Главные вкладки

    Понятие об обособлении 8 класс
    методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

    Большакова Надежда Юрьевна

    Вводный урок к разделу "Обособленные члены предложения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_8_klass_23.docx19.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок 8 класс                     23.01.12.

    Понятие об обособлении

    Тип урока: объяснения нового материала (вступительный урок по теме «Обособленные члены предложения»)

    Вид урока: урок теоретических и практических работ, анализа и самостоятельных выводов.

    Задачи урока:

    1)образовательные:

    Знания: знакомство с обособлением  как  средством выделения смыслов, заключённых в предложении

    Умения и компетенции: обучение приёмам определения условий обособления и дополнительных значений обособленных членов предложения совершенствование умений определять границы обособленных членов, пользуясь средствами интонации.

    2) общеучебные: развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности; совершенствование умений пользоваться изученным раннее материалом для применения его в решении новых задач.

    3) воспитательная задача: способствовать формированию  у учащихся положительного отношения к процессу получения знаний, стремлению учащихся к самооцениванию, самокоррекции.

                              Ход урока.

    1. Оргмомент. (+ запишем дату)

    2.Подведение к теме. Актуализация (фаза вызова)

    1) - Расставьте знаки препинания, если требуется. Объясните свой выбор:

    ДДД

    1) Узкая и извилистая тропа спускалась к ущелью.

    2)Над ущельем возвышались скалистые неприступные горы.3) По дну ущелья с шумом проносился наполненный растопленными снегами поток.4) Удивлённые путники остановились

    2) Работа по анализу текста:

    - Можно данный набор предложений назвать текстом? Почему?(кратко отвечают)

    - Какие речевые ошибки вы заметили? (неоправданный повтор. Редактируем. )

    3) Анализ текста с введением элементов исследования

    -В каждом предложении есть определения. Попробуем, не меняя состава предложений, именно к ним  привлечь внимание.  Как это можно сделать?

     ДДД(с помощью логического ударения, изменения порядка слов:

    ССС11) Тропа, узкая и извилистая , спускалась к ущелью.2)Над ним возвышались горы, скалистые, неприступные.3) По дну ущелья с шумом проносился поток , наполненный растопленными снегами.4) Удивлённые, путники остановились.

    - Обратите внимание, какую функцию выполнят запятые в предложениях теперь: выделяющую или отделяющую? (выделяющую) Следовательно, они выделяют определённую часть предложения. А что изменилось в последнем предложении? (появилось дополнительное значение причины)

    3. Объяснение нового материала

    1)Лексико-орфографическая работа.

    - Как иначе можно сказать? Рассмотрим это через толкование слова путём подбора синонимов: выделиться – отличиться, отделиться, обособиться. Как такие члены предложения могут называться? (обособленные) Запишем тему: «Обособленные члены предложения»

    - Выделим корень в слове (-особ-), подберём родственные слова (особый, особенный, особо) Значит, обособленные члены предложения делают какую-то часть предложения особенной.

    2) Наблюдение и анализ по упражнению учебника

    № 311(ответ на вопрос к заданию: с помощью обособленных членов можно в краткой форме , в одном предложении передать два сообщения).

     

    3) Сделаем вывод: выделяясь, некоторые члены предложения изменяют смысл всего предложения или дополняют его. Также с помощью обособленных членов в одном высказывании можно передать кратко несколько сообщений – то есть их употребление делает речь сжатой, но содержательной. ССС2

    -А какие ещё члены предложения могут выполнять такую функцию при обособлении, вы узнаете самостоятельно в параграфе 190

    4) Самостоятельное изучение материала параграфа 190 и беседа по содержанию:

    - Какие члены предложения ещё могут выполнять такую функцию? (обстоятельства, приложения – обычно второстепенные члены)

    -Кроме выделения смысла и придания дополнительных оттенков предложению, какие ещё функции могут выполнять обособленные члены? (они могут уточнять обстоятельства)

    4.Упражнения на закрепление

    1)-Как раз в упр № 313 имеются такие примеры. Давайте исследуем первые два предложения и попробуем определить, что уточняет обособленный член. Какой уточняющий вопрос вам поможет? (совместное выполнение, записываем один пример)

    2)- Упр № 314 выполните самостоятельно первое предложение, потом проведите самопроверку. Чтобы выполнить его верно, какие умения вам понадобятся? (о том, как образовывать причастия и деепричастия, а также обороты с ними)

    (для тех, кому сложно – карточки-помощники, в которых показаны схемы образования и алгоритм образования причастия и деепричастия)

    (Для детей с 7 В – карточки с индивидуальными заданиями)

    - Думаю, все сделали правильно (Самооценка. Озвучивание своих результатов.)

    Промежуточное повторение теоретического материала.

    -  Какую особенность обособленных членов предложения, выполняя это упражнение, вы  здесь наблюдали? (способность «сжимать» текст)

    - Где вам пригодятся эти умения? (при написании изложения, особенно сжатого)

    3) Упр № 315 Пользуясь специальными приёмами, самостоятельно замените необособленные определения обособленными – в 1, 2 и 5 предложениях (устно)

    5. Обобщение. Рефлексия.

    - Что нового вы узнали? (о том, что обособленные члены предложения играют в предложении двойную роль: являясь второстепенными членами, они одновременно выражают добавочное сообщение;

    что они могут дополнять смысл предложения, уточнять его;

    что с их помощью можно «сжимать» текст)

    6. Объяснение домашнего задания

    - упр 315(1,2,5 – письменно), параграф 190,*упр 312

    7. Итоги урока. Оценивание

    -Скажите, материал для вас сегодня был сложным? Почему? (потому что он даётся на основе ранее изученного)

    (при наличии времени) -Поставьте себе оценку. Объясните, почему вы так решили.

    1. Прочитай предложение:

    Лес   …    сладко благоухал.

    Поставь подходящее по смыслу определение (из данного ниже списка) на место точек, сделав их обособленными. Не забудь поставить запятые с двух сторон! Прочитай. Запиши, подчеркнув определения

    (омытый дождём; омывающийся дождём)

    2. Прочитай предложение:

    Море   …  бушевало несколько дней.

    Поставь подходящие по смыслу обстоятельства на место точек, сделав их обособленными. Не забудь выделить запятыми! Прочитай. Запиши, подчеркнув обстоятельства.

     (наводя ужас на жителей побережья; вздыхая)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Понятие об обособлении. Обособленное определение.

    Презентация к уроку русского языка. Содержит материал для наблюдения....

    Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс

    Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....

    урок русского языка в 8 классе "Понятие об обособлении"

    Понятие об обособлении, выделительные знаки препинания при обобсоблении...

    Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

    Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

    Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения

    Понятие об обособленных членах предложения...