Главные вкладки

    УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.
    материал по русскому языку (9 класс) по теме

    Памятка для учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_szhatoe_izlozhenie_pamyatka_ucheniku.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

    1.Этап определения темы текста

    Отвечаю на вопрос:

    «О чем текст?»

    Как определить тему?

    Тема определяется различными способами:

    -по началу текста

    -по ключевым словам

    -по ключевым эпизодам

    -по поступкам или размышлениям героев (автора)

    -по заглавию текста

    2.Этап определения идеи текста

    Отвечаю на вопрос:

    «Зачем автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?»

         Что нам помогает сформулировать идею?

    -общая тональность звучания текста

    -настроение, которое вызывает прочтение текста

    -отношение автора к событиям, героям

    -наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

    3.Этап определения структуры текста

    Назовите композиционные части текста.

    Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

    Композиция текста – построение текста.

    Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

    Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

    Как сформулировать тезис?

    Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

    Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

    Второе

    чтение  текста

    4.Этап абзацного членения текста:

    определение микротем текста как частей общей темы.

    Выполнения задания:

    «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

    «Определите микротему каждого абзаца».

    Запишите ее кратко, ответив на вопросы:

    «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,

    «Какие предложения являются основными?»

    Абзацы пронумеруйте.

    Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

    Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

    Как определить микротемы текста?

    По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

    Как определить микротему кратко?

    При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

    К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

    Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

    5.Этап моделирования сжатого изложения

    Снимите нумерацию абзацев – микротем.

    Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

    Как соединить содержание микротем в текст?

    Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся писать сжатое изложение

    Открытый урок в 9 классе...

    презентация "Учимся писать сжатое изложение"

    Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....

    Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»

    Современные темпы развития всех  сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...

    Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение.

    Цель:Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом, кругозор обучающихся.Воспитательная: воспитывать культуру ...

    Открытый урок на тему "Учимся писать сжатое изложение"

    Урок проводила в 9 классе, готовя учащихся к ГИА...

    Учимся писать сжатое изложение (задание №1 ОГЭ по русскому языку)

    Методика работы,рекомендации, практические задания....

    Учимся писать сжатое изложение

    Методические рекомендации для учеников 9 класса по подготовке к написанию сжатого изложения...