Урок в 5 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Корнилович Ольга Ефремовна

Урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon imena_sushch.zip693.55 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ВСОШ №2

Личностно ориентированный урок русского языка в 5-м классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Корнилович О.Е.

Венгерово2012

Личностно ориентированный урок русского языка в 5-м классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель:

Совершенствовать умение разграничивать имена существительные собственные и нарицательные.

Развивать навык грамотного письма, логического мышления.

Повышать мотивацию к учению каждого ученика.

Воспитывать бережное отношение к родному слову, любовь  к Родине.

Оборудование:  презентация, учебники, тетради, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Орфографическая разминка (Повторение изученного ранее)(Слайд  тест)

А. В каком ряду слов нужно писать одну и ту же букву?

1. Д…ревья, уд…вительный, зв…зда;

2. п…стух, п…левой,  схв…тить

3.  х…лмистый, к…рмить, н…чной

 Б. Укажите верное написание слов и их объяснение

1.  Вырастать – в корне  пишется буква а,  потому что  за корнем стоит суффикс а.
2.  Выращенный пишу в корне букву а, так как есть ст, щ.

3.  Росток– написание безударной гласной в корне слова, проверяемое ударением.

В. В каком ряду слов употреблены имена существительные, называющие только чувства, состояние людей

1. белизна, высказывание, радость
2. удивление, сонливость,  беспокойство 
3. нефть,  краснота, волшебство.

С. Объясните лексическое значение слова   милосердие путем подбора синонимов.  Составьте и запишите с этим словом предложение.

 Определите возможную оценку за выполненную работу.( Слайд – оценка за работу)

– А теперь – блиц-турнир (Слайд – блиц-турнир)

– Имя существительное относится к служебным частям речи?
– Имя существительное самостоятельная часть речи?
– Имя существительное обозначает действие?
– Имя существительное обозначает предмет?
– Имя сущ. отвечает на вопросы где, куда, откуда, как?
– Имя сущ. отвечает на вопросы кто, что?
– Имя существительное имеет постоянные признаки?

- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?


– Всё ли вы знаете об имени существительном? Вот это мы сейчас и выясним.

Синтаксический разбор предложения:

Туман умыл реку и медленно стал карабкаться на берег.

Задание: определить одушевленность - неодушевленность существительных.

Вывод: одушевленность - неодушевленность существительных нельзя смешивать с олицетворением.

   III. Объяснение нового материала

– Итак, сегодня мы  закрепим знания,  полученные по данной теме в начальной школе, и откроем ещё один из секретов написания имён существительных,  отработаем навыки написания  имен существительных собственных и нарицательных.
Но сначала всё внимание на текст.(Слайд с текстом)

Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю 
земли
Лучше той, что меня 
растила
Синих рек рукава, 
В небе синь-синева,
И 
светла от берез Россия.          И.Шаферан

– Мысленно ознакомьтесь с ним. (Учащиеся читают текст самостоятельно). 
– А теперь прочитаем выразительно. 
(Один ученик читает выразительно вслух)
– О чем этот текст?
 (Этот текст  о  России…). Какова его тема?
–  Как можно озаглавить?  
– Как вы считаете: удачно ли предложены названия?
– Итак, тема – Россия. Мысленно представьте себе картины Родины.( Слайд – березы)

– Наверное, получилось что-то похожее на живописную  картину.  Поэт творит подобное словами. Внимательно вчитайтесь в строчкиКакие художественные средства помогли автору создать поэтический образ Родины  в этом стихотворении?
(В процессе анализа поэтических строк учащиеся называют  метафору – синих рек рукава –; однокоренные слова – синь-синева –; эпитет – светла Россия; объясняют значение терминов.)
–  Запишите в тетрадь. 
– Найдите в тексте однокоренные слова, запишите их в тетрадь, обозначьте морфемы. Определите способ образования слова 
СИНЕВА.
– Запишите в тетрадь и объясните правописание выделенных орфограмм. 
Какую орфограмму нужно знать, чтобы правильно написать название нашего государства
(Орфограмму  прописную букву).
– Что нужно знать об имени существительном, чтобы не ошибиться в написании начальной буквы?
– Запишите с красной строки через запятую
 синонимы – имена существительные нарицательные и собственные. (страна, государство, держава )

– Почему слова страна, государство, держава мы пишем со строчной буквы?  ( Слайд)


– Убедимся в правильности наших суждений. Открываем учебник на стр. 187,находим теоретический материал, беседуем  по его содержанию.

