Проблемное обучение на уроках русского языка через выполнение нестандартных заданий
методическая разработка по русскому языку по теме

Долгих Наталья Александровна

Данные упражнения направлены на развитие познавательных способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках русского  языка через выполнение нестандартных заданий

Например,  при изучении темы в 5 классе «Существительные одушевлённые-неодушевлённые» выполняем упражнение «Волшебная цепочка»

Впишите имена существительные в каждую строчку, меняя по одной букве, у вас каждый раз будет получаться новое слово. Определите одушевлённые-неодушевлённые существительные.

а) А я люблю гуденье пчёл (липа)

Мне ёжик лапу уколол (лиса)

Я жёлтый, но зелёным летом был

Я долговяз и белокрыл (аист)

При изучении категории рода существительных предлагается грамматическая задача:

Знайка решил провести урок математики и задал Незнайке необычные уравнения. Давайте поможем их ему решить. Установите закономерность, подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. Учтите, что одно из уравнений не имеет решения. Определите какое.

ПИАНИСТ: ПИАНИСТКА= СОЛИСТ: Х

ГРЕК: ГРЕЧАНКА= ТУРОК:Х

КУПЕЦ: КУПЧИХА= ПЛОВЕЦ:Х

АРТИСТ:АРТИСТКА= МАШИНИСТ:Х

упражнение «Таблица»

Перед вами таблица, где в каждом столбике даны по два существительных, имеющих форму только множественного числа. Подберите названия к каждой группе, впишите их в верхнюю строчку. В каждый столбик впишите по одному своему примеру. Выпишите из словарной работы существительные, имеющие форму только множественного числа.

Парные предметы

вещества

Названия игр

Названия инструментов

Географические

названия

вожжи

дрожжи

прятки

      /

клещи

Альпы

очки

белила

горелки

грабли

Курилы

Творческий диктант

Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» в 5 классе выполняли это упражнение

  1. 1. Из предложенияЛюблю я пышное природы увяданье выпишите местоимение 1-го лица
  2. 2. Из предложения Очень важно любить Родину выпишите глагол и поставьте его в форму 1-го лица ед.числа
  3. 3. Из предложения Мы бродили по парку выпишите сказуемое и запишите его в неопределённой форме.
  4. 4. Выпишите словосочетание, в котором прилагательное пишется с НН

Зелё…ые ели, осе…ий лес, румя..ое лицо, си..ее небо.

Поставьте оба слова в дательный падеж.

5. Запишите по порядку слова. У вас получится предложение. Дополните его однородными членами.

Фотодиктант.

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:- чик, -ек, - ик. Сравни свою таблицу с образцом: /слайд /-чик

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (данный вид работы проводится в форме игры «Орфографическое лото»)

Карта лото

Раздельно (прил.), есть слова: далеко, ничуть, вовсе, отнюдь не

Раздельно (прич.), есть зависимые слова или противопоставление с союзом а

Слитно (глагол) без не не употребляется

Слитно (сущ.) без не не употребляется

Слитно (прил.) без не не употребляется

Слитно (прич.):

 А) без не не употребляется;

 Б) нет зависимых слов и противопоставления с союзом а.

Слитно (сущ.)

 возможна замена синонимом без не

Слитно (прил.) возможна замена синонимом без не

Содержание малых карточек лото

  1. Путники поднимались по далеко не безопасной тропинке.
  2. Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные правила.
  3. Тимур недоумевал, кому он мог понадобиться.
  4. Сей в ненастье, а убирай в ведро.
  5. Неуклюжий медведь опять забрался в берлогу на зимовку.
  6. Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.
  7. Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
  8. Небольшойдождишко – лодырям отдышка.

Примечание: ученики переворачивают малые карточки лото. Если выбранный вариант ответа оказался правильным, то они должны прочитать следующее предложение (для самопроверки). «Ученик, не уважающий других, сам не заслуживает уважения». Это предложение записывается в тетрадь, объясняются знаки препинания при прич. обороте и правописание не с разными частями речи

Приложение № 3

Творческий зачёт в форме конкурса«Олимпийские игры»(по мифам Древней Греции)

6 класс

Цель:проверить знания учащихся по данной теме; развивать интерес к мифологии.

Оборудование: сборники мифов, репродукции картин на мифологические темы, рисунки-иллюстрации учеников, рисунки к фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии, песня А. Городницкого «Атланты держат небо», слайд- презентация

Конкурс-викторина

I. Конкурс-викторина

Ведущий.

Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр,   где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

Помощник ведущего:Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр - статуя Зевса 14 метров высотой (изображение статуи подготовлено заранее, размещено на доске). Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи - из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней. \Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода - из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке -скипетр, рядом орел.

Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.

Ведущий: В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

Итак, объявляю начало первого тура «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).

Участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку - лавровый листок.

