Правописание союзов
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Баранова Елена Владимировна

Урок и презентация открытого урока в 7 классе по программе М.М.Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_soezov.docx27.84 КБ
Файл pravopisanie_soezov.pptx79.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слитное написание союзов «также», «тоже», «чтобы».

Урок по данной теме – 1-ый из 2-х по программе.

Класс: 7 «А»

Оборудование:проектор,компьютер,раздаточный материал (карточки №1, №2).

Методы:

- использование ИТ,

- метод индивидуализации и дифференциации,

- метод сравнения, сопоставления,

- поисковый метод,

- метод фронтального опроса.

Использованные виды работ:схематический диктант,тест.

Цели:

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится:

-опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка,

-проводить различные виды анализа слова (словообразовательный, лексический, морфологический)

Учащийся научится:

- совместно выполнять задание, участвовать в обсуждениях актуальных  тем;

Учащийся научится:

- осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку.

Решаемые учебные проблемы

различать слитное и раздельное написание союзов

- знакомство с правописанием союзов «также», «тоже», «чтобы», «зато»;

проверка знаний видов союзов и их функций в предложении; закрепление орфографии и пунктуации;

- совершенствование навыков построения схем предложений с сочинительными и подчинительными союзами, развитие навыков восприятия материала на слух, развитие навыков анализа, сравнения, подведения итогов самостоятельной работы;

 

Ход урока.

1. Огр.момент. Запись числа.

2. Актуализация знаний.

а)Фронтальный опрос.

Что называется союзом?

- Какими могут быть союзы по составу?

- Какие союзы называются сочинительными?

- На какие группы делятся сочинительные союзы по значению?

- Что вы знаете о подчинительных союзах?

- Перечислите значения подчинительных союзов.

1 уровень

а) Карточки (1 человек (с той стороны доски), 4 (с места).

Задание: расставить знаки препинания, построить схемы предложений, отразив функции союзов.

1)     Чичиков не заметил как въехал в середину обширного села.

2)     Старый кот бродит по комнатам и ухо у него нервно вздрагивает.

3)     Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

4)     Она не только работала но и училась. 

5)     Что бы тебе еще сказать чтобы ты меня простила.

Ответы :

1)     […], (как …).

2)     [  … ],и [ …  ].

3)     […], (когда…).

4)     [  … , но  …  ].

5)     […], (чтобы … ).

б) Работа с интерактивной доской. (1 ученик) ЦОР.

- Выделить союзы.

2 уровень.    Схематический диктант. 

Задание. Под диктовку построить схемы предложений, отразив в них функцию союзов.

  1. Он упал возле ног вороного коня и закрыл свои карие очи.
  2. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины.
  3. Ребята поужинали, но все еще сидели у костра.
  4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь.
  5. У крайних домиков Аким остановился, чтобы немного заглушить волнение.
  6. Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил тощие стебли травы.

Взаимопроверка.

 

Выводы: 

— Что нужно учитывать при построении схемы?(вид союза и его функцию)

3. Тема урока.

Запись темы урока.(Слитное написание союзов «также», «тоже», «чтобы»)

- Не кажется ли вам, что само правило уже звучит в теме?

- Как же пишутся союзы также, тоже, чтобы? Слитно.

- Это все, мы все узнали. Можем работать?

- Как еще можно написать? Раздельно.

- Как выдумаете, какая цель урока?

- Цель нашего урока: научиться отличать союзы также, тоже, чтобы от других частей речи, которые пишутся раздельно. Это поможет избежатьмногих орфографических и пунктуационных ошибок в будущем. В конце урока мы выполним тест на проверку освоенности новой темы.

Обратите внимание на 5 предложение. Здесь в одном случае что бы пишется раздельно, в другом – слитно. Почему?      (варианты)

       Что бы тебе еще сказать, чтобы ты меня простила.

Чтоб ответить на этот вопрос, проведем небольшую исследовательскую работу.

