппарат  и достаточно развитый  речевой слух, чтобы различать  на слух и воспроизводить в собственной речи все  смыслоразличительные  свойства звуковых единиц. Но при этом значительная  часть  учащихся  начальной школы  не владеют достаточно чёткой  членораздельной  речью. Плохая дикция часто  является  причиной ошибок  типа описок. Недостаток развития артикулярного  навыка  учащихся  проявляется  в чрезмерном  затруднении при произношении незнакомых слов, иноязычного происхождения или сложных по составу, слова с повторяющимися звуками. При произношении подобных слов детьми часто  допускаются искажения (выпадения,  перестановка  звуков) причём  такого  рода  затруднения  не проходят сами по себе с  возрастом, а  нередко  сохраняется  на  всю жизнь.  С  недостаточным  развитием речевого слуха  чаще всего связаны  и отклонения от орфоэпической  нормы.  Нарушение  литературной  произносительной  нормы  может  быть  обусловлено:

           -  влиянием  диалекта;

           -  влиянием   орфографии (такие  ошибки особенно   часты  при  чтении  вслух).

         Однако, независимо  от конкретных  причин,  орфоэпические  ошибки  всегда  связаны  с  неумением  вслушиваться  в звуковой  состав слова,  оценивать своё и чужое  произношение  с  точки  зрения  его  нормативности. Люди  с  хорошо  развитым   речевым  слухом,  оказавшись  вне  диалектной  среды,  быстро  избавляются от  диалектного  произношения,  усваивая  литературную норму путём простого подражания. Большинству же учащихся приходится преодолевать ряд серьёзных затруднений, чтобы  приобрести  устойчивые навыки  литературного произношения. Недостаточное развитие умения находить ударение в словах является одной из причин устойчивости орфографических ошибок . С этим же связано недостаточное развитие  чувства  речевого ритма. Это  проявляется,  например, в неумении правильно читать стихи, воспроизводя   их   ритмично  мелодическую  структуру,  не  редко дети  не умеют  выразить  голосом своё отношение  к тому,  о чём  они  говорят, делают случайные  логические ударения, не умеют повысить или понизить голос, сказать что – то громче, что – то тише.  

         Отмеченные недочёты речи  затрудняют  школьнику  особенно  взрослыми и в  дальнейшем могут отрицательно сказаться  на его социальной  практике.

           Рассмотрим особенности  освоения школьниками грамматических  норм.  

          Грамматические нормы приобретаются  ребёнком в процессе овладения им  речью. К моменту  поступления  в школу  ребёнок, еще  не  обучавшийся родному языку,  практически полностью владеет грамматическими формами;   не  делает ошибок при склонении, спряжении,  согласованию слов. Овладевает этими речевыми операциями ребёнок в процессе  фактического  приспособления  своей  речевой  деятельности к  тем  языковым  условиям,  в  которых  она протекает, то есть в процессе  подражания  .

          Всё  большую  роль в жизни школьников играет  письменная речь. Наряду с  разговорно - бытовым  стилем совершенствуется  книжный  стиль  речи. Но при этом  возможен  ряд  типичных  затруднений  при употреблении грамматических форм.

    1 .  Ошибки в образовании:    

                    - форм  множественного числа   существительного («шофера»  вместо  «шоферы»;  

                     -форм  сравнительной и превосходной  степени ( «красившее» вместо «красивее») .

  1. Ошибки, связанные с  употреблением форм в предложении.  

          Развитие речевой деятельности детей происходит на всех изучаемых уроках: и  естествознания, и музыки,  и  математики, и русского  языка,  и  литературы.  

           Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые должны формироваться  на  протяжении 4  лет  обучения  в связи  с  изучением  фонетики, грамматики, правописания и развития речевой деятельности.

           Необходимо  подчеркнуть, что  усложнение  учебного  материала   от  класса  к  классу  происходит  путём  включения  в  систему курса новых признаков, понятий, то есть путём их  дальнейшего  развития.  

