Урок русского языка "Словосочетание.Главное и зависимое слово"(с презентацией)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Куликова Наталья Петровна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО.

Слайд 2

Составьте словосочетания: Вольная, ветер г улять, лес р одной, земля п илить, вода ц вести, дрова

Слайд 3

РОДНОЙ ВПЕРЁД ЧУДЕСНАЯ БЕРЁЗА БЕЛОСТВОЛЬНАЯ В РЕКЕ КУПАТЬСЯ КРАЙ МЧАТЬСЯ ПЕСНЯ

Слайд 4

Казаки-воины, защитники родины, вольные люди, имеющие свою культуру. Они всегда служили родной земле, своему народу и государству. Их жизнь была построена по особенному укладу: иначе воспитывали детей, любили жён и свою родину, безгранично почитали стариков .

Слайд 5

Казаки – вольные люди, имеющие свою культуру.

Слайд 6

СКАКАТЬ (на ком? к ак?) с какать на коне, скакать быстро КУПАТЬ (кого? в чём?) купать ребёнка, купать в лохани



Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Словосочетание. Главное и зависимое слово» 5 класс

Цели: обобщить знания учащихся о словосочетании.

Задачи:

  • Вспомнить, что такое словосочетание;
  • Учиться находить главное и зависимое слово;
  • Формировать умение вычленять словосочетания из предложения;
  • Узнать, чем отличается слово от словосочетания;
  • Учиться составлять словосочетания.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Петровна! Сегодня урок русского языка мы проведем вместе с вами.

Сегодня день солнечный, яркий.

Урок будет наш необычным.

Давайте друг с другом делиться

 Своим настроеньем отличным.

- Посмотрите в окно, солнце дарит нам свое тепло. Подарите тепло друг другу, улыбнитесь. Улыбнитесь нашим гостям. Давайте начнем наш урок.

Мой любимый с детства край,

Нет роднее тебя и дороже!

Красоту мне свою открывай

Каждый день и каждый миг тоже!

-Ребята, о чем это стихотворение? (о родном крае) А что является родиной для всех людей без исключения?  Планета наша таит в себе еще столько загадок , точно так же и планета русского языка еще не изучена вами. Впереди ещё много интересного, необычного.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, на остров. Но он не является новым и неизвестным. Вам знакомо название этого острова, и , более того, когда-то вы посещали его. Сегодня я предлагаю побывать в самых важных уголках острова, изучить его более подробно и стать его коренными жителями. Как же называется этот остров? Сейчас вы узнаете его название. Составьте слово , используя каждую третью букву из ленты.

Словосочетание.

Как звучит тема?

Запись темы в тетрадь.

Но это неполное название темы. Что такое словосочетание?Как называются эти слова?

Дописать тему.

Формулировка целей:

  • Вспомнить, что такое словосочетание
  • Учиться находить главное и зависимое слово
  • Формировать умение вычленять словосочетание из предложения
  • Узнать, чем отличается слово от словосочетания
  • Учиться составлять словосочетания.

Для того,чтобы изучить остров, вам нужно выполнить задания.

«Составь словосочетание»

Возьмите листочки и запишите словосочетания в тетрадь. Что у вас получилось? какие трудности возникли, что приходилось делать? (изменять окончания, добавлять предлоги; с последними нельзя составить словосочетания)

Вывод: словосочетание-несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

Физминутка.

Отправляемся к следующей части нашего острова.

Следующее задание «Найди пару», работать вы также будете в парах. Что нужно сделать? (подобрать к словам из первого столбика подходящую по смыслу пару из второго)

Двое к доске.

Равноправны ли слова в словосочетаниях? Как определить главное и зависимое слово?

Определите главное и зависимое и поставьте вопрос.

Вывод: из чего состоит словосочетание? Состоит из главного и зависимого слова.

-Посмотрите на третью часть острова. Что там. Письмо от наших предков, тех, кто населял нашу донскую землю много лет назад. Тех, чьи традиции сейчас возрождаются.  Кто это?

Прочитаем.

Казаки-воины, защитники родины, вольные люди, имеющие свою культуру. Они всегда служили родной земле, своему народу и государству. Их жизнь была построена по особенному укладу: иначе воспитывали детей, любили жён и свою родину, безгранично почитали стариков.

-Что перед нами? Определите тему, основную мысль текста.

-Посмотрите на задачи нашего урока и предположите, что мы будем делать.

Запись основной мысли в тетрадь. Выпишите словосочетания из данного предложения.

-Докажите, что это словосочетания. Как связь устанавливается? По вопросу.

Вывод: смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому.

-Ребята, откройте учебники на стр.61 и прочитайте правило. Есть ли в нем информация, о которой мы не говорили ? Значит мы все изучили.

-Посмотрите на доску. Что здесь изображено?какие действия совершают? Составьте, используя вопросы, словосочетания и сделайте вывод, изменилось ли что-нибудь?

-Как называется предмет? Круглая или овальная посудина для стирки белья, мытья посуды или других хозяйственных надобностей.

Вывод: словосочетание более точно, чем слово, называет предметы, действия, признаки.

Итог. Что такое словосочетание?

Домашнее задание: составить 5 словосочетаний об уроке или составить три предложения с понравившимися словосочетаниями.

Рефлексия.

Работать с вами было очень мне приятно.

Вы умницы, похожих ещё нужно поискать.

Надеюсь на уроке вам было все понятно,

Я попрошу вас это сейчас мне показать.

- У вас на столах листочки, выберите и поднимите вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"

Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово"

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово" . ФГОС технология деятельностного метода....

Интегрированный урок русского языка и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"- презентация

Интегрировонный урок в математическом классе по теме" Предлоги и союзы"...

Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания при словах, грамматически не связанные с членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала....

Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...