Воспитательный потенциал текстов ЕГЭ по русскому языку на III ступени обучения.
статья по русскому языку (11 класс) по теме

          Воспитательный потенциал текстов художественной литературы бесспорен.        

   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательный  потенциал  текстов  ЕГЭ  по русскому  языку  на III  ступени        

                                                             обучения.

                                                                                             Лафиренко Л.И.,

                                                                                             Учитель русского языка и литературы

                                                                                             Высшей квалификационной категории

                                                                                             ГБОУ гимназия №107,Выборгского р-на,

                                                                                            Г. Санкт-Петербург  

       Воспитательный потенциал текстов художественной литературы бесспорен.        

 Вспомним хотя бы некоторые из них: отрывок из романа Л.Н.  Толстого « Война и Мир » - Петя Ростов, изучаемый в 5 классе; « Станционный смотритель » А.С. Пушкина в 6 классе; « Телеграмма » К.Г. Паустовского в 7 классе; « Капитанская дочка » А.С. Пушкина в 8 классе; « Герой нашего времени » М.Ю. Лермонтова и « Евгений Онегин » А.С. Пушкина в 9 классе; в 10-м же классе трудно даже назвать отдельные произведения, потому что практически все они имеют огромное воспитательное значение.    

      Но вот в 11 классе таких текстов становится значительно меньше, нас всё больше интересует историко-литературный процесс и отражение его в литературе. Именно в это время на помощь учителю-словеснику приходят тексты, предлагаемые на экзамене по русскому языку. Меня лично поражает широта и многообразие тем и проблем, предлагаемых  для размышления нашим выпускникам. В них есть всё: и проблема одинокой старости, и сиротства, и человеческого равнодушия к судьбе другого человека, и проблема экологии, и создания идеального общества, воспитания сострадания, взаимоотношений детей и родителей, интереса к чтению в жизни человека, проблема воспитания патриотизма и забвения ветеранов ВОВ, проблема межличностных отношений - можно продолжать и продолжать.

      А поскольку для нас с вами важно прежде всего выпустить из стен наших учебных заведений человека, подготовленного для жизни в обществе, человека с определёнными нравственными качествами, умеющего отличать истинные и мнимые ценности, то роль этих текстов, помогающих пробудить каждого выпускника к активной мыслительной деятельности, раскрыть свой душевный, нравственный, человеческий, читательский потенциал, бесспорно, велика.

      В 11 классе нам представляется уникальная возможность подвести итоги многолетнего труда по формированию личности ребёнка.

     Мне неоднократно приходилось наблюдать за реакцией моих детей на определённые произведения: это и бурные обсуждения прочитанного, и споры по проблемам, высказывания своих собственных мнений, а иногда и откровенные, искренние слёзы по поводу того, что мир жесток, а человек не совершенен.

     Такая реакция ребят натолкнула меня на мысль создать для себя определённый список текстов, не оставляющих читателей равнодушными, после прочтения которых хотелось бы писать.

      В него вошли:

  1. Очерки В. Непомнящего «Что такое культура, зачем она нужна?», «Зачем нужна литература в школе?»- проблема значения гуманитарного образования.
  2. К.Г. Паустовского отрывок из рассказа «Телеграмма» о Катерине Ивановне-проблема одинокой старости.
  3. Статья В. Розова «Люди хотят быть счастливыми…» - проблема гармонии и душе человека.
  4. Очерк И. Кабыша о роли русского языка в жизни человека.
  5. Г. Смирнова об истинных ценностях в жизни человека, живущего в 21 веке.
  6. Ф. Вигдоров о ветеранах ВОВ – проблема памяти и забвения ветеранов.
  7. С. Львова о поведение человека в обществе – проблема отношения человека к происходящему.
  8. С. Львова «Сострадание – активный помощник» - по проблеме воспитания сочувствия и сострадания.
  9. М. Агеева об отношения детей и родителей, о подлинных и мнимых ценностях.
  10. В. Белова – по проблеме отчего дома.
  11. Т.В. Дроганова – по проблеме межличностных отношений и нравственной ответственности человека перед окружающими людьми.
  12. С. Львова – по проблеме конфликта между реальностью и внутренним миром человека.
  13. Ю. Нагибину об отношениях учителей и учеников.                                                                          

       Все эти произведения опубликованы в сборниках КИМов ЕГЭ под редакцией И.П. Цыбулько издательство « Просвещение » разные годы издания.

