Имя существительное – собственное и нарицательное
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Исланова Лира Раисовна

Имя существительное – собственное и нарицательное. Ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное – собственное и нарицательное, 5А класс.

Цели:

  1. Повторить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных;
  2. Воспитывать интерес к истории имен собственных, в том числе к истории названий городов, имен и фамилий;
  3. Развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.

Оборудование: учебник, толковый и этимологический словари, справочник по истории имен.

Тип урока: применения и совершенствования знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над новым материалом.

Упражнение №1 (на повторение).

Попробуйте самостоятельно, с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов пороша, соревнование.

(Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль». Таким образом, «пороша» - «снежная пыль», что слово и обозначает.

Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - «старательно», «тщательно», «усердно»).

Учитель: в мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озер, городов, людей. О любой кошке или собаке: это – кошка, а это – собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные – то есть существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь сказав, что это – кошка, мы не уточнили ни чья она, ни как выглядит, ни как ее зовут.

Такие существительные используются в речи чаще всего и на письме пишутся с маленькой буквы.

Однако одним только указанием на предмет в речи обойтись нельзя, иначе наше общение было бы слишком громоздким и неясным. Поэтому некоторые предметы имеют собственные имена. Использование таких имен индивидуализирует какое-либо понятие, делает его более четким и ясным. Согласитесь, гораздо лаконичнее и грамотнее сказать: «Я живу в городе Москва», чем «Я проживаю в городе, находящемся на северо-западе России и занимающем определенную площадь».

Таким образом, собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К собственным именам, помимо человеческих имен, относятся также фамилии и отчества людей, географические названия, названия литературных произведений, названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.

Иногда собственными именами являются не отдельные слова, а целые словосочетания, например Великая Отечественная война, «Утро стрелецкой казни», Млечный путь, «Птичье молоко».

Все собственные имена на письме выделяются особенным образом – пишутся с заглавной, или прописной, буквы.

Упражнение №2.

Запишите под диктовку текст. Найдите в нем собственные имена, подчеркните их.

Антарктика – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океана с морями. Также включает в себя ряд островов – остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова.

Ответьте на вопрос: что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности? (Географические названия.)

Учитель: Особенно интересны для изучения имена и фамилии людей – каждое имя несет в себе особый смысл, свое собственное значение. Во многих странах в древности существовала вера в то, что имя нельзя говорить незнакомым людям: его могут украсть или испортить.

Значения некоторых имен довольно четко прослеживаются, их легко можно «перевести»: например, Владимир – «владеющий миром», Святослав – «славный и святой», Светлана – «светлая», Людмила – «милая людям». Однако не все имена так легко «расшифровываются»: для того чтобы узнать значение того или иного имени или той или иной фамилии, довольно часто приходятся обращаться к специализированной литературе – этимологическим словарям. Существуют также и специальные справочники, посвященные именно расшифровке имен и фамилий.

Большая часть современных имен пришла на Русь вместе с христианством из Византии. При этом родители не могли назвать ребенка по своему желанию – детей называли по именам святых, записанным в специальной книге. В то время были довольно странные имена для современного человека – Макростоп, Тризерон, Птицерий.

Однако до появления имен люди могли различать друг друга. Для этого использовались прозвища, которые давали за определенные внешние данные или из-за каких-либо ярких черт характера. Тогда в ходу были «имена» наподобие Добрыни, Усыни, Гуся, Волка. Со временем такие прозвища заменялись более привычными нам именами, а сами становились фамилиями. Позже фамилиями также стали не только семейные прозвища, но и имена родителей – фамилии в свое время заменяли отчества. Например, Иванов – «сын Ивана», Василенко – «Родственник Василия». Также фамилии получались из-за основного рода деятельности владельца – Маляров, Пекарев.

Упражнение №3.

Спишите текст. Подчеркните собственные имена.

- у нас какая фамилия? – спросил Ваня.

- как какая? Ты что, не знаешь? Державины.

- а вот и нет! – воскликнул хитро Ваня.

- а какая же? – удивился брат Коля.

- у нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина. А теперь дедушка будет будет читать газеты. Он будет Газеткин. А еще дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.

Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер (В. Н. Куприн)

Пофантазируйте на тему того, какие фамилии могли бы иметь вы. Запишите их. Фамилии, как и прозвища, могут быть забавными и смешными, но не должны быть обидными.

Чтение учениками сообщений о значении из собственных имен и фамилий.

Учитель: я предлагаю поиграть в игру – с помощью этимологических  и толковых словарей вы должны будете определить значение имен. Разбейтесь на 3 команды (можно на 3 ряда), после чего каждая команда как можно быстрее должна будет определить значения имен.

Для первого ряда: Софья, Георгий, Владимир, Николай. Для второго ряда: Людмила, Надежда, Константин, Андрей. Для третьего ряда: Никита, Ольга, Мария, Павел. (1 – мудрая; земледелец; владеющий миром; народный победитель; 2 – милая людям; надежда; верный; мужественный, сильный; 3 – победитель; святая; любимая; маленький.)

IV. Подведение итогов

Учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов:

- для чего используются нарицательные имена существительные?

- чем имена собственные отличаются от имен нарицательных?

- какие правила, касающиеся собственных и нарицательных имен существительных, вам известны?

Выставление оценок.

V. Домашнее задание

§92, упражнение 492.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные " проводится в 5 классе коррекционной школе VIIIвида....

Презентация по теме "Существительные собственные и нарицательные"

Данная презентация составленна для урока в 5 классе по теме "Существительные собственные и нарицательные"коррекционной школы VIII вида....

Существительные собственные и нарицательные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе в аспекте ФГОС...

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...