  1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода.)
  2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия - пища богов.)
  3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника, тога, хитон.)
  4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции (Кифара, лира.)
  5. У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите ееимя. (Ника.)
  6. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид - царство мертвых, Посейдон - владыка морей.)
  7. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы.)
  8. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите.)
  9. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская.)
  10. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала
  11. символом бесплодного труда. (Сизиф.)
  12. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу?(Геркулес.)
  13. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон.)
  14. Кто подарил людям огонь? (Прометей.)
  15. Перечислите древнегреческих муз.

Второй тур          Демонстрация слайд-презентации

«Мифические животные» (бег)

  1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавр.)
  2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине - козье, а сзади - змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи,- изрыгающие из пастей пламя. (Химера.)
  3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Ома сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Ктоутром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс.)
  1. Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок, взрослый, старик.)
  1. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они -«собаки Зевса». (Грифоны.)
  2. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по одной из версий, сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. (Феникс.)
  3. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна.)      
  1. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и  завлекают своими пленительными   (/ голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. (Сирены.)
  2. Страж Аида, трехголовыйпес со змеиным хвостом. (Кербер или

Цербер.)

Третий тур

«Фразеологические обороты» (метание диска)

Правильно составленная таблица будет равен 10 метрам полета диска. Задание: Установить соответствия между столбиками.

Рог изобилия

сильный страх, ужас

яблоко раздора

тяжелая, бесполезная работа

панический страх

забыть

ахиллесова пята

источник несчастий, великих бедствий.

сизифов труд

сильные муки, лишения

кануть в Лету

достаток, богатство.

ящик Пандоры

коварный, хитроумный замысел

троянский конь

причина ссоры, вражды

Танталовы муки

Всякое слабое, уязвимое место человека

При прочих равных условиях побеждает тот, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов.

Четвертый тур

«12 подвигов Геракла» (метание копья)

Ведущий: В нашем состязании целью метания будут подвиги Геракла. Задача - восстановить последовательность подвигов Геракла. Учащимся раздаются небольшие карточки с рисунками «Подвиги Геракла».

Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4.Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11.Кербер (Цербер). 12. Яблоки Гесперид

Задача учащихся правильно восстановить последовательность подвигов.

«Греко-римские боги» (борьба)

Ведущий: Борьба - последний вид пятиборья. Задача - правильно соотнести имена греческих и римских богов.

  1. Зевс - Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)
  2. Гера - Юнона (хранительница семьи.)
  3. Афродита - Венера (богиня любви.)
  4. Эрот - Купидон (бог любви.)
  5. Арес - Марс (бог войны.)
  6. Артемида - Диана (богиня-охотница.)
  7. Афина - Минерва (богиня мудрости и справедливой войны.)
  8. Гефест - Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)
  9. Посейдон - Нептун (бог моря.)

Ведущий: честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

Звучит песня А. Городницкого. «Атланты держат небо...».

Итоги урока. Проверяются тетради, ставятся оценки за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Учебный проект, предложенный учащимся 8 класса, - литературно-музыкальная композиция, «История моей семьи в истории моей Родины» выполнялся после изучения темы «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Алгоритм работы над проектом можно представить в виде схемы (схема прилагается).

Предмет: русская литература

Проект: “История моей семьи в истории моей Родины”

Класс: 8

Тип проекта: творческий

Проблема

Мы плохо знаем  историю своей страны, обладаем недостаточными знаниями о ВОВ

Почему?        

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Родители тоже недостаточно знают о ВОВ

Среди моих знакомых нет  человека, хорошо знающего о ВОВ

Что делать?

подобрать  стихотворения о хлебе и войне, исторические документы, относящиеся к данной теме, песни, иллюстрации по данной теме, подготовить слайд-презентацию.

Как?        

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников, знакомых  сведения о ВОВ

Прочитать литературу по данной теме

Почерпнуть сведения из Интернета

Посмотреть фильмы о ВОВ

Послушать песни о ВОВ

Что получить? (результат)        

Познавательный

Воспитательный

Развивающий

Подготовить литературно-музыкальную композицию «Хлеб войны – хлеб победы», слайд-презентацию.

(знания об отношении к хлебу на войне )

(патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

(коммуникативная, информационная компетентность)

Для решения возникшей проблемы учащиеся должны были подобрать  стихотворения о хлебе, исторические документы, относящиеся к данной теме, песни, иллюстрации по данной теме; узнать у родителей или бабушек и дедушек, что они знают о войне,  и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Презентация проекта обычно совпадает с празднованием Дня Победы, что имеет особое воспитательное значение.

По отзывам участников проекта (а ими становятся не только дети, но и другие члены семьи) подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у учащихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, к истории нашей  страны, воспитывает в детях милосердие и сострадание.

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"

На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...

«Повышение эффективности обучения на уроках математики через создание проблемных ситуаций»

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у ...

Формирование универсальных учебных действий через приемы проблемного обучения на уроках математики в 5-6 классах

Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать и бегать. Ему можно научиться только путем подражания и упражнения(Д.Пойа). Главной отличительной чертой современн...

Методическая разработка по информатике и ИКТ. Тема "Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики"

Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров...