Главные вкладки

    Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение.
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

    Панькова Евгения Георгиевна

    Цель:

    Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

    Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом, кругозор обучающихся.

    Воспитательная: воспитывать культуру речи,  прививать любовь к родному языку;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkryty_urok.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение.

    Цель:

    Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

    Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом, кругозор обучающихся.

    Воспитательная: воспитывать культуру речи,  прививать любовь к родному языку;

    Оборудование: карточки для рефлексии настроения и результативности, текст  для работы над сжатым изложением, памятка «Как писать сжатое изложение»; план анализа текста.

    План урока.

    I. Рефлексия настроения.

    II. Обсуждение темы занятия.

    III. Актуализация знаний, умений, навыков.

    IV. Практическая работа по группам.

    V. Самостоятельная работа.

    VI. Итог урока.

    Ход урока:

    I. Слово учителя:  Доброе утро, ребята.

    Сегодня я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показать изображение солнышка).

    1. А какое настроение у вас ? (На столе у каждого ребёнка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучами и тучи). Покажите ваше настроение на начало урока.

    2. Сегодня у нас урок развития речи. Мы  будем  готовиться к сжатому изложению по тексту Челдышева «В поисках пропавших рукописей»

    3. Итак, вспомните, пожалуйста, сколько способ сжатия текста существует в русском языке?

       (три)

    4. Назовите их.   (слайд № 3)

      ( - исключение примеров, частностей, деталей ит.п.

       - обобщение нескольких однородных проблем, мелких вопросов и т.п.

       - сочетание исключения и обобщения).

    5. Как вы понимаете данное определение?  (исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения).

    (Дети дают свои ответы). В это время один работает со словарем Ожегова.

    6. А какое определение способам сжатия текста дает словарь Ожегова? (слайд №4)

        Работа со словарем:

         Исключение - см. исключить: удалить из состава чего-нибудь.

     Н-р, Исключить из списков.

         Обобщение -  см. обобщить: сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.

    Н-р, Обобщить свои наблюдения.

        Сочетание – соединение, расположение чего-нибудь, образующее единство, целое.

    Н-р, Сочетание звуков.

       7. Слово учителя: Итак, делаем вывод,

      ---что при исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности); затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

      --- при обобщении материала вычленим единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

      8. А от чего будет зависеть выбор определённого способа сжатия текста?

         (От коммуникативной задачи, особенностей текста.)

    Слово учителя: как вы понимаете значение слова коммуникативный?

        Словарная работа:   КоММуникативный  - сообщение, общение.(слайд № 5 )

     9. Каким требованиям должно отвечать сжатое изложение?

      1) Сохранять последовательность в развитии событий;

      2) Наличие предложений, выражающих мысль общую для каждой смысловой части;

      3) Установление смысловой связи между предложениями;

      4) Использование точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

    Слово учителя:  сегодня вам предстоит выполнить сжатие текста, который называется   Куприн (очерк Б.Д.Челдышева «В поисках пропавших рукописей»).

    11) Кто такой Александр Иванович Куприн, что вы о нем слышали, может быть что-то

    читали?

    (Дата рождения: 1870 - 1938; Куприн следует традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, его интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Он развивает в своем творчестве  тему «маленького человека», подчеркивая необыкновенность каждого.

    По программе читали в 5 классе «Детский сад»; 6 класс  «Тапёр»; 7 класс «Куст сирени»;

    «Чудесный доктор» 5 класс.

    Слово учителя : в 10 классе вы глубже познакомитесь с творчеством этого замечательного писателя.

    - У вас у каждого лежит на столе текст. Давайте с ним познакомимся.

     Первое прочтение текста.(Чтение учителем, дети следят по распечатанному варианту). Скажите,пожалуйста, с чего начинается анализ текста. (Сформулируйте тему и основную мысль текста). В помощь на столе каждого есть план анализа текста, на который можете опираться.

    Беседа после первого прочтения текста:

    1) Определите тему текста (о чем текст)?

    ( Разный Куприн)

    2) Сформулируйте основную мысль (чему учит текст).

    ( Книги долго хранят информацию и не стареют)

    3) Определите стиль текста (художественный) и тип  речи (рассуждение).

    4) В чём особенность построения текста – рассуждения?

     В рассуждении – на первое место выносится тезис (основная мысль), затем высказываются доводы, факты в пользу основной мысли; в конце текста –итог

    5) Разбейте текст на  микротемы, каково их количество?

     (четыре микротемы)

    6) Практическая работа по группам. (Элемент комплексного анализа текста):

    1) Объясните значение  выражений :  

                  1 и 2 группа         -   «един и многолик»

       Единый, - ая, -ое, -ин     1. Один, общий, объединённый.