Вывод: названия единичных предметов –имена существительные собственные, все остальные- нарицательные.

Проверяем, верно ли мы выполнили предыдущее задание. 
Представьте себе, что вы  –  авторы учебника, с какой  целью вы выделили жирным шрифтом часть материала? (Учащиеся поясняют: обратить внимание на самое главное)

Чтение правила №16 (с.190)

IV. Закрепление изученного на уроке

– А теперь закрепим наши знания,  выполняя упр.  494(Упражнение выполняется в тетради).
–Устали, ребята? Поиграем.

Если вы услышите имена существительные нарицательные, вы должны топнуть, если имена существительные собственные, то вы должны хлопнуть.

Река,  Бородино, мальчик, Омск, писатель, Наташа, Пушкин, село, фамилия, Москва, рассказ.

( Слайд)

– Перед вами слова в двух столбиках. Определите, какие называют однородные предметы, а какие единичные из числа однородных.

озеро

Тартас

город

 Андреевна

пес

 Иванова

фамилия

 Шарик

река

 Полина

имя

  Байкал

отчество

 Новосибирск

ЗАДАНИЕ: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.

(Учащиеся самостоятельно выполняют работу, учитель корректирует их  деятельность).

– Проверим, что у нас получилось. (Фронтальный опрос)
– Составим и запишем предложения с любыми из этих словосочетаний.

(Слайд)

(Учитель акцентирует внимание  на уровень сложности)

– Каждый из вас имеет право выбрать задание по силам: составить

а) простое предложение;
б) простое предложение с однородными членами;
в) сложное предложение.

(Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам)

Проверяем. 
– Ребята, на протяжении урока мы говорили о том, как нужно различать имена существительные собственные и нарицательные, как их правильно писать.

- А как вы думаете, для чего это вам нужно? (Ответы учащихся).Обратимся к учебнику. Открываем учебники на с.  189, упр. 491(Учащиеся коллективно выполняют упражнение;  результатом работы должен стать вывод о необходимости различать имена существительные собственные и нарицательные)
Итак,  делаем вывод: 

( Слайд)

Незнание правила  ведёт к неправильному написанию, а неправильное написание к непониманию людей друг другом, т.е., как выражаются учёные, ведёт к нарушению коммуникативных отношений между людьми.

V. Словарная работа

 – Запишите слово КОММУНИКАЦИЯопределите его лексическое значение.

(Учащиеся находят толкование лексического значения слова в толковом словаре)

(Слайд)

VI. Подведение итогов

 – О какой части речи мы сегодня говорили?

 – Что важно знать об именах существительных собственных и нарицательных?

(Учащиеся, опираясь на таблицу,  самостоятельно делают выводы)

VII. Домашнее задание

1) с. 187-190(правило), упр. 490;
2) по желанию – упр.495;
3) индивидуальное задание – упр.  488.
(Учитель комментирует уровень сложности домашнего задания)

Использованная литература:

1. «Уроки русского языка в 5 классе»  Е.И. Никитина, М. «Просвещение», 2007 г.

2.Русский язык 5 класс- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М. «Просвещение», 2011 год.

3.http://festival.1september.ru/articles/574201/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.

Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

Разработка данного урока содержит цели урока, словарно-орфографическую работу, материалы для наблюдения и закрепления,физкультминутку с привлечением лингвистического материала,  а также дифференц...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по русскому языку с использованием средств субъективизации...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Урок  формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....