Подготовка к сочинению (ЕГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Материал представляет собой краткие инструкции по написанию сочиения, а также набор клише, необходимых для работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_na_ege.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

1

СОЧИНЕНИЕ  на ЕГЭ

ПРОБЛЕМА  ТЕКСТА

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.

ПРОБЛЕМА (какая?):  сложная, важная,        серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т. д.

ПРОБЛЕМА (чего?): воспитания,       образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека…

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (Ф.И.О. в род.п.) поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст ( Ф.И.О. автора в род. п.) посвящён проблеме…

Текст заставил меня задуматься над сложной проблемой…

Автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Как( зачем, почему…)..? Именно эта проблема привлекла  внимание автора.

Что такое долг(честь, совесть, благородство и т.д.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

ЗАПОМНИТЕ!

Проблема (чего?) смысла жизни.

Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

НЕ ЗАБУДЬТЕ! После текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии:

Писатель – журналист – публицист – фамилия автора.

                                                                                                     2

КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мыслей автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Текстуальный комментарий   предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы:

На каких примерах в  тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?

На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

Концептуальный комментарий   предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации:

К какому типу проблем принадлежит эта проблема?

Актуальна ли эта проблема в наши дни?

Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?

Почему эта проблема привлекла внимание автора?

Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

КЛИШЕ (типовые конструкции):

Автор заставляет читателя  задуматься над… , обращает внимание на… , доказывает, убеждён в том, что… , разделяет мнение, искренне восхищён(огорчён), приводит нас к выводу о том, что…, полемизирует с …, подробно рассматривает, обращает наше внимание, убеждает нас в том…, отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу, раскрывает проблему на примере случая из жизни, осуждает (одобряет), сочувствует, симпатизирует.

Не случайно  писатель изображает…                                                  Каждый из нас не раз сталкивался с этой проб-

Проблема раскрывается автором на примере…                               лемой.

В качестве примера автор рассматривает…                                      Как и большинство из нас, автор считает, что…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…                         Вопреки мнению большинства автор считает, …

Проблема…- одна из актуальных проблем нашего времени.        Таким образом, автор убеждает нас в том, что

Данная …проблема имеет многовековую историю.

3

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Это то, в чём автор видит решение проблемы. Авторская позиция проявляется в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам.

Средства выражения авторской позиции:

Слова-маркеры: главное, самое важное, надо, нужно.

Оценочная лексика. Положительная: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный ;  отрицательная:  скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный противный.

Средства выразительности.

Вводные слова.

Побудительные предложения.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

Автор призывает нас к …

Автор убеждает нас в том, что…

Автор осуждает…

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

Основная цель автора заключается в том, что…

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

4

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ.

Аргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Виды аргументов

РАЦИОНАЛЬНЫЕ (ЛОГИЧЕСКИЕ):     реальные факты

                                                                   статистика

                                                                  законы природы

                                                                  положения официальных документов

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ:        конкретные примеры из жизни

                                              примеры из художественных произведений

                                              предположительные примеры

ССЫЛКИ НА АВТОРИТЕТ:                              мнения выдающихся людей

                                                                            цитаты из авторитетных источников

                                                                            мнение очевидцев

                                                                            общественное мнение

АРГУМЕНТЫ, ОЦЕНИВАЕМЫЕ   2   БАЛЛАМИ: примеры из художественной литературы

                                                                                       примеры из публицистической литературы

                                                                                      примеры из научной (научно-популярной) литературы.

АРГУМЕНТЫ, ОЦЕНИВАЕМЫЕ   1   БАЛЛОМ: примеры из жизни,    собственные наблюдения и выводы,   предположительные примеры,    ссылки на авторитет,   пословицы, поговорки, афоризмы,   примеры из кинофильмов.

5

КОМПОЗИЦИЯ  СОЧИНЕНИЯ.

ПРОБЛЕМА

КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

АРГУМЕНТ 1

АРГУМЕНТ 2

ВЫВОД

Основные средства связи между предложениями в тексте.

Слова-заместители: местоимения, наречия, синонимы, различные оценочные обозначения, родовидовые слова, имя собственное – имя нарицательное.

Лексические повторы.

Соответствие видовременных глагольных форм.

Предлоги.

Анафора и эпифора.

Параллелизм.

Противопоставление.

Вопросительные предложения.

Союзы.

Порядок слов в предложении (прямой, обратный).

Последовательность в изложении мыслей.

Слова-организаторы логических связей.

Вводные слова, организующие порядок высказывания.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.

Вид ошибки

примеры

1

Ошибочное словообразование

Надсмехаться (вместо: насмехаться)

2

Ошибочное образование формы существительного

Опытные слесаря (вм. Слесари)

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более ярче , самый важнейший

4

Ошибочное образование формы числительного

С семистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихней помощи

6

Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия

Ездиют, заказует

7

Нарушение согласования

Я благодарен людям, воспитавших в себе…

8

Нарушение управления

Я хочу привести к примеру…

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги,…

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Автор не только осуждает жестокость,  а также призывает нас…

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история.

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Поставленная проблема автором очень актуальна.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (он не прячется)

16

Нарушение границ предложения

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества.

17

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.

РЕЧЕВЫЕ  ОШИБКИ

ВИД  ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор  подводит итоги.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.

5

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

По ящику сейчас показывают одни разборки.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Книги занимают очень важную роль в жизни человека.

8

Употребление лишних слов

Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов

Писатель мастерски описывает своего героя.

10

Неоправданное повторение слова

В тексте автором поднимается проблема патриотизма. Автор ярко рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда началась война,  его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.

12

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема.

Логические   ошибки.

ВИД ОШИБОК

ПРИМЕРЫ

1

Подмена понятий

Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время.

2

Нарушение причинно-следственных отношений

Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились.

3

Нарушение логики развёртывания мысли

Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживёт себя. Но, пока книг издаётся всё больше и больше, они ещё долго будут радовать читателей.

4

Отсутствие связи между высказываниями

Автора возмущает человеческая жестокость.  И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.

Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста....

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.

Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения....

подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"

Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста  по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П...

План урока при подготовке к сочинению. Сочинение сопоставительного характера

Цель: познакомить  ребят с системой работы   при составлении сравнительной характеристики героев.Задачи:- определить алгоритмы сравнительной характеристики- раскрыть особенности алгорит...