Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме

Пархоменко Елена Юрьевна

Рабочая программа к КТП по учебнику М. Бархударова, Т. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rus_6_1.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:



Рабочая программа.


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и ориентировано на традиционную систему преподавания по учебнику С.Г. Бархударова и др., выпускаемого издательством «Просвещение». /Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват.учреждений /С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.- 22-е изд. – М.: Просвещение, 2008/

Количество учебных часов в год – 170, в неделю – 5.

Уроков развития речи – 26

из них: сочинений/классных/ - 6

        сочинений /домашних/ - 4

        изложений – 8.

Контрольных работ – 4.

Контрольных диктантов – 8.

Словарных диктантов – 10.

Цели обучения:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получений знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.

  1. - воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, развитой эстетически, способной в перспективе к деятельности на своей «малой родине».


Познавательные задачи:

  1. формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения
  2. вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании)
  3.  развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Практические задачи:

  1. формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований)
  2. овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
  3.  обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Общепредметные задачи работы по русскому языку в школе являются

  1. воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления
  2. обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку
  3. формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Изменения, внесенные в авторскую программу в соответствии с примерной программой по русскому языку


Раздел

Дидактические единицы

Лексикология и фразеология


Основные причины заимствования слов. Основные источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов. Словари неологизмов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии.

Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки. Афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речи. Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи.  Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественных и публицистических текстах.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

Словообразование

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии.

Словообразовательные словари русского языка.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания

Имя прилагательное

Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи

Местоимение


Вопрос о местоимении в системе частей речи. Использование местоимения как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи

Гпагол

В связи с тем, что изучение глагола традиционно совпадает с концом учебного года, когда сказывается усталость школьников, в данном тематическом планировании глагол изучается перед числительным и местоимением (в начальной школе и в V классе учащиеся получили сведения о личных местоимениях, на которые можно опереться при изучении глагола).

Задачи изучения раздела: закрепить и углубить полученные в IV — V классах сведения о глаголе (его грамматических признаках, правописании безударных личных окончаний, не с глаголами и др.).

В результате изучения раздела школьники должны знать:

— о наклонениях глагола, их грамматических значениях, употреблении;

— об особенностях изменения разноспрягаемых глаголов;

— о переходных и непереходных глаголах;

— о значениях, выражаемых безличными глаголами;

— о способах образования глаголов.

Учащиеся должны уметь правильно:

— употреблять глаголы одного наклонения в значении другого, возвратные глаголы, разноспрягаемые и безличные глаголы;

— образовывать и употреблять формы трех наклонений;

— определять переходность и непереходность глаголов;

— писать окончания и суффиксы глаголов.


Имя числительное

Вопрос о числительных в системе частей речи


Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Они охватывают и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общенаучную лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам. Такая работа начинается с выделения главного в абзаце и в более широком тексте (в нескольких абзацах, параграфе), с умения находить, различать основное и его признаки в абзаце и более широком тексте, находить ключевые слова, овладевать приемами сокращения текста, составлять план, пересказывать по плану, близко к тексту и сокращенно и т. д.

Формы контроля: диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

  1. комплексный анализ текста;
  2. осложненное списывание;
  1. тест;
  1. составление сложного и простого плана к тексту;
  2. изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
  3. составление диалога на заданную тему;
  4. составление текста определенного стиля и типа речи;
  5. сочинение (описание пейзажа, помещения);
  6. составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
  1. редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
  1. работа с деформированным текстом.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Русский язык — один из развитых языков мира

(1   ч)

ПОВТОРЕНИЕ  ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ

(8 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

ЛЕКСИКА  И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(10 ч + 3 ч)

I.        Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.  Фразеологический словарь.

II.        Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

III.        Сбор и анализ материалов к сочинению; рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

(24 ч + 4 ч)

I.  Повторение пройденного по морфемике в V классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочво-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор-- -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II.        Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем  времени.

III.        Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план.  Выборочный пересказ исходного текста.

МОРФОЛОГИЯ.  ОРФОГРАФИЯ.  КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

(18 ч + 3 ч)

I.        Повторение сведений об имени существительном, полученных и V классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -он/с, -опок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II.        Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка,  сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III.        Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

(18 ч + 3 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о ч е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -аи- (-ян-), -ин-, -они- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-, Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II.        Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения,    определять    значение    суффиксов    в    именах    прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении,

III.        Описание природы, структуры данного текста, его языковые  особенности;  описание  предметов,   находящихся   вблизи   и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа  по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное

(12 ч + 2 ч)

I.        Имя  числительное  как  часть  речи.  Синтаксическая  роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II.        Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III.        Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

(19 ч + 3 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква я в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II.        Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать   местоимения   как   средство   связи   предложений   и   частей текста.

III.        Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение {тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

(24 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

В  VI  КЛАССЕ

(8 ч + 2 ч)

Сочинение на  выбранную тему.


Требования к уровню подготовки учащихся.

I.        Учащиеся должны знать   определения основных изучаемых в VI  классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы,  приводя  нужные примеры.

II.        К концу VI класса учащиеся должны о владеть  следующими  умениями   и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  1. с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
  2. соблюдать нормы литературного языка  в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы но пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


 Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1)        Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват.учреждений /С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.- 22-е изд. – М.: Просвещение, 2007

2)        Беляева О.В.  Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – Москва: ВАКО,  2008.

Литература:

1.        Бакунина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс / Г. А. Бакулина. - МБладос, 2004.

2.        Безымянная'О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. -М.: Айрис, 2003.

  1. Костяева  Т. А.  Тесты,  проверочные  и  контрольные  работы  по  русскому языку: 6 класс / Т. А. Костяева. - М,: Просвещение, 2006.
  2. Ладыженская   Т. А.   Обучение   русскому   языку   в   6   классе / Т. А. Ладыженская, М, Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г. Ларионова. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 6 класс/С. И. Львова. - М,: Просвещение, 2006.
  5. Михайлова, С. Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов средней школы / С. Ю. Михайлова, О. Ю. Шарапова. - СПб: Специальная литература, 1998.
  6. Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Хазанова А. С. Русский язык: Практическое руководство / А. С. Хазанова, Л. В. Цвайг. -М.:ВАКО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...