Проверочные материалы по русскому языку для 8 класса
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Пыхтина Татьяна Васильевна

Тексты, представленные в данном сборнике, могут быть использованы учителем при изучении простого предложения в 8 классе в качестве текстов для комплексного анализа, диктантов, изложений с творческим заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnye_materialy_.docx80.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ 118

Учитель русского языка и литература Т. В. Пыхтина

Проверочные материалы по русскому языку для 8 класса

Тексты, представленные в данном сборнике, могут быть использованы учителем при изучении простого предложения в 8 классе в качестве текстов для комплексного анализа, диктантов, изложений с творческим заданием.

Тема: "Подлежащее".

По преданию, в день Святой Троицы Петр I, осматривая Заячий остров, срезал две полосы дерна, положил их крестообразно и сказал: "Здесь быть городу". В это время в небе появился орел и стал парить над императором, что сочли добрым предзнаменованием. И город был основан. Он стал символом величия и мощи Государства Российского. Минуло почти три века, а Северная Пальмира продолжает покорять нас своей сдержанной красотой, чарующей и загадочной. Любить этот город - значит постоянно постигать его тайну.

Тема: "Сказуемое".

I

16 мая 1703 года лопаты солдат и "работных людей" вонзились в сырую землю Заячьего острова. Началось строительство Петропавловской крепости, которое велось по плану, составленному Петром I. Крепость получила форму вытянутого шестиугольника с шестью угловыми бастионами. За строительством наблюдали сподвижники Петра I - Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин. Их именами были названы крепостные бастионы.

Перестройка земляной крепости в каменную началась в 1706 году и продолжалась до 1740 года. Доменико Трезини, первый архитектор молодой столицы, явился создателем обновленной крепости Петропавловского собора, пронзившего шпилем небо и затмившего старую столицу.

         Так рождался великий город великого Петра, дерзнувшего поставить Россию на дыбы.

II

          Архитектурный облик Петербурга начинали создавать Д. Трезини, Фонтана, Шедель, Маттарнови, Земцов, Коробов. В это время в архитектуре господствовал стиль барокко (в переводе «вычурный»), который мог подчеркнуть строгую, праздничную роскошь Петербурга. Но в начале ХVIII века здесь преобладали скромные формы барокко. Примером таких заданий могут служить Меншиковский дворец, Кунсткамера, Двенадцать коллегий.

          Расцвет барокко приходится на вторую половину XVIII века. Ведущим архитектором этого направления явился Растрелли. Именно его творения: Зимний дворец, Строгановский дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе – должны были продемонстрировать всему миру пышную красоту и победное величие Петербурга.

III

          Допетровская Русь, оттесненная западными странами от морских побережий, не имела регулярного флота. В первые годы существования Петербурга на берегах Невы были созданы верфи. Здесь родился Балтийский флот, необходимый для защиты границ.

          5 ноября 1704 года не левом берегу Невы основано петербургское «адмиралтейство», которое неоднократно меняло облик. Так, мазанковые корпуса Адмиралтейства стали заменяться каменными. А в 1738 году по проекту архитектора Коробова были перестроены центральный корпус и башня с позолоченным шпилем, увенчанным флюгером с парусным кораблем.

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».

I

Кунсткамера, Пантелеймоновская церковь… - здания раннего петербургского барокко.Они отличались простотой и скромностью. 50-е годы XVIII века – время расцвет барокко. Задача архитектуры – отразить пышность и грандиозность, обилие декора и орнамента. Ведущими зодчими этой эпохи были Растрелли, создавший Зимний дворец, и Чевакинский – автор проекта Никольского собора. Создавать здания барокко – значит сочетать монументальность и изысканность. Этого принципа придерживались лучшие архитекторы, которым даровано бессмертие их творениями.

II

Разгадать красоту и тайну Петербурга – постичь его душу. К этому стремились многие писатели и поэты, создавая в своих произведениях особый петербургский мир. Задача литературы – показать многоликость Петербурга. Город Пушкина – это «пышность» и «бедность», ликование и страдание. Петербург Гоголя – реальность и фантастика.

Тема: «Второстепенные члены предложения».

Дополнение.

Строился Петербург… Строился не просто город, а новая столица. Петербург стал символом всего нового, что входило в понятие петровских реформ. Этот невзрачный поначалу городок Петр столь глубоко любил, столь глубоко ненавидел Москву, раздражавшую его своей хаотичной планировкой, патриархальными обычаями. На берегах Невы все было иначе. Здесь царь-реформатор мог реализовать свои желания. Создавая свой город по единому плану, Петр воплощал в нем свои мечты о мире разумности и регулярности. Он приказывал соблюдать единые законы в застройке столицы, в жизни горожан. Жестко регламентировалось все: высота труб, цвет заборов, одежа, прически, развлечения.

