Повторение по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рогалева Ирина Евгеньевна

 

Цели урока:

  1. углубление понятия о роли имён прилагательных в речи и способах их образования,
  2. формирование умения использовать в речи имена прилагательные,
  3. постановка и решение проблем нравственного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Цели урока:

  1. углубление понятия о роли имён прилагательных в речи и способах их образования,
  2. формирование умения использовать в речи имена прилагательные,
  3. постановка и решение проблем нравственного характера.

ХОД УРОКА

I. Сегодня мы продолжим повторение изученного вами материала по теме «Имя прилагательное». Некоторые ребята получили на прошлом уроке творческое домашнее задание. Посмотрим, что у них получилось: Богданов А.

Кузнецова А.

Михальченко К.

Мызина Ж.

Шарыгин Д.

Акиньхов С.

- О чём вы узнали из рассказов ребят? (О способах образования имён прилагательных)

Об этом мы с вами не говорили на прошлом уроке, поэтому запишем этот материал в тетради.

Способы образования имён прилагательных:

  1. Приставочный (преважный - от важный).
  2. Суффиксальный (лебединый - от лебедь).
  3. Приставочно – суффиксальный (заречный - от река).
  4. Способ сложения (морозоустойчивый - от мороз, устойчивый).
  5. Переход из одной части речи в другую (прил. первый -  от числит. первый).

II. А что вы уже знали об имени прилагательном?

  1. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль.
  4. Для чего служат в речи? (Для описания различных предметов, для создания более яркой, образной, красочной картины).

- Действительно, картину можно создать не только красками, как это делают художники, но и словами. Не случайно писателей и поэтов называют художниками слова, потому что их творчество сродни творчеству живописцев. Сегодня на уроке мы с вами ещё раз убедимся, насколько важна роль прилагательных в нашей речи. А для этого обратимся к упр. 271.

III. Работа над упр. 271.

- Прочитайте, докажите, что перед вами текст.

- Разделите текст на три абзаца. В каких предложениях выражена основная мысль каждого из абзацев?

1 абзац – два первых предложения,

3 абзац – последнее предложение.

Основные мысли: Красивый пейзаж…;

Сегодня наибольшую тревогу…;

Кто сохранит потомкам…

- Согласны ли вы с тревожными мыслями автора?

-Думаю, ответить на этот вопрос вам помогли репродукции картин Ис. Левитана и Ив. Шишкина.

- Какие слова или словосочетания помогают нам услышать тревогу автора? (наибольшая тревога, под безжалостным напором тракторов и бульдозеров, красота хрупка и уязвима, бесполезные для сельского хозяйства и т.д.) Обратите внимание на то, что для создания такого текста автору понадобилось большое количество прилагательных. Поэтому следующее задание связано со словами, выраженными этой частью речи: перепишите текст, обозначая падеж, число и род прилагательных, а также расставляя в предложениях пропущенные запятые.

(работают над заданием)

- (один ученик) У доски выписать прилагательные с пропущенными буквами, обозначить условия выбора орфограмм.

Радостное, наибольшую, далёкие, скалистые, безжалостным, бескрайние, речные, бесполезными, сельского.

- (второй ученик) Обозначить падеж, число, род и способ образования данных прилагательных.

- (четыре ученика по - порядку) Выписать предложения, в которых пропущены запятые, объяснить постановку знаков препинания.

  1. Красивый пейзаж вызывает радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает, даже лечит.
  2. Природа вдохновляет поэтов, художников, композиторов.
  3. Красоту пейзажей в России создали бескрайние леса, речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесье у ручьёв и оврагов, старые деревни и хутора с многоярусной растительностью дворов и улиц.
  4. Тихую рощу искореняют под пашню, привольное поле отделяют от древних лесов непроходимым валом, овраги засыпают или превращают в свалки.

- (для всего класса - устно) Определите синтаксическую роль прилагательных, встречающихся в данном тексте.

- Как бы вы ответили на поставленный автором вопрос? Что нужно сделать, чтобы избежать пагубного влияния человеческой деятельности на природу?

- Как бы изменился текст, если бы автор не употребил в нём прилагательных?

- Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?

На следующем уроке мы продолжим работу над прилагательными. Домашнее задание: п.47, упр. 274.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....

Урок в 6 классе "Повторение об имени прилагательном"

Конспект урока может быть использован при повторении сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе....

Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).

Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Презентация к уроку "Обобщающее повторение. Тема: "Имя прилагательное".

Дополнительные материалы в виде презентации для интерактивного проведения урока....