Главные вкладки

    Методическая разработка по информатике и ИКТ. Тема "Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики"
    методическая разработка по информатике и икт на тему

    Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программирование. За 29 лет много методик и технологий было изучено и апробировано. Не один учебник был также изучен. В 1998 году школа получила первые IBM486. И предмет стал называться «Информатика и ИКТ». 

    Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.

     В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. При решении задач ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, явно или смутно осознаваемыми. Во время работы над задачей в подборе материала активно используется наблюдение, выдвигаются гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.  

    Цели использования технологии проблемного обучения: .

    • Сформировать активную познавательную деятельность по предмету.
    • Расширить и углубить знания обучающихся по предмету.
    • Развить творческие способности детей.
    • Повысить качество обучения.
    • Подвигнуть ребенка на желание мыслить, самому достигать результата, определенного аргументированного умозаключения.
    • Воспитание гармоничной, социально-зрелой личности. Ученики способны сами распознать проблему, размышляют над путями ее решения и находят пути решения проблемы.

    Описание порядка применения технологии в практической профессиональной деятельности:

    Учебно-познавательная деятельность обучающихся  строю таким образом, что обучающиеся оказываются в ситуации интеллектуального затруднения, тем самым я побуждаю обучающихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению фактов, явлений, правил.

    Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации следующая: проблемная ситуация, проблема, поиск способов ее решения, решение проблемы.

    Я использую наиболее характерные типы проблемных ситуаций при обучении информатики:

    - поиск истины;

    - различные точки зрения на один и тот же вопрос.

    Пути создания проблемных ситуаций:

    - побуждающий диалог;

    - текст провокационного содержания;

    - логическая выстроенная цепочка заданий и вопросов;

    - применение мотивирующих приемов (сообщение интригующего материала, демонстрация непонятных явлений).

    На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью меня ответы на поставленные проблемные вопросы.

     

    Результаты использования технологии:

    1. Развитие мышления учащихся.

    2. Формирование гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

    3. Воспитание активной личности, способной к поиску.

    4. Призовые места на школьных, муниципальных, региональных олимпиадах и других конкурсах.

    5. Развивается умение работать с текстом,  анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом.

    6. Развиваются творческие умения: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль.

    7. Высокий средний балл ГИА (ОГЭ/ЕГЭ).

    8. Более 65% выпускников профильных классов поступили в технические ВУЗы и связали свое дальнейшее обучение и работу с информатикой. 

    Добиваюсь следующих результатов освоения обучающимися образовательных программ и показателей динамики их достижений:

     

    Учебный год

    классы

    Общеобразовательные классы

    Успеваемость %

    Качество

    %

    2014/15

    с 7 по 11 класс 

    100

    98,1

    2015/16

    с 7 по 11 класс 

    100

    98,2

    2016/17

    с 7 по 11 класс 

    100

    98,7

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elementy_problemnogo_obucheniya_na_urokah_informatiki.docx35.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики.

    Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.

    Главные задачи обучения:

    • помочь ученику  раскрыть творческие способности;
    • выбор эффективных форм и методов решения проблемных                 ситуаций;
    • приучать учащихся мыслить, рассуждать и находить решения нетрадиционным путем;
    • привлечение к исследовательской деятельности.

    Задача учащихся – найти ответ, решение и доказательство, поиски решения заданий проблемного характера.

    Задача учителя - воспитывать веру ученика в свои силы. Поддержать ребенка вовремя, дать возможность попробовать себя во всех типах деятельности.  

    Актуальность – развитие интереса к информатике, повышение мотивации на обучение, развитие самостоятельности в нахождении способов решения учебных задач. Учитель учит самостоятельно анализировать, делать выводы, используя проблемно - развивающие задания.

     Ожидаемые результаты - умение логически мыслить, находить  решение нетрадиционным путем, применять логические знания на практике.

     Перспективный результат – Ученик  мыслит, думает, находит решения и делает выводы. Этим определяются его первые шаги к будущему новаторству.

