Правописание союзов
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Николаева Ирина Ивановна

Первый урок по теме "Правописание союзов". Нумерация страниц и номера упражнений указаны по учебнику под редакцией М. М.Разумовской. К разработке урока прилагается презентация и дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_soyuzov_7_klass.docx22.82 КБ
Файл kartochka_soyuzy.docx14.21 КБ
Файл soyuzy.pptx68.49 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание союзов

Задача урока: уяснение орфограммы «Отсутствие пробела в союзах»

Цели:

· усвоить алгоритм действия для  различения омонимичных частей речи,

· сформировать навыки написания и употребления союзов в соответствии с литературной нормой,

· развивать логическое и творческое мышление,

· развивать устную и письменную речь

Тип урока: комбинированный

Форма: тренировочный

План урока:

1. Проверка Д/З (работа у доски, буквенный диктант)

2. Изучение темы

3. Закрепление (выполнение упражнения, диктант-схема)

4. Запись пожеланий

5. Итог урока

Ход урока

1. Организационный момент

- Приветствие,

- выявление отсутствующих,

- проверка готовности учащихся к уроку;

- организация внимания

- определение плана урока:

2. Проверка Д/З: (работа с презентацией №1

  1. Определение союза.
  2. Группы союзов по значению
  3. Группы подчинительных союзов
  4. (один ученик выходит к доске). Подберите к разряду соответствующий союз

 Временные

 Причинные

 Целевые          

 Условные

 Уступительные

 Сравнительные

 Следственные

 Изъяснительные

Пускай (хотя)

Если (раз)

Будто (словно)

Оттого что

Когда (лишь)

Чтобы (будто)

Для того чтобы

Так что

Остальные по вариантам пишут буквенный диктант:

1 вариант: ветер

Е-уступительные, в-временные, т-причины, р-изъяснительные, г-целевые, о-условные, л-уступительные, к-сравнительные

1. Едва расцвело, мы двинулись в путь.

2. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.

3. Я пришел сюда, чтоб увидеть тебя.

4. Пускай на улице снег и мороз, я все же к тебе прибегу.

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

2 вариант: ручей

У-условные, ч-целевые, й-сравнительные, р-изъяснительные. е – следственные, в-времени, л-причины, к-уступительные

1. Если я долго не приезжал в город, то значит я был болен.

2. А сама-то величава, выступает, будто пава.

3. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

4. Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

5. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча

Взаимопроверка:

· обменяйтесь тетрадями и проверьте работы. У вас должны получиться такие слова: 1 вариант – ветер, 2 вариант – ручей.

Изучение новой темы.

Тема урока на доске: «Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, оттого и др.»

На сегодняшнем уроке вы должны научиться отличать союзы от схожих с ними по звучанию местоимений и наречий с частицами или предлогами, а также правильно их писать. Эта тема вам поможет избежать орфографических ошибок, связанных с правописанием союзов и местоимений, предотвратить речевые ошибки, связанные с неверным построением предложений с союзами или местоимениями, а следовательно, поможет вам в вашей коммуникативной практике.

1. Эвристическая беседа

- Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному:

Презентация №1 – 4 кадр

Дождь прекратился, ветер Тоже затих.

Выполни То же задание.

Мы пошли дальше, Потому что дождь прекратился.

Мы пошли По тому же пути.

- Как вы определили, где какая часть речи? (по их роли в предложении, по вопросу (к союзу вопрос не задается, а к местоимению задается))

- Какими союзами мы можем заменить союзы тоже и потому что (тоже – и, потому что – так как).

Презентация № 2 Анализ теоретического материала

- Придумайте свои примеры, запишите их в тетрадь.

4. Закрепление

1. упр. 399 (устно) – комментарий таблицы в учебнике – с 185

2. упр. 400(письменно) – подбор омонимичных союзам слов

3. Формирование навыков нормированного написания и употребления союзов:

- Запись под диктовку

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб от этой от тоски мятежной

Возвратиться в маленький наш дом.

С. Есенин

Спустясь в один из таких оврагов, называемых на здешнем наречии балками, я остановился, чтоб напоить лошадь (М. Лермонтов)

Голубоглазый малыш зачарованно смотрел, как угасают огоньки на ели.

Я вижу его так, как это было вчера (Соколов-Микитов).

- В каких значениях употреблены союзы чтоб и как в зависимых предложениях?

(чтоб – союз изъяснительный и целевой. Как – союз изъяснительный и сравнительный).

Сопоставьте предложения, проанализируйте написание союзов.

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже письмецу

Приписала строчку.

С. Маршак

Дедушка потуже подтянул ремешок штанов, и внучек сделал то же самое. (В. Катаев)

4. Цифровой диктант: 1- предложения с союзом, 2 – предложения с местоимением или наречием

1. От дождя женщины спрятались под дубом, нам также пришлось искать пристанища.

2. Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

3. Трудно себе представить, что бы со мной случилось, если бы пароход опоздал.

4. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

5. Поднимается выше солнце, наступает жара, и утренние голоса смолкают, зато оживает мир насекомых.

6. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.

1, 2, 2, 1, 1, 2.

5. Итог урока. Пока выполняют работу, учитель пускает листок «Что узнали нового, а что осталось непонятным?»

Синквейн

- Выделите ключевые слова из данной темы:

1. Существительное (Союз),

2. Прилагательное (Слитное),

3. Глагол (уяснить, усвоить, различать, написать)

4. Предложение: Пробел в союзах отсутствует.

5. Слоган: В способности отличать союзы от наречий и местоимений  с предлогами и частицами – секрет грамотности.

6. Домашнее задание: теория – с 185-186, №401



Предварительный просмотр:

1 вариант

Е-уступительные, в-временные, т-причины, р-изъяснительные, г-целевые, о-условные, л-уступительные, к-сравнительные

1. Едва расцвело, мы двинулись в путь.

2. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.

3. Я пришел сюда, чтоб увидеть тебя.

4. Пускай на улице снег и мороз, я все же к тебе прибегу.

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

2 вариант

У-условные, ч-целевые, й-сравнительные, р-изъяснительные. е – следственные, в-времени, л-причины, к-уступительные

1. Если я долго не приезжал в город, то значит я был болен.

2. А сама-то величава, выступает, будто пава.

3. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

4. Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

5. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча

1 вариант

Е-уступительные, в-временные, т-причины, р-изъяснительные, г-целевые, о-условные, л-уступительные, к-сравнительные

1. Едва расцвело, мы двинулись в путь.

2. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.

3. Я пришел сюда, чтоб увидеть тебя.

4. Пускай на улице снег и мороз, я все же к тебе прибегу.

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

2 вариант

У-условные, ч-целевые, й-сравнительные, р-изъяснительные. е – следственные, в-времени, л-причины, к-уступительные

1. Если я долго не приезжал в город, то значит я был болен.

2. А сама-то величава, выступает, будто пава.

3. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

4. Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

5. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча

1 вариант

Е-уступительные, в-временные, т-причины, р-изъяснительные, г-целевые, о-условные, л-уступительные, к-сравнительные

1. Едва расцвело, мы двинулись в путь.

2. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.

3. Я пришел сюда, чтоб увидеть тебя.

4. Пускай на улице снег и мороз, я все же к тебе прибегу.

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

2 вариант

У-условные, ч-целевые, й-сравнительные, р-изъяснительные. е – следственные, в-времени, л-причины, к-уступительные

1. Если я долго не приезжал в город, то значит я был болен.

2. А сама-то величава, выступает, будто пава.

3. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

4. Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

5. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

союзы сочинительные подчинительные

Слайд 2

Сочинительные союзы Соединительные Разделительные Противительные и или а Да либо но тоже то…то да=но также не то… не то однако ни…ни то ли…то ли зато и др. и др. и др.

Слайд 3

Подчинительные союзы I . Изъяснительные (что, будто, как будто…) II . Обстоятельственные: Время (когда, едва, прежде чем…) Причина (потому что, так как…) Цель (для того чтобы…) Условие (если…) Уступка(хотя, несмотря на то, что…) Следствие (так что…) Сравнение (как, как будто, словно…)

Слайд 4

Разряды по строению Простые ч то ч тобы и да также б удто о днако словно и др. Составные не только… но и д ля того чтобы в то время как н есмотря на то что к ак будто о ттого что р ади того чтобы и др.

Слайд 5

Дождь прекратился, ветер т оже затих . Выполни т о же задание. Мы пошли дальше, п отому что дождь прекратился. Мы пошли п о тому же пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание союзов

Данная презентация может быть использована учителем на уроке русского языкав 7 классе, а также в 10 приповторении орфографии и поготовки к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме: "Правописание союзов"

В помощь учителю русского языка и литературы. "Правописание союзов", на мой взгляд, одна из трудных тем в изучении правил русского языка. Предлагаю своё видение изучения этой темы. Буду рада, если это...

Урок по русскому языку на тему "Правописание союзов" в компьютерном классе.

Научить провописанию союзов; научиться писать союзы;отличать их от местоимений и наречий,  уметь применять знания на практике, использовать информационные  технологии:Microsoft Word , для со...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Правописание союзов

Урок и презентация открытого урока в 7 классе по программе М.М.Разумовской...

Методическая разработка урока "Правописание союзов"

Урок направлен на формирование универсальных учебных действий у школьников...

Использование мультимедио при изучении темы "Союз" (Правописание союзов также, тоже, чтобы).

Урок изучения нового материала.Цель: познакомить с новой орфограммой и сформировать определённые навыки и умения ею пользоваться....