Определение.

Регулярность и особый военный статус Петербурга, казалось, должны были придать ему казарменную тяжесть, бесконечную скуку. Но этого не произошло. Петербургу была предназначена иная судьба. Город, как чудо возникший по взмаху царственной руки, почти сразу обрел черты иллюзорности, легкость призрака, миража. Стремление удивлять и обманывать присуще Петербургу.

Виды обстоятельств.

В 60-е годы XVIII века в архитектуре Петербурга обозначался новый стиль. Не желая сохранить елизаветинский дух в столице, новая императрица решила затмить здания барокко новой архитектурой.

Классицизм пришел прославить эпоху Екатерины II . Классицизм развивался постепенно, достигнув расцвета в 20-е годы XVIIII века. Обретя силу и мощь в творчестве Росси, он придал лику Петербурга строгую, стройную красоту.

Тема: «Односоставные предложения».

Казанский собор… Его признают одним из самых красивых зданий Петербурга. Когда проходишь по Невскому, невольно останавливаешься у здания с величественной колоннадой. Хочется долго-долго созерцать чудо, сотворенное Воронихиным.

Казанский собор, созданный по образцу знаменитого собора Св. Петра, находящегося в Риме, построен  только русскими мастерами в 1811 году, незадолго до начала Отечественного войны 1812 года.

Это сооружение стали воспринимать как памятник военной славы. Ведь сюда стекались трофеи и реликвии, напоминающие о подвигах русских воинов. Впоследствии на площади перед собором были воздвигнуты монументы Кутузову и Барклаю де Толли.

Тема: «Односоставные предложения».

Попадая в центр Петербурга, обязательно окажешься на Исаакиевской площади. Совершенно безразлично, откуда к ней выйти. Туда можно попасть со стороны Невы или большой Морской, бульвара Профсоюзов или Мойки. Без этой площади нет Петербурга. Знаю, ценители архитектурной классики не находят здесь шедевров. Да и сам собор тяжеловат, помпезен. Но город надо воспринимать таким, каков он есть. Ведь здание подобно книге иди картине. Оно – остановленное мгновение. Но если посредственную книгу можно забыть, картину – спрятать в запасниках, то здание обречено на всеобщее созерцание. Архитектором Исаакиевского собора является Монферан, приехавший в Петербург в 1816 году. Он прибыл сюда побеждать, покорять своим талантом. И ему это удалось.

Тема: «Типы односоставных предложений с главным членом – сказуемым».

60-е годы – время перехода от барокко к классицизму. Ранний русский классицизм… В раннем классицизме нет еще праздничной, пышной, в то же время строгой красоты. Она появится позже. Среди зданий раннего русского классицизма назовем Новую Голландию, Троицкий собор лавры, Академия Художеств, Михайловский замок, Мраморный дворец.

Попадая на стрелку Васильевского острова, восхищаешься чистотой и ясностью линий здания Биржи, являющегося образцом новой стадии классицизма, получившего название строгого. К зданиям этого периода относятся и Казанский собор, и Горный институт, и Таврический дворец, и Смольный институт. Новый этап развития классицизма начался после Отечественной войны 1812 года.

Тема: «Неполное предложение».

Петербургский вечер. Медленно идешь по набережной Невы, по гранитным ступеням спускаешься вниз и погружаешься в созерцание величественного течения реки. Не объяснить очарование невских берегов, рождающих думы о прошлом и мечты о будущем. Попадающие сюда размышляют о разном. Одни думают о красоте града Петра, другие – о могуществе человека, способного преображать мир. Мы смотри на Неву, а она на нас. Река всегда открыта для общения, мы – редко. Поэтому мгновения слияния с душою города особенно ценны.

Тема: «Однородные члены предложения».

Александринский театр, названный в честь жены Николая I, был создан по проекту Росси и открылся 31 августа 1832 года. Среди построек Росси можно назвать Михайловский дворец , и арку Главного штаба, и Публичную библиотеку, и здания Сената и Синода.

Популярность Александровского театра была необычайной. Как высшая знать, так и бедные слои общества рукоплескали труппе. А здесь блистали и Каратыгин, и Мартынов, и Асенкова. Благородные романтические герои или водевильные персонажи не оставляли зрителей равнодушными и вызывали то смех, то слезы.

«Если хотите узнать Петербург, как можно чаще ходите в Александринский театр», - советовал Белинский. Именно здесь 19 апреля 1836 года состоялась премьера «Ревизора».

Тема: «Знаки препинания при однородных членах».

I

Петербург. 14 декабря 1825 года. Слыша эти слова, вспоминаешь о чести, о высоте помыслов, о бескорыстии, о служении.

В то утро к Сенатской спешили лучшие представители нации. Они были готовы пожертвовать всем: богатством, положением в обществе, блестящим будущим и даже жизнью.