     Проблемное обучение можно отнести к числу развивающих, т.к. его задача - развитие интеллекта учеников за счет повышения роли самостоятельности учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности, в условиях свободы применения способов умственной деятельности.

     Проблемное обучение не может не ориентироваться на личность учащегося, получающего в условиях такого обучения возможность мыслить и действовать творчески.

    Целями своей педагогической деятельности я считаю:

    • формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности  (знания более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций);
    • развитие у учащихся способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации глобальные изменения современного общества требуют воспитания подлинно свободной личности).

    Современный учитель - исследователь, творческая личность. Он ищет эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников.

    Проблемное обучение - это обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций.

    В процессе преподавание информатики перед учителем возникают проблемные вопросы:

    • как помочь ученику в раскрытии его творческих способностей. Чему учить, как учить.
    • какие эффективные методы и формы выбрать.
    • как учить  мыслить и рассуждать.
    • как привлечь к исследовательской деятельности.
    • как научить сформулировать соответствующие выводы.

    В педагогической науке определены четыре уровня проблемного обучения.

    Первый уровень: Проблемное изложение учебного материала.

     На этом уровне ведущая роль принадлежит педагогу. Учитель формулирует проблему и показывает пути ее решения. Учащимся предлагается учебная информация в виде проблемы, которую формулирует сам учитель и демонстрирует учащимся возможные пути ее решения, ход рассуждений, решение проблемы.

    Данный путь решения проблемной ситуации имеет большое значение для учащихся, так как учит учащихся решать проблему, показывает этапы работы над решением ситуации, закладывает умения делать выводы, принимать решения.        

    При изложении нового материала проблемный вопрос можно задать в форме эвристического характера. Применяется эта форма, когда  учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы сами ученики активно участвовали над решением проблемной ситуации.  

    Второй уровень: Создание решения проблемных ситуаций по аналогии.

    Второй уровень проблемного обучения заключается в том, что учитель ставит проблему, излагает ее суть и предлагает учащимся  самостоятельно их решить. Проблема, которую предлагает учитель для самостоятельного решения учащимся, требует применения творческого подхода к решению задач. 

    Третий уровень: Решение мини – исследовательских заданий.

    На этом уровне учитель формулирует  проблему, определяет те учебные знания, которые необходимы для ее решения, пути выхода из нее. Ученик должен самостоятельно решить проблему, привлекая для этого знание ранее полученных материалов. Учитель предлагает найти ответ и предположить варианты его решения.

    Четвертый уровень: Исследовательский.  

    1. Учащимся предлагается решать проблемную ситуацию, которая им незнакома. Учащиеся определяют проблему в изучаемом учебном материале, формулируют, исходя из задач урока, решают проблему самостоятельно, опираясь на полученные знания.
    2. При решении проблемных задач мыслительная деятельность учащихся сводится к следующему:
    3. Для учащихся проблемная ситуация создается проблемным формулированием заданий, вопросов, задач поискового характера. При решении проблем «как действовать при этом?», «чем они интересны?», «на что необходимо обратить внимание, что в них кажется противоречивым?» и другие. Таким образом, у них формируется круг вопросов изучения и пути самостоятельного поиска решения.
    4. Осознав недостаточность полученных знаний, ученик начинает строить предварительные гипотезы относительно способа решения проблемной ситуации, устанавливает причинно-следственные связи.
    5. Сложившаяся проблемная ситуация и потребность в новых знаниях побуждает искать его новый способ объяснения или действий, вырабатывается вариант решения данной проблемы.
    6. В конце решения проблемных ситуаций учащиеся подводят окончательные итоги и отчеты по результатам исследования. 

     Используя проблемные ситуации на уроках, я пришла к выводу, что можно вывести следующие основные этапы уроков проблемно-диалогического обучения:

    1.     восприятие проблемы, установление причинно-следственных связей;

    2.     поиск решения;

    3.     доказательство и проверка гипотезы; решения проблем;

    4.     подведение итогов, нахождения результата.