                                                    2. Один, только один.

    Многолик, - много – первая часть сложных слов в значении много.            

                          -  лик  -             1. Лицо человека, а также изображение лица на иконах.    

                                                    2. Внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь.

              3 и 4 группа         - любопытный и любознательный:

      Любопытный -                1. Отличающийся любопытством.

                                                    2. Интересный, возбуждающий любопытство.

    Любознательный -       склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

    7)  Задание с листа:   объяснить знаки препинания в подчеркнутых предложениях.

    8) Развиваем орфографическую зоркость:  (слайд №6)

         А) уличных – ЧК – ЧН;

         Б)  Рыбацкую – суффикс – к -  образовано от основы, которая оканчивается на – к    (рыбак);

         В) Совмещалось – мЕсто;

        Г) Мастер-ювелир – приложение и определяемое слово выражено нарицательным именем существительным.

    Д) ИнтеЛЛигентного -  словарное слово.

    Учителю: смотри лист с текстом для анализа.

    Слово учителя: Обратитесь  к памятке «Как писать сжатое изложение». (слайд № 7)

    Каково ваше следующее действие?

    (Составление плана )

    9) Задание по группам : 1 и 2 группа -  составьте простой план текста; 3 и 4 группа составляют цитатный план.

    План (простой) (слайд № 8)

    1. Куприн - писатель и Куприн - рабочий.

    2. Любопытный и любознательный.

    3. Потребность в знакомстве с простыми людьми.

    4. Кропотливый труд литератора.

    План (цитатный) (слайд № 9 )

    1. «Един и многолик»
    2. «Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем»
    3. «Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом»
    4. «Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы»

          II. Второе прочтение текста.

    Слово учителя:

     1. Отметьте в нём главную информацию и подробности в каждой части.

    1. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

    Идёт работа по слайдам № 10, 11, 12, 13.

    Слайд № 10: (1 микротема)

    1. своеобразным и неповторимым – исключить детали, главное  в – един
    2. один – землемер, другой – грузчик
    3. третий учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре –

      искл. конкретных примеров (профессии)

    1. И много, много других – искл. повтор одного слова.
    2.  В одном лице -  исключить деталь (писатель Куприн)

     Слайд № 11 (2 микротема)

    1. Все вопросы (1 абзац) -  обобщение частных вопросов.
    2. Все было значительно проще – искл.
    3. Ведь профессия оставляет на человеке…  - перечисление конкретных подробностей, которые можно исключить.

     В чем заключена главная мысль этой микротемы? (любопытный и любознательный)

    Слайд № 12 (3 микротема)

    1. Любопытно, что Куприна меньше всего тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда – искл. подробности.
    2. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны…
    3. …становилось для Куприна … энергично приступал к ней. – искл. подробностей
    4. Или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз. – искл. подробности

     Слайд № 13 (4 микротема)

    1. Иногда Куприн прерывал вдруг работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова – искл. подробности.
    2. Меткое слово, услышанное случайно
    3. Афоризм, художественная деталь… кусочков разговора  - искл. нескольких однородных деталей.
    4. … и дальше  - искл. подробности.
    1. Как вы считаете, удалось ли нам сжать содержание? (да). Давайте познакомимся с новым текстом.

        4. Чтение сжатого варианта (слайд № 14)

         5. Получился ли текст? (Предложения связаны по смыслу, микротемы тоже ).

        6.Назовите средства связи частей текста.

     1мт+2мт  - личное местоимение (морфологическое средство); Куприн - он

    2мт + 3 мт – однокоренные слова (лексическое средство); люди - людом

    3мт + 4 мт -  личное местоимение (морфологическое средство); писатель - он

    1мт +4мт – повтор ключевого слова  (лексическое средство) писатель Куприн – писатель

        7.Сохранились ли первоначальные особенности текста?

       (Да.Стилевая принадлежность, тип речи)

        V. Самостоятельная работа по тексту №42 из сборника изложений. (или Д/З)

     Группы работают с одним текстом, затем обсуждение вариантов сжатия.

     Самопроверка (слайд № 15).

    VI. Подведение итогов.

    Выставление оценок учителем по группам, внутри группы ведущим - консультантом.

    Рефлексия настроения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся писать сжатое изложение

    Открытый урок в 9 классе...

    презентация "Учимся писать сжатое изложение"

    Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....

    УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

    Памятка для учащихся...

    Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»

    Современные темпы развития всех  сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...

    Открытый урок на тему "Учимся писать сжатое изложение"

    Урок проводила в 9 классе, готовя учащихся к ГИА...

    Работа с текстом при обучении сжатому изложению

    Работа с текстом при обучении сжатому изложению...