4. Исследовательскую работу

Дифференциация. Одновременное выполнение работы на разных уровнях.

- В данных предложениях выделенные слова написаны в соответствие с правилом.

- Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов, определив их синтаксическую роль.    Тем, кто затрудняется, обратитесь у упражнению 399.

 1) День прекратился ветер тоже затих. 2)Выполни то же задание.

 1) Что бы я делал без вас. 2)Я пришел в библиотекучтобы взять нужную книгу.

 1) День прошел так же как вчера. 2)Все повторяли физику перед контрольной, я также решил заглянуть в учебник.

 

 Слушание вариантов ответов.

- Какую закономерность вы выделили?

- Являются ли «также», «тоже», «чтобы» членами предложения?

Вывод…

- Что могут добавить ребята, которые работали с учебником?

– Действительно ли «же», «бы» можно убрать?

Анализ слайдов.

5. Проверка освоенности темы.

1 уровень.

Объяснительный диктант.

От дождя женщины спрятались под дубом, нам так(же) пришлось искать пристанища.

Труд необходим человеку так(же), как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

Трудно себе представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал.

Стеклянная дверь на балкон была закрыта, что(бы) из сада не несло жаром.

Мишка так аппетитно грыз свою порцию, что Дениске то(же) захотелось съесть с ним на пару горячую пахучую сардельку.

Поэтому он купил то(же), что и Мишка.

ОТВЕТЫ

От дождя женщины спрятались под дубом, нам также пришлось искать пристанища.

Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

Трудно себе представить, что бы со мной случилось, если бы пароход опоздал.

Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

Мишка так аппетитно грыз свою порцию, что Дениске тоже захотелось съесть с ним на пару горячую пахучую сардельку.

Поэтому он купил то же, что и Мишка.

2 уровень

Задание 1.Выпишите номера предложений, в которых использованы   союзы «тоже», «также», «чтобы».

1) Я то (же) это прочитаю.

2) Это было то (же) самое место.

3) Мы делали все что(бы) праздник удался.

4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку.

5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног.

6) Он умел веселить так(же) как и мой отец.

7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку.

8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.

ОТВЕТЫ: 1, 3, 4, 5, 7,           Проверить устно, если большинство не справились, разобрать еще раз.

Задание 2. Самостоятельное выполнение теста

ОТВЕТЫ: 1)1,  2) 2,  3) 2, 4)1, 5)2, 6)2,  7)1,  8)1

6. Итоги урока. Домашнее задание.

1) Упражнение 399 (устно), 400.

Оценки

1. Укажите верное написание выделенного  слова и его объяснение.

                 Я то(же) хочу поехать в горы.

1) ТОЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТО ЖЕ - здесь это местоимение с частицей ЖЕ,  пишется раздельно

2. Укажите верное написание выделенного  слова и его объяснение.

               Мы поехали отдыхать в то(же) место, что и прошлым летом.

1)ТОЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2)ТО ЖЕ - здесь это местоимение с частицей ЖЕ,  пишется раздельно

3. Укажите верное написание выделенного  слова и его объяснение.

              Теплая небесная вода  для растений  то(же) самое, что для людей любовь.

1)ТОЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2)ТО ЖЕ - здесь это местоимение с частицей ЖЕ,  пишется раздельно

4. Укажите верное написание выделенного  слова и его объяснение.

                Снегу было мало, снежных буранов то(же).

1) ТОЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТО ЖЕ - здесь это местоимение с частицей ЖЕ,  пишется раздельно

5. Укажите верное написание выделенного  слова и его объяснение.

                Она заботилась о раненых так(же) нежно, как и о своих детях.

1) ТАКЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТАК ЖЕ - здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно

6. Укажите верное написание выделенного  слова и его объяснение.

                      Как мне хотелось говорить так(же) медленно и точно!

1) ТАКЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТАК ЖЕ - здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно

7. Укажите верное написание выделенного  слова и его объяснение.