    Используя проблемные ситуации на уроках, я раскрыла возможные этапы и приемы работы в организации проблемно-диалогических ситуаций на уроках информатики:

    Основные этапы

    Прием учебной работы

    Деятельность учителя

    Деятельность

    Учащихся

    1. Восприятие и осознание проблемы

    Установление причинно- следственных связей

     

    Создает условие размышлением над проблемой и самостоятельного поиска решения проблемы

    Устанавливает причинно- следственные связи. Определяют круг вопросов для решения той или иной проблемы.

    2. Формулировка  и гипотезы исходя из данных условий. Поиск решений

    Выдвижение гипотезы предположений и поиск решений.

    Организует поиск гипотезы

    Ведут поиск решения проблемы. Выдвигают предварительные гипотезы

    3. Доказательство и проверка гипотезы

    Обоснование гипотезы

    Проверка гипотезы

    Вырабатывают и доказывают вариант решения проблемы

    4. Нахождение результата

    Вывод

    Создает условие для выработки подходящего варианта

    Сформулируют окончательные выводы

    Методы

    Проблемно-диалогические

    Традиционные

    Постановки проблемы

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

    Подводящий к теме диалог

    Сообщение темы с мотивирующим приёмом

    Сообщение темы

    Поиска решения

    Побуждающий к выдвижению гипотез диалог

    Подводящий от проблемы диалог

    Подводящий без проблемы диалог

    Сообщение знаний

     

         Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это метод, который представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

         Представим детальное описание побуждающего диалога:

    Приемы создания проблемной ситуации

    Побуждение к осознанию противоречия

    Побуждение к формулированию проблемы

    1.

    Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

    Что вас удивило?

    Что интересного заметили?

    Какое противоречие налицо?

    Выбрать подходящее:

    Какой возникает вопрос?

    Какая будет тема урока?

    2.

    Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

    Вопрос был один?

    А мнений сколько? или Задание было одно?

    А как вы его выполнили?

    Почему так получилось?

    Чего мы не знаем?

    3.

    Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

    Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетами, экспериментом, наглядностью

    Вы сначала как думали?

    А как на самом деле?

    4.

    Дать практическое задание, не выполнимое вообще

    Вы смогли выполнить задание?

    В чем затруднение?

    5.

    Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

    Вы смогли выполнить задание?

    В чем затруднение?

    Чем это задание не похоже на предыдущее?

    6.

    Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

    Шаг. 2. Доказать, что задание не выполнено

    Какое было дано задание?

    Какое знание вы применили? Удалось выполнить задание верно? Почему так получилось?

     

    Урок 1: Информатика, 8 класс. Базы данных.

         Проблемная ситуация создаётся вопросом или практическим материалом на новый материал, сталкивающим мнения обучающихся.

    Анализ

    Учитель

    Ученики

     

     

    Представьте себя в роли директора нашей школы.

    Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников?

     А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. ?

    Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.

    Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива?

     

     

     

     

     

    Ребята высказывают свои мнения

     

     

    Задание на новый материал

    Что вы считаете для учеников признаками?

    Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.

    Побуждение к осознанию

    Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? До появления компьютеров!

    В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.

    Побуждение к проблеме

    – Какой возникает вопрос?

    – В каком виде можно представить информацию использую компьютер?

    Тема

    – Можете сформулировать тему урока?

    – Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

    Базы данных

     

         Проблемная ситуация создаётся предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

    Урок 2. Измерение информации. 7 класс

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    Предъявление противоречивых мнений

     

     

     

     

    Сергей попросил Мишу записать их проект, объемом 702440 Кб на диск объемом700Мб. Миша утверждает, К – это означает кило-, то есть в 1Мб ровно 1000 Кб, поэтому объем проекта 701,44 Мб и на диск он не поместится.

    Сергей утверждает, кило- в измерении информации 1024, то есть в 1Мб ровно 1024 Кб, поэтому объем проекта меньше 685 Мб и на диск он поместится.

    Слушают (или читают текст) задачу. Осмысливают ситуацию.

     

     

     

     

     

    Побуждение к осознанию

    – Кто из мальчиков прав?

    Высказывают предположения. Понимают, что возникло противоречие.

    Побуждение к проблеме

    – Какой возникает вопрос?