       Конечно же, это не идеальный список текстов, который  можно предложить для обсуждения в классе, его можно и нужно дополнять, редактировать, учитывая особенности ученического коллектива, подготовленности детей к восприятию той или иной проблемы.

        Мне хочется сейчас представить вашему вниманию отрывки из сочинений наших одиннадцатиклассников по некоторым из этих текстов.

        Старость неизбежно ожидает каждого из нас, но, будучи молодыми,  мы, как правило, не задумываемся над тем, что будет, когда она настигнет и нас. Какой будет наша старость – счастливой и беззаботной или одинокой и беспомощной?

        Во многом это зависит от того, как мы сможем воспитать наших детей, какие жизненные ценности им привить. Сейчас уже я знаю, что никогда не смогу оставить своих родителей в одиночестве, а это значит, что своих детей я буду воспитывать так, как воспмтывали меня мои родители.

        Наши мамы и папы помогли нам « встать на ноги », достичь определённых успехов в жизни. С самого нашего рождения они отдавали нам самое драгоценное: время, силы, терпение, любовь, душевную теплоту… Теперь они имеют право  получить ласку, заботу, внимание, а мы обязаны им это дать. Это наш с вами гражданский и человеческий долг.

        Нам, молодым, часто не понять, каких усилий стоит пожилому человеку справится с самым простым делом: сходить в аптеку, магазин, посетить поликлинику. А ведь для стариков это иногда становится непосильным трудом. И, только общаясь со своими близкими, находясь рядом. Помогая им. Можно понять и ощутить, каким тяжёлым грузом лежат на их плечах старческая слабость, болезнь, одиночество. Понимая это, мы можем сделать их жизнь немного лучше, светлее, добрее, счастливее.

         Мы должны поддерживать наших близких, заботится о них, ободрять добрым словом. Ведь, когда произойдёт самое страшное (они уйдут от нас навсегда), будет поздно кусать локти и искать оправдание своему равнодушию или даже бездушию. Конечно, наши родители всегда и всё прощали нам и будут прощать, что бы ни случилось. Вот только сможем ли мы простить себе, думаю, нет!»- Смирнова Александра II « В » класс по рассказу К.Г. Паустовского « Телеграмма »- проблема одинокой старости.

        Или это:

       « Угрызения совести -  это самое страшное наказание для человека. Отнюдь не всегда деньги. Слава и власть решают всё. По моему мнению, главное – всегда оставаться человеком, чтобы, пройдя длинный жизненный путь, вам не стало стыдно за свои поступки.

        Человеку свойственно ошибаться, и никуда от этого не деться, но ведь всегда можно, осознав свои неправильные поступки, раскаяться и, поверив в себя, попытаться сделать себе добрее, чище, искренне и не делать больше того, о чём будешь жалеть всю жизнь.

         В каждой школе, в каждом классе, наверняка, есть подобный Колька Бабушкин, о котором пишет Т.В.  Дроганов в своём воспоминании, которым всё помыкают, но который хочет быть понятым и нужным. Многие психологи советуют: « Не забывайте говорить приятное окружающим вас людям ». Это, на мой взгляд, основополагающая истина в любых отношениях.

         Я убеждена: нужно любить мир и всё, что ему принадлежит: и людей, и животных, и птиц, и растения. В Библии сказано: « Возлюби ближнего своего, как самого себя ». Мы часто забываем об этой простой истине: полюбив ближних, людей, которые тебя окружают, мы сможем возродить любовь, и тогда « Коли Бабушкины » не будут страдать, и наши грехи не будут омыты их кровью.

          Пример из жизни, приведённый автором текста, близок наш всем. Таких, как Коля, много, стоит только пристальнее всмотреться в окружающих нас людей. А они все разные и не виноваты в том, что слушают другую музыка, носят иную одежду, имеют другой взгляд на мир. Имеют же они на это право?

          Так, если мы осознаём свои ошибки и жестокость по отношению к другим, давайте возрождать любовь к ним, ведь прекраснее и сильнее этого чувства нет на свете, и нуждаются в любви все, а тем более такие, как Колька Бабушкин.»

       

                                                                                              (Кожевникова Александра II «Б» класс

                                                                                              по тексту Т.В. Дроганова ЕГЭ 2006 –

                                                                                              по проблеме межличностных отношений)

И если такие добрые, светлые мысли рождаются в умах наших выпускников, то мы с гордостью можем сказать: « Мы не зря трудились все эти годы, нам есть, кем гордиться! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....