Бескомпромиссные, благородные люди, стремящиеся лишь к  благу Отечества, верили в «звезду пленительного счастья», не сомневаясь ни на миг, упорно шли к заветной цели. Они шли к Сенатской. Там их ожидали торжество и поражение,  смерть и бессмертие.

II

Почти у подножия Исаакия, не площади, с двух сторон замкнутой спокойными, ясными и величественными строениями Адмиралтейства, Синода и Сената, стоит памятник Петру I, поставленный ему Екатериной II.

«Медный всадник» - высшее достижение Фальконе. Ни прежде, ни потом ему не удалось создать равное монументу Петра.

Перед нами не только полководец и победитель, но и создатель, преобразователь. Бронзовая фигура Петра, взлетевшего на вздыбленном коне на вершину скалы, полна энергии, и движения, и уверенности, и властности. Постамент – скала является эмблемой преодоленных Петром препятствий. Змея символизирует зависть, косность, злобу – все, мешающее Петру в его делах. Петр облачен не в царские одежды, а в простой плащ. На голове у него не корона, а лавровый венец. Ничто в этом всаднике не напоминает императора или царственную особу. А главное в скульптуре,  наверное, динамик, движение, отражающие высоту человеческого духа., дерзнувшего бросить вызов природе и судьбе, силу, зовущую в неведомое, великий размах, рождающий тревогу о грядущем.

Все в таком образе: горделивая посадка, суровое выражение лица, устремленный вдаль взгляд – гармонирует с общим замыслом памятника.

Застывший над бездной кумир вызывает противоречивые чувства: и восхищение, и ужас, и восторг, и священный трепет, и тревогу, и смятение.

Тема: «Однородные и неоднородные определения».

1812 год. Война закончилась победой России. Через 13 лет морозным декабрьским утром в сторону Сенатской будут направляться полки, ведомые победителями Наполеона. А сейчас молодые корнеты, прапорщики, поручики вернулись домой израненными боевыми офицерами, сознавшими себя творцами истории.

В 1815 году в России возникли первый тайные революционные общества. В 1816 году молодые гвардейские офицеры учредили Союз Спасения, через два года реорганизованный в Союз Благоденствия. Так начинался путь к Сенатской.

Тема: «Обособленные определения».

Вообразим себя в Петербурге 30-х годов XIX века.

Как ни велик был «Град Петров», с башни Адмиралтейства, самой высокой тогда смотровой площадки в центре столицы, открывалась вся картина города.

Само здание Адмиралтейства, топографический центр столицы, после перестройки стало и архитектурным центром Петербурга. Захаров, архитектор, нашел формулу, соединившую заветы уходящего века и стремление нового. Здесь впервые воплотились смелые архитектурные образы, позже ставшие неразрывными с понятием «петербургская архитектура». Бесконечная гладь стен с уходящими вдаль рядами окон, шеренги стройных белых колонн, смело вычерченные пролеты арок.

Стоя на восточной террасе башни, наблюдатель прежде всего видел Дворцовую площадь, величественную и строгую. В 1834 году здесь по проекту О. Монферана воздвигли Александровскую колонну, цельный гранитный столб с фигурой ангела на вершине.

Выше по Неве открывалось Марсово поле. Широкое и пустынное, оно соединилось с Дворцовой площадью Миллионной улицей.

Тема: «Вводные слова».

I

В январе 1837 года, как мне кажется, в России произошла величайшая трагедия. Они стрелялись 27 января около 5 часов вечера на Черной речке. Гений и посредственность, светоносный поэт и обыкновенное ничтожество. Что же привело в дуэли Пушкина и Дантеса? Наверное, это травля, слежки и, конечно же, посягательства на честь. Видимо, зная о том, как поэт оберегает свой дом, свое достоинство, светские враги избрали именно его личную жизнь для своих козней. Началось бесстыдное ухаживание Дантеса за Натальей Николаевной, по Петербургу поползли сплетни.

По мнению Пушкина, жизнь его, имя его принадлежит только ему. Поэтому, разумеется, он не могу бросить вызов Дантесу и всему обществу.

К несчастью, Дантес был красив, самоуверен и обласкан светом, поддерживающим его в этой подлой авантюре. В это время, к сожалению, Пушкин столкнулся с непониманием друзей. Наконец, свободный поэт бел несвободен, пожалуй, только от одного, от чести. Возможно, поэтому Лермонтов назвал Пушкина «невольником чести».

Трагедия приближалась к страшному финалу.

Тема: «Вводные предложения».

Пушкин принял решение, отправив 26 января 1837 года Геккрену (он являлся приемным отцом Дантеса) страшное по своей оскорбительности письмо, безусловно, отрезавшее все возможности к примирению. Сделав решительный шаг, Пушкин сразу же, по свидетельствам современников, успокоился и стал особенно весел. По-видимому, он рассчитывал жить и был полон литературных планов. Около четырех часов дня Пушкин с Данзасом (он был его лицейским другом) отправился из кондитерской на углу Невского и Мойки на место дуэли. Через два часа его привезли домой смертельно раненого. 29 января Пушкин скончался.

Перепуганные жандармы суетились, стремясь не допустить стихийного изъявления народных почестей телу поэта. Во время выноса тела из церкви, по словам А. И. Тургенева, явились полиция и шпионы…

Тема: «Обращения и вводные слова».

Диктант

В 30-е годы, по словам Блока, Пушкину не хватало воздуха. Устав от светской суеты и фальши, сам поэт писал: «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит…» Возвышающим и спасительным в духоте жизни было, пожалуй, лишь творчество.

В своем знаменитом стихотворении Пушкин говорил о божественной высоте своего дара: «Веленью божию, о муза, будь послушна…» Да, поэт всегда был верен идее свободы творчества, его независимости от мнения и оценок публики, от сиюминутных настроений. Пушкин избрал для себя величественную и трагическую судьбу Поэта. Вступив в смертельную схватку с подлостью, пошлостью и бесчестием, Пушкин, конечно же, знал, что он не камер-юнкер и не некрасивый мух известной красавицы, а первый Поэт России.

Его смерть вызвала  в Петербурге волнение, которое еще не переживала столица. А Петербург хоронил и Петра I, и Ломоносова, и Державина, видел смерть Суворова и шепотом рассказывал о казни пяти декабристов. Но ничего похожего на реакцию на дуэль и смерть Пушкина он, несомненно, не знал.

По воспоминанию современников, «стену в квартире Пушкина выломали для посетителей». А Петербург Люди вдруг почувствовали, что Пушкин в какое-то мгновение преображенный смертью, превратился в бронзовый памятник славы России. Он начал жизнь в бессмертии русской культуры. Чем же заслужено его бессмертие?

Тема: «Уточняющие члены предложения».

За Исаакиевской площадью виднелись отрезок Мойки и Большая Морская. Западнее, от Адмиралтейского канала до Невы, протянулись новые здания Сената и Синода, построенные по проекту Росси. Возвращая взор к подножию башни Адмиралтейства, наблюдатель видел начало Невского, который к этому времени, к тридцатым годам XIX века, был застроен трех- и четырехэтажными зданиями строгой архитектуры. Радовали глаз аркады Гостиного двора.

Далее, за Александринским театром, красовался Аничков дворец. На другом берегу Фонтанки, над пестрыми грядами крыш маленьких домиков, высились главы Владимирской церкви.

От Адмиралтейства также отходили Адмиралтейский проспект, или Гороховая улица, и Вознесенский проспект. На месте пересечения Гороховой с Садовой видна была церковь Успения Богородицы на Сенной площади и просматривалась часть торжища, кипящего пестрой толпой.

Итоговый диктант

Дворцовая набережная! Несомненно, это одна из самых ярких примет города.

Еще в первое половине XVIII века построили стенку набережной, забили свои и засыпали землей полоску суши, отвоеванную у реки. После постройки Зимнего дворца набережную одели в гранит и устроили спуски, к которым причаливали шлюпки – главные средства сообщения в городе в то время.

В 1711-1719 годах были прорыты Лебяжий канал и Зимняя канавка, соединившие Неву с Москвой. В 1763-1768 годах построены мосты через них. Вспоминаются слова Пушкина: «Пройдя туда и обратно по Зимней канавке – один из символов Санкт-Петербурга».

А вот и Зимний дворец – памятник архитектуры русского барокко. Все: яркая раскраска стен, пышная отделка фасадов, колонны, скульптура – придает ему величественность.

Дворцовая площадь – главная площадь города. В ее ансамблю входят Зимний дворец, и здание Главного штаба, и Гвардейский корпус. В центре площади – Александровская колонна, воздвигнутая по проекту Монферана. На углу Дворцовой площади и Миллионной улицы, напротив Нового Эрмитажа, находится здание Гвардейского корпуса.

Закончив прогулку по Дворцовой площади, через арку можно выйти на Невский проспект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочная работа по русскому языку 8 класс

проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...

проверочная работа по русскому языку 8 класс

проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...

проверочная работа по русскому языку 8 класс

проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...

проверочная работа по русскому языку 8 класс

проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...

Карточки-информаторы и проверочные работы по русскому языку. 8 класс.

Карточки-информаторы, сопровождающие проверочные работы, помогают систематизировать основные сведения по изучаемой теме. Хорошо подходит для дифференцированных заданий, для учеников-визуалов, спо...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...