    – Как выразить 1Мб в килобайтах?

    – Что означает приставка кило- в информатике?

    Тема

    – Можете сформулировать тему урока?

    – Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

    – Измерение информации…

          

         Урок 3. Сложение чисел в двоичной системе счисления. 8 класс

         Проблемная ситуация. создаётся в два шага. Первым шагом предъявляется практическое задание, сходное с предыдущим, выполняя которое обучающиеся применяют уже имеющиеся у них знание и допускают ошибку. Вторым шагом доказывается, что задание школьниками выполнено неверно.

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    Предъявление противоречивых мнений

     

     

     

     

    –Оля складывает два числа:

    В десятичной системе счисления 1010 + 1110 = 2110.

    В двоичной системе счисления больших отличий не будет, так как она также является позиционной, но так как цифры 2 в двоичной системе нет, то 22 = 112, поэтому 102 + 112 = 1112.

    – Катя утверждает, что Оля на права.

    – В двоичной системе счисления переполнение разряда происходит, когда в одной позиции собирается 2 единицы. Обычно при переполнении разряда мы пишем 10, поэтому 102 + 112 = 1012.

    Слушают (или читают текст) задачу. Осмысливают ситуацию.

     

     

     

     

     

    Побуждение к осознанию

    – Кто из девочек прав?

    Высказывают предположения. Понимают, что возникло противоречие.

    Побуждение к проблеме

    – Какой возникает вопрос?

    – Как правильно сложить числа в двоичной системе счисления?

    Тема

    – Можете сформулировать тему урока?

    – Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

    – Сложение чисел в двоичной системе счисления…

     

           Урок 4. Сортировка и фильтрация в электронных таблицах. 9 класс

         Проблемная ситуация создаётся практическим заданием

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    ПОСТАНОВКА

    Создание проблемной ситуации

    Посмотрим на таблицу «Учебники». Ответьте на вопросы:

    -Авторы учебников русского языка для 1 класса….

    -Авторы учебников математики 2003 года выпуска и т.п

    – Можете ответить?

     Что вы должны уметь делать с данными, чтобы ответить на этот вопрос? 

    Пытаются выполнить задание.

     

     

     Нет!

     Сортировать, отбирать, поиск, фильтрацию.

    Формулирование проблемы (темы и целей урока)

    – Какой будет тема урока?

    Сформулируем цель урока

     Сортировка и фильтрация в электронных таблицах. 

    -научиться применять на практике возможности поиска и фильтрации данных в электронных таблицах

                 

        Урок5. Вещественные числа. 8 класс

         Проблемная ситуация создаётся практическим заданием, сходным с предыдущим.

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    Задание на известный материал

     

     

     

     

    Задание на новый материал

    VAR A,B,C:INTEGER;

    BEGIN

    C := A * B;

    WRITE (C);

    End.

    – Поменяйте третью строчку программы так, чтобы с стало частным чисел A и B. Проверьте результат на компьютере.

      Задание выполняют легко, но большинство учащихся испытывают затруднение, так как не понимают, что С обязательно должно стать вещественным. Среда программирования выдаёт ошибку.

    Побуждение к осознанию

    – В чем затруднение?

    – Может быть нужно обратить внимание на типы переменных?

    – Не знаем, что делать.

    Учащиеся высказываются

    Побуждение к проблеме

    – Как вы можете сформулировать тему урока?

    – Действия с вещественными числами.

    Тема

    – Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

     

     

         Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) учитель побуждает учащихся к формулированию плана по поиску решения проблемы.

          Урок 6.Программирование разветвляющихся алгоритмов. 9 класс

         Проблемная ситуация создаётся практическим задание.

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    Задание на известный материал

     

     

     

     

    Var a,x,y,z:integer;

    Begin

    Read(a);

    X:=a div 100;

    Y:=(a div 10) mod 10;

    Z:=a mod 10;

    Write (x+y+z);

    End.

    – Какую задачу можно решить с помощью алгоритма?

     

     

      

     

     Ребята высказываются. Формулировки, безусловно, могут отличаться.

