Повторение изученного о причастии
план-конспект урока по русскому языку по теме

урок-практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Министерство образования и науки РТ

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Елабужского муниципального района»

                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                          «Средняя общеобразовательная школа №10»

                 Елабужского муниципального района Республики Татарстан

    Повторение изученного о причастии

                                       (урок-практикум)

                                                                   Разработан и проведен

                                                                        учителем русского языка и литературы  

                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                   Герасимовой Т.А.

                                                 Елабуга 2013


Цели:

 обобщить    и    систематизировать    изученный    материал    по    теме «Причастие»; формировать умение находить причастие и определять грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот, подготовить учащихся к сдаче ГИА;

стимулировать    развитие    способностей    анализировать,    обобщать, сравнивать; обогащать словарный запас учащихся; продолжить работу по        развитию монологической, терминологической речи; способствовать развитию долговременной памяти;

 прививать культуру умственного труда, общения, воспитывать высокие нравственные качества: чуткость, взаимопонимание, силу воли, уверенность.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Вид урока: урок-практикум    

Оборудование:  открытки с репродукциями картин И.И.Шишкина, перфокарты, таблицы, тесты, проектор.

I. Организационный момент:

1)  Сообщение темы: «Повторение  изученного  о причастии».

     Цель: вспомнить и обобщить  изученное  о причастии, познакомить с планом урока.                                                                                                                                             II. Синтаксическая пятиминутка.

1) Из предложения Из окна открывался прекрасный вид на море взять определение, выраженное прилагательным, употребив его в именительном падеже, множественном числе.

2) Из предложения Маме подарили красивую картинку взять существительное, выступающее  в роли дополнения в винительном падеже, единственном числе, употребив в именительном падеже, множественном числе.

3) Добавить сказуемое предложения Учитель создал благоприятные условия для работы.

4) Добавить подлежащее предложения И.И.Шишкин - выдающийся русский художник-пейзажист.

5)  К полученному предложению Прекрасные картины создал И.И.Шишкин добавить  определение,  выраженное  причастным оборотом.

-    Какой схеме соответствует ваше предложение?

1)   , ||, ... .

2)   ..., ||.

3)   ||   ... .

  Вывод.

Ш. Проверка домашнего  задания.

1) Игра «Ты - мне, я - тебе». Ответы на контрольные вопросы.

2) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.  Вставить  пропущенные буквы в суффиксах, объяснив графически их написание.

Дремл...щий великан, колебл ...мая ветром, слыш...мого рокота,та ...щий снег, стро...щийся стадион, бор...щегося за свободу человека, вид...мые звезды, оберега...мый участок.

 В написании каких суффиксов нужно опираться па спряжение глаголов?

Карточка №2. Раскрыть скобки, объяснив графически написание не с причастием.

(Не)исправленная вовремя ошибка; (не)вспаханное поле; роман (не)дописан; (не)сжатая рожь;(не)забываемое впечатление; калитка(не)закрыта; (не) написанная, а напечатанная работа; (не)навидящий взгляд.

IV. Виды тренировочных упражнений на закрепление.

1.   Выборочный диктант.

1)  Читается текст на экране. Определяется стиль.

2) Учащиеся должны выписать словосочетание «причастие + существительное», обозначив графически орфограмму в окончании; определить вид, время причастия, действительное оно или страдательное.

Грей вышел из чащи в кустарник, разбросанный по скату холма. Дымилась и горела трава; влажные цветы выглядели как дети, насильно умытые холодной водой. Зелёный мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грею среди своей ликующей тесноты. Капитан выбрался на открытое место, заросшее пёстрой травой, и увидел здесь спящую молодую девушку.

-    Из какого произведения взят этот отрывок?

   Работа со словарем (учащийся читает объяснение слова «скат», остальные учащиеся записывают слово в тетрадь).

2.Индивидуальное задание:

1)  Морфологический разбор причастия (заросшее).

2) Разбор слова по составу (разбросанный).

3.Тестирование (Тесты для промежуточной аттестации: задания 14,15,16 (Варианты1-5)

Взаимопроверка выполненного задания  

4.Работа с перфокартой.

Цель: закрепить навыки правописания н-нн в суффиксах причастий и имен прилагательных, образованных от глагола.

1.  собранный урожай            крашеные стены                   книга прочитана

2.  прочитанная книга            статьи перепечатаны            сестра увлечена

3.  подрезанные деревья        здание построено                  раненый боец

4.  выкрашенная скамейка     ломаные прутья                   копченая рыба

5.  вареное яйцо                     тканный золотом узор         упакованные книги

6.  груженый  вагон                  кошенный по росе                  девочка взволнованна

7.  незваный гость                    решённая задача                    маринованные огурцы

8.  некошеный луг                 груженный песком вагон    брошенная лодка

5. Творческий диктант.

Используя открытки с репродукциями картин художника Шишкина, придумайте предложения с причастиями или причастными оборотами.

V. Итоги урока.

Vi. Информация о домашнем задании

1)Ответить на контрольные вопросы №3, 4, 6, 7, 8.

2)Тесты для промежуточной аттестации: задания 14,15,16 (Варианты 6-10)

 3)Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима», употребив причастия и причастные обороты.

                               Использованная литература:

  1. Баранов М. Т. Русский язык: учебник. 7 класс. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  4. Богданова Г. А.Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Сенина Н.А. Русский язык. 7 класс. Тесты для промежуточной  аттестации. Таблицы. Схемы. Алгоритмы. - Ростов-на-Дону: Легион, 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Повторение изученного по теме "Причастие""

Презентация предназначена для повторения изученного по теме "Причастие" в 7 классе, но может быть использована для подготовки к ГИА и ЕГЭ....

Повторение изученного по теме «Причастие».

Данная презентация поможет учителю русского языка в проведении урока  типа повторение по теме "Причастие"....

Урок русского языка в 7 классе с презентацией. "Повторение изученного в разделе "Причастие".

Урок-практикум по орфографии. Основная цель данного урока - обобщение изученного материала по теме "Причастие", развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихс...

Фрагмент урока русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Причастие"

Данный урок можно проводить как самостоятельную работу, так и работу в парах с взаимопроверкой. В сильных классах слайды с проверкой можно не показывать....

Конспект урока русского языка в 7 классе "Повторение изученного по теме "Причастие" с использованием ИКТ

ЗАДАЧИ УРОКА:образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художес...

Повторение изученного по причастию (Ох уж это причастие)

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы, сказки о причастии, кроссворды, тесты, сигналы, инсценировки - всё это составляет основу урока....

Конспект урока русского языка в 7 классе №Повторение изученного о причастии"

Тема урока. Повторение по теме «Причастие». § 21 Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;обращение  внимания  на р...