                 Анализируя  характер  материала  учебников,  убеждаемся, что    неоценимым  достоинством,  являются  тексты,  взятые  из  лучших  произведений   классической,  художественной,  научно - популярной  литературы,  произведения  устного  народного  творчества.  При  этом  следует  отметить,  что  тексты  не  только  доступны  и  близки  жизненному  опыту  учащихся, но  и оказывают  определённое воздействие на душу  ребёнка,  заставляют его улыбаться,  грустить  и задумываться  над  некоторыми  сторонами  жизни.  Это  создаёт положительный эмоциональный  настрой  учащихся  на уроке,  приобщает к литературному  языку, обогащает память языковыми и  синтаксическими  конструкциями   образцовых  текстов. В  учебниках  достаточно  упражнений  формирующих  специальные  речевые  умения: различать  тексты, типы текстов,   определять  тему и главную мысль, подбирать  заголовок,  выделять  части  текста,   правильно  строить  текст,  выбирать  опорные слова, замечать  изобразительно - выразительные средства языка, умело использовать их в  речи.  

            Научить маленького  школьника ясно  и грамматически правильно   говорить, обладать  хорошо  поставленным  голосом,  излагать  собственные   мысли в устной и письменной форме,  уметь  выражать  свои эмоции,  соблюдать  речевую  культуру и развивать  у него  умение общаться – вот задача учителя начальных классов.

            В чём же  я  вижу пути повышения эффективности  развития  речевой   деятельности?  Готовясь  к  уроку,  чётко  представляю себе, с чем  должны   познакомиться  учащиеся, чем  они  должны  овладеть на данном уроке.

           1. Цель  планирую  как  для  учителя, так и для ученика (изучить,  запомнить,  научиться).

            2.  С целью обогащения словарного  запаса и уменьшения  времени на  организационный  момент  часто использую  нестандартное начало урока. Например:

             -  Составь  словосочетания,  изменяя,  при  необходимости,  

                форму  слова:  представить,  продукт,   карий,    

                 отчёт,   натуральный,  глаза.

              -  Скажи  наоборот  : холодно -... ;  сладкий - ... ;  близко  -...  .

    -  Скажи  по-русски:  презентовать,  дефект,  интервал.

3. Вводя на уроки новые слова (минимум – 1, максимум – 2), стараюсь  построить работу так,  чтобы детям было интересно. Например, ввожу пословицы и поговорки, учу строить свободные высказывания (описательные рассказы), показываю детям сюжетные картинки и прошу их работать по вопросам к ним.                                        

             При этом контролирую  речь учащихся, исправляю  недочёты  произношения, постановки  ударения, выбора слов, точное выражение  мысли. Работу детей оцениваю систематически (словесно, мимически,  материализовано). Такая оценка стимулирует их к овладению речевыми   умениями, показывает их продвижение. На помощь приходит игра, она   развивает у детей природное языковое чутьё. Слово убеждает, живёт, волнует, занимает, обогащает, успокаивает, спасает и ранит. Подружившись  со словом, мы  делаем для себя интересное открытие:

       Слова  умеют  плакать  и  смеяться,

       Приказывать, молить  и заклинать,

       И,  словно  сердце,  кровью  обливаться,

       И  равнодушно  холодом  дышать,          

       Призывом  стать, и отзывом, и зовом.

        И  проклинают, и клянутся словом,

        Напутствуют, и славят, и чернят.  

        Словарная  работа  является  ведущим  направлением в развитии речевой деятельности.  Поэтому на уроках знакомлю с этимологией, историей  возникновения того  или иного  слова. Словообразовательная  работа  позволяет детям увидеть и  понять, как  образуются  слова, проникнуть в тайну  их  рождения. Среди разнообразных упражнений  особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для  того, чтобы  достичь  большей  выразительности высказывания. Сказать о чём-то  выразительно – это значит в какой – то мере  усилить впечатления  от своей   речи, воздействовать на чувства  слушателя,  заставить обратить внимание   на ту или иную деталь в  разговоре  или повествовании. Для этого предлагаю  следующие задания:    

            - Соедини слова в пары: «  метель,   рубеж,  вьюга,  граница »        

            -  Запиши  слова  в  порядке  уменьшения качеств: «маленький,  

               крохотный,  небольшой »  

            -  Запиши  прилагательные с  теми существительными, с которыми

                их можно  употребить: «пунцовый,  кумачовый   -  флаг, мак»

             -  Замени глагол: «В   магазине  мы  деньги  теряем  (тратим)» .

