урок русского языка "Семантика словосочетаний"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока  в 5 классе «Семантика словосочетаний»

Учитель русского языка и литературы Грузденко Ирина Владимировна

       На уроке литературы вы познакомились с понятием «постоянный эпитет». Теперь на уроке русского языка вы узнаете о структуре словосочетаний, содержащих постоянный эпитет, научитесь составлять эти словосочетания и оценивать уместность использования их в тексте.

  1. Давайте внимательно прочитаем два текста

Вопросы к текстам:

- Откуда взяты эти отрывки?

- Чем второй текст отличается от первого?

- Что нового вы узнали из второго текста?

- Какие части речи помогли вам узнать новое о Садко или о городе Новгороде?

- Если отдельно выписать эти прилагательные, можно ли определить, о ком или о чем идет речь?

      На уроках русского языка вы познакомились со словосочетаниями, состоящими из прилагательного и существительного, например: зеленая трава, вкусное яблоко, высокий дом и др.

      В сказках, былинах и других произведениях фольклора есть особенные прилагательные, которые прикреплены постоянно к одним и тем же существительным.

      - Вспомните урок литературы; как называют эти прилагательные? (Постоянные эпитеты)

     - Выберите из текста словосочетания, содержащие постоянный эпитет, и распределите их в таблице по значению. (Заполняют таблицу)

   - Какую роль играют постоянные эпитеты в сказках. Былинах? (Участвуют в описании героя сказки, его поступков; помогают «раскрасить» сказочные картины природы; определяют наше отношение к герою. Эпитеты украшают  сказку. Помогают ее запомнить, сохранить важную особенность сказки – напевность)

 - Какой частью речи выражено главное слово в словосочетаниях, содержащих постоянный эпитет? (Существительным)

  - Словосочетания, в которых главное слово существительное, называются (именными).

  1. Работа с упражнениями по вариантам

Задание: подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные

1 вариант  существительные -  молодец, девица, водица;

                 прилагательные –добрый, студеная, красная

2 вариант существительные – поле, речи, дорога;

                   прилагательные – сладкие, чистое, дальняя

- Могут ли сочетаться по смыслу слова добрый и девица ? (Да)

- Почему вы не составили из них словосочетание? (Потому что они не согласованы в роде)

- Подходят ли по смыслу слова сладкий и речи? (Да)

- Можно ли составить   словосочетание из этих слов, не изменяя окончания? (Нет)

- Почему? (Потому что словосочетания не согласованы в числе)

- что надо сделать, чтобы соединить слова сладкий и речи? (Изменить окончание слова сладкий)

- Выполните следующее упражнение, согласуя прилагательные и существительные в роде и числе.

Задание: составьте словосочетания  «сущ.+ прил.» , содержащие постоянный эпитет, согласуя прилагательное с существительным в роде и числе.

     1 вариант    существительные – солнышко, земля, месяц, палаты, слезы;

                        прилагательные – горький, ясный, царский, красный, сырой

     2 вариант     существительные – гусли, пир, уста;

                         прилагательные – сахарный, звонкий, веселый

- Что надо знать, чтобы соединить слова в словосочетания?

- Выпишите из следующих предложений словосочетания, содержащие постоянный эпитет.  

(Читать устно)

1 вариант

                   Увидала она в окно доброго молодца;

                   Полюбились ей кудри черные, очи соколиные,

                   Брови соболиные, ухватки богатырские; зазвала

                   К себе царевича, расспросила, куда и зачем идет.

                            (Иван-Царевич и Белый Полянин)

2 вариант

                   Добрые молодцы входят в избушку - на печи баба-яга

                    Костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.

                                         (Иван Быкович)

- Выделите графически главное и зависимое слово в выписанных словосочетаниях.

- Выделите графически окончания прилагательных в словосочетаниях.

- Определите падеж существительных в словосочетаниях.

- Изменится ли окончание прилагательного, если изменить падеж существительного (главного слова)? (Да)

Задание:  переделайте словосочетания  «сущ.+ сущ. в родительном падеже» в словосочетание  «сущ.+ прил.».  Например:  двор крестьянина – крестьянский двор.

      В словосочетании обозначьте главное и зависимое слово.

          Двор боярина -                                                   конь царя –

          Дочь царя  -                                                        коса девицы –

          Слово князя -                                                     сын крестьянина –

Задание: переделайте  словосочетание  «сущ.+ сущ. с предлогом» в словосочетание «сущ.+ прил.».  В словосочетании обозначьте главное  и зависимое слово.

            Невод из шелка -                                   гости из-за моря -

            Стол из дуба -                                        купцы из Новгорода –

           Палаты из камня –

- Отличаются ли по смыслу словосочетания, записанные справа, от словосочетаний, записанных слева? В чем заключается разница?

- Помогают ли предлоги связывать слова в словосочетания?

- Какие словосочетания встречаются чаще в фольклоре?

Задание: перепишите предложения. Как вы думаете, почему они соединены попарно?

     Вместо точек вставьте словосочетание. При выборе словосочетаний, данных в скобках, вспомните, словосочетание какой структуры используют в сказках?

  1. … Петра звали Алексей. – И пошел… за тридевять земель Елену Прекрасную (Сын царя, царский сын).
  2.  Под Москвой до сих пор сохранились деревянные…- Входит царевич в… (Дома купцов, купеческие терема).

- Может ли структура словосочетания влиять на употребление этого словосочетания в тексте? (Да)

Заключение урока

  1. Приведите примеры именных словосочетаний.
  2.  Как связывается слово в именных словосочетаниях.
  3. Словосочетание какой структуры используют в фольклоре для описания героя, его характера, обстановки?

