Главные вкладки

    Урок "Очерк жизни и творчество Достоевского"
    методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

    Куулар Инна Олеговна

    жизнь и творчество Достоевского

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Ф.М.Достоевский24.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока (план-конспект) с презентацией к уроку-прологу по творчеству Достоевского Ф.М. в 10-м классе

    Название урока: «Звезды, которые его вели, светят для всего человечества». (В.Шкловский)

    Тема урока : Пролог к творчеству Ф.М.Достоевского. Больная совесть наша.Художественный мир писателя.

    Цели урока:

    1. Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.
    2. Показать особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.
    3. Ввести учащихся в его художественный мир.

    Оборудование урока:

    1. Портрет писателя.
    2. Словари русского языка.
    3. Выставка произведений писателя.
    4. Методические пособия и критические издания.
    5. Мультимедиопроектор, презентация по творчеству.

    Дети на уроке работают по группам:

    1 группа – библиографы
    2 группа – литературоведы
    Образ Достоевского исполняет ученик.
    3 группа – критики.
    2 учащихся – лингвисты.

    ХОД УРОКА

    1 чтец: (Приложение 1,слайд 1) Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский,что может дать нам, современным людям, писатель,живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны?Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем.Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

    Тема нашего урока (Приложение1, слайд 2)

    Цель урока (Приложение1, слайд 3)

    2 учащимся дается задание поработать со словарями и дать развернутое лексическое значение слова «униженные и оскорбленные» ,«преступление и наказание».
    3 учащихся работают с литературоведческими справочниками, готовя материал для критиков.
    1 учащийся работает с компьютером.

    1 чтец: Звучит стихотворение В.Набокова «Достоевский» (Приложение1, слайд 4 – портрет Достоевского)

    Тоскуя в мире, как в аду,
    уродлив, судорожно светел,
    в своем пророческом бреду
    он век наш бедственный наметил.
    Услыша вопль его ночной,
    Подумал Бог: ужель возможно,
    чтоб всё, дарованное Мной,
    так страшно было бы и сложно?

    Ученик рассказывает о семье писателя(опережающее домашнее задание). (Приложение1, слайды 5, 6, 7, 8)

    2 чтец (Приложение1, слайд 9): Василий Розанов писал:«Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою же душу, только глубже.

    3 чтец: Образ Достоевского: (Приложение1, слайд 9) В моих книгах нет ни одного слова лишнего, любое из них работает на общий замысел.

    3 чтец: (Приложение 1,слайды 10,11,12) 1845 год. Роман «Бедные люди».Писатель показывает, что думают о себе«маленькие люди».Достоевского интересует самосознание героев. Его цель- дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет. В центре романа Достоевского –история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев. Характер униженного и оскобленного человека , появившийся в литературе с подачи Ф.М.Достоевского – главное открытие в творчестве и самого писателя.

    4 чтец: (Приложение 1,слайды 13, 14,15) 22 декабря 1849 года га Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь Ф.М.Достоевского, отмененная в самый последний момент и замененная 4 годами каторги. С 1854 года –он солдат в Сибирском военном батальоне. Время паузы и солдатчины – длительная пауза в творческом развитии писателя. Доброта,справедливость, участие простых людей воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию.
    В 1860 году появляется роман «Униженные и оскорбленные».

    1 ученик дает определение по словарям«униженные и оскорбленные».

    5 чтец: (Приложение 1,слайд 16) Работая в журналах «Время» (1861-1863 ) и«Эпоха» (1864-1865) Ф.М.Достоевский проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского.Он выделял три основных момента в народной нравственности:

    1. Чувство органической связи между людьми;
    2. Братское сочувствие и сострадание;
    3. Готовность добровольно прийти на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы.

    1 чтец: (Приложение 1,слайд 17) 1868 год появляется роман «Идиот».«Красота спасет мир» .Это изречение великого писателя каждому, как и главному герою князю Мышкину, дает возможность поверить в добро,постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, обладающий одухотворенностью, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир.Именно эта красота, « восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, и призвана,по Достоевскому, спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота.

    Образ Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время , я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

    2 чтец: (Приложение 1,слайд 18) 1866 год. Роман «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести.

    2 ученик дает трактовку словам « преступление и наказание», используя словарь С.И.Ожегова«Современного русского языка».

    3 чтец: (Приложение 1,слайд 19) В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф.М.Достоевского:

    1. Он раздвинул рамки «социального» реализма
    2. Заставил литературу говорить о философских проблемах языком художественных образов;
    3. Слияние художника и мыслителя привело к возникновению художественности нового типа;
    4. Реализм Достоевского – философский,психологический; он стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма,противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в бога, в человеколюбие, в людей,вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости.

    4 чтец: Художественный мир Достоевского – мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий.
    Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев.Реалист Достоевский не перекладывает на «среду»и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. Он создал жанр«полифонического романа», в котором идеи, теории,концепции испытываются практикой жизни.Обретение нравственной истины, которая является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных поисков, в его движении к нравственному совершенству.

    Критики о творчестве Ф.М.Достоевского.

    Образ Достоевского. (Приложение1, слайд 20) « …Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду .Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"

    Презентация к урокам по теме "Биография и творчество Ф.М.Достоевского". Но говоря про Достоевского, многие представляют его как автора "Преступления и наказания" и "Идиота", а мне бы хотелось рас...

    On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе (жизнь и творчество Ф.М.Достоевского)

    On-line игры по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского помогут при подготовке к ЕГЭ по литературе и при изучении романа1. Достоевский Ф.М.: жизнь и творчествоhttp://quizlet.com/_6pi052. Достоевский ...

    Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.

    Творчество Ф.М.Достоевского - одно из вершинных явлений не только русской, но и мировой литературы. Знакомство с биографией писателя расширяет представление обучающихся об эпохе, людях, общественных в...

    Тест по теме: "Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского"

    Тест включает 22 вопроса с выбором ответа и 4 вопроса, ответы на которые формулируют сами учащиеся. Быстрый и простой для учителя способ проверить знания обучающихся по теме: "Жизнь и творчество Ф.М. ...

    Презентация к уроку литературы "Ф.М. Достоевский. По страницам жизни и творчества"

    Презентация сопровождает лекцию учителя на первом уроке по творчеству Ф. Достоевского в 10 классе. На слайдах представлены важные периоды биографии писателя и его творческого пути....

    Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание»: Методические рекомендации

    Методические рекомендации предназначены для преподавателей дисциплины «Литература», посвящены изложению методологических  подходов к изучению творчества Ф.М.Достоевского, включают ценный теоретич...

    10 класс. Итоговый тест по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского ( по роману «Преступление и наказание»)

    Тест предназначен для проверки уровня знаний жизни и творчество     писателя.       Тест состоит из 18 заданий  с выбором ответа....