Также учу детей строить предложения. В отличие от слова,  предложение обладает смысловой и интонационной законченностью.   Широкие возможности для  усвоения  детьми признаков предложения  заключает в себе такой вид заданий как « Собери предложение » , где  дети  поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию   начиная с грамматической  основы . Например :

             «  Картина  висит ».

             «  Картина  висит на стене  ».

             «  Картина висит на стене в  детской  ».

          Ещё в практике использую такой вид работы с  предложением как:

             -  Составь предложение по схеме:  

                       Кто?                                            Что  делает?

                      Дятел                                             стучит

                     Какой?                                             Где?            

                    большой                                            на   дереве

             -  Подбери  и    напиши   подходящие  по   смыслу  слова:

             - (  Какой?)  в сентябре  лес.

             -  в  нём   рядом   весна  и    осень.

             -  ( Какой?) лист и (какая?) травинка.

             -  ( Какое?) солнце и (какой?) ветер.

           Пословицы и поговорки - традиционный, дидактический набор для  отработки различных умений и навыков при изучении различных разделов  науки о языке. Этот  материал можно вписать в систему организации работы    по развитию речевой деятельности. Предлагаю пословицы:

            Мал золотник, да дорог.

            Гроша не стоит, а выглядит рублём.

            Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.

            Друзья познаются в беде.

            Задание к пословицам могут быть разнообразными:

1. Устно передай её основной  смысл, сформулируй тему

 2. Составь небольшой  рассказ, поучительную  сказку или текст  -  рассуждение. (Так постепенно дети  учатся  одно предложение превращать  в  текст.)    

            Эффективным приёмом  конструирования внутренней и внешней  сторон речи является такой приём, как «Слово -  магнит». Предлагаю слово  с  точки зрения нравственно - эстетической, человеческой: слово  -  существо,  живое, способное как человек  радоваться, грустить, может  быть добрым  и  злым. Отличать  слово  доброе от слова злого нам помогает его смысл.  Лексическое  значение  слова можно  узнать, заглянув  в  толковый  словарь.  Добрые,  светлые  слова  мы  вместе с детьми  отмечаем знаком «  +  »,  а  злые  знаком «  —  ».  Привожу  детей  к  осознанию  и  пониманию того, что  ими приготовлен строительный  материал (речевые  кирпичики) для  составления  связного,  письменного  текста.  Например  :

 « Гуманный » ( + )  - «добрый,  заботливый, щедрый, золотой, человек»

 

Рекомендации:

  1. Уделять внимание формированию речевой деятельности младших школьников на каждом уроке.
  2. Для активизации этой работы использовать на уроках разнообразные приемы, чтобы заинтересовать учащихся.
  3. Использовать игровые приемы во внеурочной деятельности на различные речевые ситуации.
  4. Знакомить детей с речевым этикетом
  5. Обогащать лексику детей литературным языком.

Библиография.

1. М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе»

- М.,Просвещение,1980 год.

2. «Современные подходы к развитию речи младших школьников»// Начальная школа, №2,  2003 год.

3.  «Формирование культуры речи младших школьников»// Начальная школа, №10,  2003г.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой деятельности младших школьников

Речь представляет собой mjxtym сложное и в тоже время дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, и морфология, и синтаксис......

«Формирование учебной деятельности младших школьников по системе Н.Ф. Виноградовой в свете ФГОС»

Статья и презентация были подготовлены для муниципального семинара учителей начальной школы и посвящен изучению возможностей УМК Н.Ф.Виноградовой на формирование учебной деятельности младших школьнико...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...