Домашнее задание

Сочините небольшой фрагмент сказки, которую можно было озаглавить «Баба-Яга в сказочном лесу», или «В гостях у Елены Прекрасной», или «Бой Ивана-Царевича с Кощеем Бессмертным»

Сценарий урока по теме «Слитные и раздельные написания наречий»

Тема урока: Слитные и раздельные написания наречий

Тип урока:   урок закрепления  

Вид урока:  урок-путешествие в историю моды

Технология:  элементы технологии развивающего обучения

Цель: формировать навык правильного написания наречий

Знать: правило написания некоторых наречий; особенности текста-описания и текста-повествования

Уметь: правильно писать наречия; составлять словосочетания с наречиями; определять основные признаки текста, находить элементы описания и повествования в тексте, создавать текст-описание и текст-повествование на заданную тему

Оборудование: карточки, список наречий, иллюстрации

                                                 Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

  1. Работа с текстом

Цель: проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков

Задания для работы:

- прочитайте текст (один ученик читает);

- докажите, что это текст;

- определите тип речи текста;

- найдите в тексте элементы описания и повествования;

- запишем текст, комментируя орфограммы.

(Один ученик выходит к доске, выписывает орфограммы и объясняет написание).

         В наше время никого не удивляет платье (в) обтяжку или рубашку (на) распашку. А в античные времена такие наряды пришлись бы не (по)вкусу, ведь в древности люди предпочитали одежду (по)проще и (по)просторнее.                                                                                                      

       Нижняя одежда римлянина (туника) сейчас пришлась бы (в)пору обладателям разных размеров (в)силу уникальности покроя. Хотите одеться (по)модному? Возьмите два полотнища, сшейте их (по)бокам, предусмотрительно оставив отверстие для головы. У простых людей туника (за)частую имела только левый рукав. В этом случае полотнища (с) легка прихватывались застежкой (на)плече. (Не)редко тунику украшали вышивкой или каймой. (По)верх туники мужчины надевали тогу.(По И.А. Лисовому, К.А. Ревяко)

  1. Работа с разноуровневыми карточками

Цель: проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков

Учитель предлагает ученикам выбрать уровень сложности для работы с карточками

Раскройте скобки   (уровень «3»)

Надеть (с)верху, прикрепить (с)боку, застегнуть  (с)лева, вывернуть (на)изнанку, подколоть (с)права, купить (по)дешевке, подложить (с)изнанки, сложить (в)двое, отрезать (по)короче, расположить (по)середине, прострочить (с)верху, украсить (по)низу, пришить крепко(на)крепко, выглядеть (по)домашнему, завязать (по)английски, вышить крест (на)крест.

          (уровень «4»)

Представьте, что вам нужно описать костюм. Подберите глаголы к данным наречиям так, чтобы получившиеся словосочетания можно было бы использовать в вашем тексте. Раскройте скобки

  (С)верху,   (с)боку,    (с)лева,   (на)изнанку,   (с)права,   (по)дешевке,   (с)изнанки,  (в)двое,   (по)короче,   (по)середине,   (с)верху,  (по)низу,   крепко(на)крепко,   (по)домашнему,   (по)английски,   крест (на)крест.

   Для справок: вышить, прикрепить, вывернуть, надеть, украсить, сложить, отрезать, подколоть, застегнуть, купить, подложить, расположить, прострочить, пришить, выглядеть, завязать.

         (уровень «5»)

 Представьте, что вам нужно описать костюм. Подберите глаголы к данным наречиям так, чтобы получившиеся словосочетания можно было бы использовать в вашем тексте. Раскройте скобки

(С)верху,   (с)боку,    (с)лева,   (на)изнанку,   (с)права,   (по)дешевке,   (с)изнанки,  (в)двое,   (по)короче,   (по)середине,   (с)верху,  (по)низу,   крепко(на)крепко,   (по)домашнему,   (по)английски,   крест (на)крест.

4. Работа по развитию речи

 Цель: формирование умения составлять текст-описание одежды и текст-повествование

  Тунику носили древние римляне и греки. А теперь давайте посмотрим на другой вид одежды. Перед вами хламида.  Вы видите, насколько она проста. Сейчас вам предстоит оказаться в роли модельера и через 3 минуты представить два минитекста:

 Текст-описание                                                Текст-повествование

Что такое хламида?                                         Как изготовить хламиду?

 5.Подведение итогов ( в игровой форме- аукцион) Кто больше всех назовет наречий, которые можно использовать в текстах об одежде

6. Домашнее задание : создать свои минитексты об одежде описательного и повествовательного характера , повторить слова из рамочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Презентация к уроку русского языка. Словосочетание.

В данной презентации помещён материал по теме Словосочетание....

Урок русского языка "Словосочетание"

Урок русского языка с использованием технологии УДЕ и ИКТ в 5 классе...

Презентация к уроку русского языка "Словосочетание. Простое предложение" в 6 классе

Данная презентация содержит материал для повторения темы "Словосочетание", которая тесно связана с последующей темой "Простое предложение". Простые  примеры помогут учащи...

Презентация к уроку русского языка "Словосочетание. Виды словосочетаний"

Данная презентация содержит ряд упражнений, который поможет учащимся понять тему поэтапно, начиная от узнавания словосочетаний, определения типа связи, до создания собственных словосочетаний, создания...

Урок русского языка. Словосочетание

Урок систематизации и обобщения знаний и умений...