задания по русскому языку
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Сафина Римма Ришатовна

задания для подготовки на гиа по русскому языку для 9 класса татарских школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Задание № 1. Докажите, что приведенные группы предложений можно назвать текстами. Определите тему и идею (основную мысль) в каждом из приведенных текстов. Озаглавьте их.

       1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели.

       Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин)

       2) Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. (К. Д. Ушинский)

       3) С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости. Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решен.

       Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обходились справедливо, и каждый при всем этом уверен, что «совершенно справедливо» относится к другим. К сожалению, мы не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий.

       Мы почти забыли, что справедливость склонна к состраданию и прощению. Ведь справедливость — это поток живой любви к людям.

       Без сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин)

       4) Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? (В. П. Астафьев)

       5) Человек стал человеком не только потому, что создал первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел, и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту.

       Остановись и ты в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет человеческая красота. (В. А. Сухомлинский)

       Задание №2. Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы.

       В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я. К. Голованов)

      Задание № 3. В следующем тексте из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения. Восстановите исходный текст. Обоснуйте свою точку зрения.

       Эта сеть возникла в конце 60-х гг. XX в. в военном ведомстве США. Тогда она называлась ARPAnet. Военные считали, что подобное соединение компьютеров позволяет сохранить находящиеся в них данные в полной безопасности на случай как стихийного бедствия, так и нападения противника. Вскоре сеть стала гражданской, в нее включились университеты, а затем и бизнес-предприятия. Возник Интернет.

       В середине 50-х гг. XX в. человечество вступило в совершенно новую эпоху, которая не завершилась до сих пор, — эпоху информационной революции (ИР). Буквально на глазах ранее неизвестные технологии входили в повседневную жизнь, а привычные средства информации приобретали новые формы. ...С появлением сети Интернет осуществилась давняя мечта ученых и инженеров о простом и быстром способе обмена идеями, также позволяющем найти любую нужную информацию.

       Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной революций) стало информационное единство мира. Сегодня посредством телефонной связи или сети Интернет человек без труда узнает новости даже из самого дальнего уголка нашей планеты.

       Сначала с помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют просто Сеть) можно было обмениваться только текстовыми сообщениями, но в 1991 г. была разработана технология World Wide Web (Всемирная паутина), позволившая сопровождать информацию видео- и звуковым рядом. Каждый человек, имеющий компьютер, модем и телефон, может получить доступ к информации в Сети или создать в ней собственную страницу. По некоторым сведениям, к началу XXI в. число пользователей Интернета приблизится к 100 миллионам.

       Уже в начале 70-х гг. он довольно активно использовался, однако настоящий взрыв произошел тогда, когда появились персональные компьютеры. Их владельцы стремились получить доступ к международной сети, поэтому число ее пользователей на рубеже 90-х гг. увеличилось в десятки тысяч раз.

  Задание №1. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

На дюнах

       Я живу в маленьком доме на дюнах.

       Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

       Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.

       Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)

       Задание №2. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

       I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры.

       2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину.

       3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

       II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням.

       2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья.

       3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

       III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона.

       2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная,общеизвестно.

       3) Бесчисленны ее оттенки.

       4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.

       5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая.

       6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная.

       7) Вода Байкала!

       8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

       Задание №3. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.

       В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко).

       Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

       Задание №4. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

       1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С.И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко).

       Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

       2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко).

       Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

       Задание №5. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.

       1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.

       2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд.

       Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)

Задание №1. Прочитайте. Докажите, что данный текст является описанием. Аргументируйте свой ответ.

       В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году. Пройти мимо него и не остановиться невозможно. Авторы памятника — скульптор Волнухин и архитектор Машков. Этот памятник, небольшой по размеру, удивительно гармоничен, он превосходно вписывается в старинную городскую среду. Скульптура на невысоком постаменте — это московский первопечатник Иван Федоров. Он в одежде посадского человека. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всем его облике благородство и скромность. Перед нами обобщенный образ русского мастера и художника, православного человека. На полированном мраморе постамента старинным полууставом высечены имя и звание Ивана Федорова и его слова: «Первее нача печатати на Москве святые книги... ради братии моих и ближних моих».

       Задание №2. Прочитайте. Докажите, что данный текст является повествованием. Аргументируйте свой ответ.

       Это был один из бесчисленных эпизодов Гражданской войны. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, — но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной тяжелым и медленным карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал.