                    Костя так(же) поступил учиться на механика. 

1) ТАКЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТАК ЖЕ - здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно

8. Укажите верное написание выделенного  слова и его объяснение.

                     Мои спутники так(же) осмотрели берег, но искали они совсем другое.

1) ТАКЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТАК ЖЕ - здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс Учитель: Баранова Елена Владимировна

Слайд 2

Найди союзы

Слайд 3

Слитное написание союзов «также», «тоже», «чтобы».

Слайд 4

- Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов , определив их синтаксическую роль. День прекратился ветер тоже затих. Выполни то же задание . День прошел так же как вчера. Все повторяли физику перед контрольной я также решил заглянуть в учебник. Что бы я делал без вас. Я пришел в библиотеку чтобы взять нужную книгу.

Слайд 5

Пишутся слитно союзы Пишутся раздельно местоимения и наречия со служебными словами Также = тоже = и Одноклассники повторяли физику перед контрольной. Я также решил заглянуть в учебник (= и я решил заглянуть в учебник ). Так же , то же – же можно опустить Сегодня так же пасмурно, как и вчера. чтобы = для того чтобы Я пришёл в библиотеку, чтобы ( = для того чтобы) взять нужную книгу. что бы – бы можно опустить или переставить в другое место Что бы я делал без вас? ( = Что я делал (бы) без вас?) Правописание союзов

Слайд 6

При применении этого правила прежде всего обращайте внимание на смысл. Чтобы отличить производные союзы от омонимичных сочетаний слов: 1) проверяю, нет ли в предложении оборотов тоже - то же, также - так же, чтобы - что бы ; 2) определяю, можно ли опустить или переставить частицы же и бы : да нет это союз, пишу слитно это сочетание местоимения (наречия) с частицей (предлогом), пишу слова раздельно ИНСТРУКЦИЯ

Слайд 7

От дождя женщины спрятались под дубом, нам так(же) пришлось искать пристанища. 2) Труд необходим человеку так(же), как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

Слайд 8

3) Трудно себе представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал . 4) Стеклянная дверь на балкон была закрыта, что(бы) из сада не несло жаром.

Слайд 9

5) Мишка так аппетитно грыз свою порцию, что Дениске то(же) захотелось съесть с ним на пару горячую пахучую сардельку. 6) Поэтому он купил то(же), что и Мишка.

Слайд 10

Задание 1. Выпишите номера предложений, в которых использованы союзы «тоже», «также», «чтобы». 1) Я то (же) это прочитаю. 2) Это было то (же) самое место. 3) Мы делали все что(бы) праздник удался. 4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку. 5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног. 6) Он умел веселить так(же) как и мой отец. 7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку. 8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.

Слайд 11

Домашнее задание: Упражнение 399 (устно), 400 (письменно );


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание союзов

Данная презентация может быть использована учителем на уроке русского языкав 7 классе, а также в 10 приповторении орфографии и поготовки к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме: "Правописание союзов"

В помощь учителю русского языка и литературы. "Правописание союзов", на мой взгляд, одна из трудных тем в изучении правил русского языка. Предлагаю своё видение изучения этой темы. Буду рада, если это...

Урок по русскому языку на тему "Правописание союзов" в компьютерном классе.

Научить провописанию союзов; научиться писать союзы;отличать их от местоимений и наречий,  уметь применять знания на практике, использовать информационные  технологии:Microsoft Word , для со...

Правописание союзов

Первый урок по теме "Правописание союзов". Нумерация страниц и номера упражнений указаны по учебнику под редакцией М. М.Разумовской. К разработке урока прилагается презентация и дидактический материал...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Методическая разработка урока "Правописание союзов"

Урок направлен на формирование универсальных учебных действий у школьников...

Использование мультимедио при изучении темы "Союз" (Правописание союзов также, тоже, чтобы).

Урок изучения нового материала.Цель: познакомить с новой орфограммой и сформировать определённые навыки и умения ею пользоваться....