       Но у меня остался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, две или три минуты. Мне все так лее хотелось спать, и я продолжал ощущать все ту же томительную усталость. (Г. Газданов)

       Задание №3. Прочитайте. Докажите, что данный текст является рассуждением. Аргументируйте свой ответ.

       Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

 Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.

 Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.

 Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.

 И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.

 Но главное не в этом.

 Главное в том, что проза, когда она достигнет совершенства, является, по существу, подлинной поэзией. (К. Г. Паустовский)

       Задание №4. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи?

       1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.

       Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга — огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся — тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть?

       Самим собой. Это единственный верный совет. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете.

 Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими. (По О. Кучкиной)

       2) Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, кажется ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей, ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее — во внутреннем. Но ни тени самоуверенности и так лелеемого в себе красавицами «бального», дешевого самодовольства. Ее женское только скользит, только реет. (А. И. Цветаева)

       3) Ростов не верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секунды. Волк — старый зверь с седой спиной — бежал неторопливо, очевидно, убежденный, что никто не видит его... Николай закричал не своим голосом, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины, наперерез волку... Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому скачет, — он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя черно-пегая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе... вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать (как это она всегда делала), Милка вдруг стала упираться на передние ноги. (По Л. Н. Толстому)

       4) В начале июля добрались уже до хлебного, просторного Воронежа. Там нашел, наконец, Жуковский подходящего себе сотоварища.

       В самый день приезда наследника жандарм явился в семью Кольцовых: губернатор требует к себе поэта. Сначала все всполошились. Но вызов был мирный и Кольцовым даже полезный: Алексея Васильевича приглашал к себе Жуковский. Два воронежских дня он провел вместе с Кольцовым — Кольцов и Воронеж тоже были Россия, густой, крепкий ее настой. Пили чай в купеческом доме, вместе разгуливали по городу, с острожной горы любовались широкими видами, лугами, лесами дальними — той огромностью и мощью русской, что так чувствуется в Воронеже и его крае. Старина, собор, святой Митрофаний Воронежский, святой Тихон Задонский... а внизу под горой старые домики Петровской слободы: иной мир, но История, Петр, судостроительство... (И. Зайцев)

Задание №1. Найдите в отрывках из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.

                   1) Я вольный ветер, я вечно вею,

                   Волную волны, ласкаю ивы,

                   В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

                   Лелею травы, лелею нивы.

                   2) Безмятежные, свободные,

                   Миру чуждые, холодные

                   Звезды призрачных небес.

                   3) В углу шуршали мыши,

                   Весь дом застыл во сне.

                   Шел дождь — и капли с крыши

                   Стекали по стене.

                   4) Полночной порой камыши шелестят,

                   В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

      Задание №2. Прочитайте. Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?

                   Бузина цельный сад залила!

                   Бузина зелена, зелена!

                   Зеленее, чем плесень на чане,

                   Зелена — значит, лето в начале!

                   Синева — до скончания дней!

                   Бузина моих глаз зеленей! (М. И. Цветаева)

      Задание №3. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках?

                   1) ...Бежит и слышит за собой —

                   Как будто грома грохотанье —

                   Тяжело-звонкое скаканье

                   По потрясенной мостовой. (А. С. Пушкин)

                    2) Русалка плыла по реке голубой,

                   Озаряема полной луной;

                   И старалась она доплеснуть до луны

                   Серебристую пену волны. (М. Ю. Лермонтов).

       Задание №4. Прочитайте текст. Найдите в нем эпитеты. Определите их роль в тексте.

       Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека.

       Все это — эпоха, когда простой человек почувствовал в себе поэта и ощутил, что земля — это нечто большее, чем просто нива, просто гул нетронутых лесов. Он, загнанный на северные окраины своей земли безжалостными завоевателями, понял, что уходить больше некуда, что родная земля, эти спасительные богатырские дали, — источник бесконечной душевной силы. И каждая травинка, дерево, озеро стали восприниматься им как нерукотворное богатство. (По Ю. Куранову)

Задание №1. Прочитайте предложения. Выделите и выпишите фразеологизмы. Дайте толкование их значения. С какой целью они используются авторами?

       1) Дядюшка был в восторге от учтивости молодого графа и превозносил до небес молодое поколение офицеров. (Л. Н. Толстой) 2) А сама участница безвыходно сидит в это время дома и работает не покладая рук, дабы не обмануть ожиданий Москвы, — без конца выбирает, что петь, с утра до вечера пробует голос, разучивает то то, то другое. (И. А. Бунин) 3) Он с молоком матери впитал убеждение, что чужой земли на свете не бывает. (А. И. Куприн) 4) «Хватит! Ты не хитри, не плачь тут и зубы нам не заговаривай. Говори прямо: зачем приехала?» (М. А. Шолохов)

      Задание №2. Определите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в основе данных фразеологизмов.

       Стрелять из пушки по воробьям, грош цена в базарный день, капля в море, как за каменной стеной, нашла коса на камень.

       Задание №3. Какие фразеологизмы подверглись авторской обработке в следующих предложениях? В чем заключается авторское преобразование фразеологизмов? Для каких целей, на ваш взгляд, это необходимо?

  1. На свою неволю он [дрозд] давно махнул лапкой. (А. П. Чехов) 2) С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, все, как мухи, выздоравливают. (Н. В. Гоголь) 3) У одного в особенности есть какой-то давнишний зуб на другого. (Ф. М. Достоевский) 4) «У меня еще полгода впереди, а кур по осени считают». — «Кур по осени будем считать, а выработку — ежедневно», — резко сказал Давыдов. (М. А. Шолохов)

Задание №1. Прочитайте предложения. Выделите и выпишите фразеологизмы. Дайте толкование их значения. С какой целью они используются авторами?

       1) Дядюшка был в восторге от учтивости молодого графа и превозносил до небес молодое поколение офицеров. (Л. Н. Толстой) 2) А сама участница безвыходно сидит в это время дома и работает не покладая рук, дабы не обмануть ожиданий Москвы, — без конца выбирает, что петь, с утра до вечера пробует голос, разучивает то то, то другое. (И. А. Бунин) 3) Он с молоком матери впитал убеждение, что чужой земли на свете не бывает. (А. И. Куприн) 4) «Хватит! Ты не хитри, не плачь тут и зубы нам не заговаривай. Говори прямо: зачем приехала?» (М. А. Шолохов)

      Задание №2. Определите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в основе данных фразеологизмов.

       Стрелять из пушки по воробьям, грош цена в базарный день, капля в море, как за каменной стеной, нашла коса на камень.

       Задание №3. Какие фразеологизмы подверглись авторской обработке в следующих предложениях? В чем заключается авторское преобразование фразеологизмов? Для каких целей, на ваш взгляд, это необходимо?

  1. На свою неволю он [дрозд] давно махнул лапкой. (А. П. Чехов) 2) С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, все, как мухи, выздоравливают. (Н. В. Гоголь) 3) У одного в особенности есть какой-то давнишний зуб на другого. (Ф. М. Достоевский) 4) «У меня еще полгода впереди, а кур по осени считают». — «Кур по осени будем считать, а выработку — ежедневно», — резко сказал Давыдов. (М. А. Шолохов)

  1. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

Святые места

      I. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — родина?

       П. Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — сколько людей прошло!

       III. Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

       IV. Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: „Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры..." У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»

       V. Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сейчас тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих просто пройти эту площадь. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант смогли выразить в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

       VI. И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом отечество. Любить отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

(По В. М. Пескову)

      Задания

       1. Проанализируйте содержание каждого абзаца данного текста, подчеркивая ключевые слова и наиболее важные мысли автора.

       2. Письменно ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу на с. 125—128), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.

       3. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.

       Напишите, о чем этот текст, какова его основная проблема, в чем заключается позиция автора.

       Отметьте характерные для этого текста средства выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.

№        Вопросы        Справочный материал

1        О чем этот текст?

 Какой вопрос ставит автор в начале тек-

 ста?

 Помогает ли этот вопрос понять тему текста?        а) О любви к родине;

 б) о любви к родине и о том,

 из чего она складывается

2        Какой тип (типы) речи использует автор?

 Присутствует ли в тексте повествование?

 рассуждение? описание?        а) Повествование и рассуждение;

 б) повествование и описание;

 в) рассуждение с элементами

повествования и описания

3        Какие мысли выражаются во

 втором и

 третьем абзацах?        а) О необыкновенной красоте Красной площади,

 о том, что это величественный памятник

 русской культуры, который вызывает

 чувство особой гордости;

 б) о значимости Красной площади и храма Василия

 Блаженного как символов России

4        Почему описание Красной площади и

 храма

 Василия Блаженного предваряет

 рассуждения автора?

 С помощью каких

 языковых средств автор         а)Чтобы задуматься о том, что есть

 Родина для каждого человека;

 б) чтобы усилить выразительность текста и

создать

 наглядные образы,

 показать эмоциональное отношение автора

 к теме текста. Риторические вопросы ... (назвать).

5        Какая мысль утверждается и доказывается

в 4-м абзаце?

Какие доказательства и средства

 языковой выразительности используются автором?

 Почему автор включил в свои текст рассказ

 реставратора?

 Какой фразеологизм используется в речи

реставратора?

Какие особенности речи рассказчика передают

 его чувства?        Храм Василия Блаженного не должен быть

разрушен (уничтожен),

 так как великие памятники культуры —

это святыни для человека, любящего свою Родину.

 Для доказательства приводится реальный

 исторический факт: ... (назвать).

 Перед этим автор использует риторический вопрос

 ... (назвать), определяя свою позицию ...(назвать).

 Слова очевидца передают его недоумение и ужас

 от идеи сноса храма.

 В речи

6        Какие мысли утверждаются в 5-м

 и 6-м абзацах?

 Какие средства выразительности использует автор

 для передачи своих мыс-

 лей?        Сохранение исторических памятников —

это сохранение культуры... В заботах

«о текущих делах»

нельзя забывать об этом.

 И нельзя медлить.

 Для подчеркивания особой значимости

своих мыслей автор

 использует высокую лексику и фразеологию:

 сотворивший, ..., хлеб насущный ....

 Для усиления экспрессивности — парцелляцию ...

7        Какие выводы делает автор в последнем абзаце?

Как он формулирует эти выводы?

 Являются ли данные выводы

 выражением авторской

 позиции по основным вопросам,

 рассматриваемым в тексте?

 Можно ли сказать о том,

что позиция автора выражена прямо?

 Какие языковые средства использует автор

 для выражения своей позиции?

 Почему заменяет местоимение

 «я» на «мы» по ходу текста.

 Какие синонимы используются

 в начале и в конце текста?

 Какой смысл вкладывает автор

 в слово «отечество»?

 Помогает ли выражению позиции автора

избранный им стиль речи?        Человек должен знать свое прошлое,

 должен беречь все, что связано с его отечеством.

 Любовь к отечеству — это не только память,

 но и дела, показывающие связь между

прошлым и настоящим.

 Это любовь не одного человека,

который сталкивается с отдельными фрагментами,

 деталями истории в своей жизни

(поэтому местоимение «я»),

 это любовь всего народа к своей Родине,

к своей стране (поэтому местоимение «мы»).

 Любовь к отечеству надо воспитывать.

 Позиция автора выражается прямо,

в предложениях... (назвать).

 Для передачи своей позиции,

 подчеркивания важности высказываемых мыслей,

 придания им большей убедительности

 автор использует

 высокий синоним слова «родина» — ... (назвать);

 инверсию ... (назвать),

 предложения со значением

 долженствования ...(назвать).

 Выражению позиции автора текста способствует

избранный им стиль ... (назвать).

 Этот стиль прямо ориентирован на открытое

выражение авторской позиции,

повышенную экспрессивность речи,

 основанную на сочетании разговорных

 и книжных элементов языка

(например, разговорные: получка, ...;

книжные, высокие: отечество, ...),

широком использовании

 изобразительно-выразительных

 средств (риторические восклицания...)

8        Какие проблемы поднимаются в данном

 тексте?

 Какова основная проблема текста?

 Как относится автор к основной проблеме текста?        а) Проблема сохранения памятников

истории и культуры;

 б) проблема воспитания любви к Родине;

 в)проблема сущности понятия «любовь к Родине»

 (в чем состоит любовь к Родине?

Из чего она складывается?);

 г)проблема ...;

 д)проблема ....

 Назвать одну из перечисленных проблем.

 Любовь к Родине — понятие емкое.

Оно включает в

 себя несколько компонентов:

 а) бережное отношение к памятникам

 истории и культуры;

 б) уважение к прошлому своей страны;

 в) ...; г) ...

      Письменно ответьте на поставленные вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу выше), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку

Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам....

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

тестовые задания по русскому языку

Проверочная работа по теме «Морфемика»Укажите слово с нулевым окончанием:красивыйнавсегдапишущийуехалУкажите слово, от которого образовалось существительное «учитель»учебаучительницаучитьнаучитьсяукаж...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3

Знакомство с тестовыми заданиями ГИА  задание А3...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А5

Тестовые задания для учащихся при подготовке к ГИА по русскому языку...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...