    Задание на новый материал

    – Измените алгоритм, чтобы с помощью него можно было решить такую задачу: С клавиатуры вводят два числа. Найдите среди них наибольшее.

    Возникает проблема перед учащимися

    Побуждение к осознанию

    – В чем затруднение?

    – Почему не можете использовать эту конструкцию?

    Какая конструкция требуется?

    – Не знаем, что делать.

    -Конструкция полное ветвление.

    – Нужен оператор, чтобы проверять условие.

    Побуждение к проблеме

    – Как вы можете сформулировать тему урока?

    Программирование разветвляющихся алгоритмов

    Тема

    – Корректирую и фиксирую тему урока на доске.

     

     

                   

         Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) педагог побуждает учащихся к формулированию плана изучения темы урока, то есть по поиску решения проблемы.

        

         Урок7. Различные подходы к измерению информации. 6 класс

         Урок с общей и частными проблемами.

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    Актуализация знаний

     

     

     

     

     

    ПОСТАНОВКА

    Создание проблемной ситуации

    – Примите сообщение:

    Завтра в 20.00 по каналу ТНТ покажут фильм «красная шапочка».

    – Для кого из вас это сообщение информативно?

     

    – Вспомните, что это означает?

    – Совершенно верно.

     

    – В таком случае: Можно ли измерить информацию?

    – В чём у вас затруднение?

     

     

     

    Отвечают, поднимают руки. Некоторые испытывают затруднение.

    – Это значит, пополняет наши знания…

     

     

    Испытывают затруднение.

    – Информацию можно измерить, так как объем знаний может увеличиться.

    – Информацию нельзя измерить, так как мы ничего «не можем потрогать».

    Формулирование проблемы (темы и целей урока)

    – Какой будет тема урока?

    – Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

    – Измерение информации.

     

    Измерение информации.

     

     

    – Что же нам необходимо сделать?

     

     

     

     

     

     

     

    Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде)

    Обучающиеся высказываются.

    – Узнать можно ли измерить информацию.

    – Если можно измерить информацию, то какими способами.

    – Существуют ли единицы измерения информации.

    – Рассмотреть примеры.

    ПОИСК

    Открытие нового знания

    1. Выдвижение гипотез

     

     

    2. Проверка гипотез.

     

     

     

     

     

    ПОИСК

    Открытие нового знания

    1. Выдвижение гипотез

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Проверка гипотез.

     

     

    ЗАДАНИЯ

    Формулирование нового знания

     

     

    – Какие у вас есть предположения по поводу измерения информации?

    Выслушивает ответы обучающихся, кратко фиксирует.

    – Проверьте правильность своих гипотез.

    Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

    – Что вы узнали?

    – Мы будем придерживаться того, что информацию можно измерить.

     

     

    Рассмотрим две ситуации:

    1. Петя: Коля, ты придёшь ко мне в гости?

    Коля: Петя, да, я приду.

    Это сообщение для Пети информативно.

    Сколько информации получил Петя после ответа Коли?

    2. Петя набрал сообщение «Коля, приходи ко мне в гости. Жду.» для отправки по электронной почте. Сколько информации будет отправлено?

    – Как вы считаете, информацию будут измерять одинаково в обоих случаях?

    Возможно, педагог подскажет обучающимся направления формулирования гипотез.

    – Проверьте правильность своих гипотез.

    Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

     

    – Что вы узнали?

    – Итак, к измерению информации существует два подхода: содержательный и алфавитный.

     

    – Информацию можно измерить.

    – Информацию нельзя измерить.

    – Какую-то информацию можно измерить, а какую-то – нельзя.

    Проверяют гипотезы.

    Высказываются.

     

     

     

     

     Высказываются.

     

     

     

     

     

    Высказываются.

     

    Высказывают гипотезы.

    Проверяют гипотезы.

     

     

     

    Высказываются.

    Первичное применение нового знания

    – Вернёмся к исходному заданию.

    – Сколько информации получил Петя после ответа Коли?

     

     

     

    Сколько информации получит Коля?

     

     

    – Воспользуемся содержательным подходом к измерению информации.  Ответ на альтернативный вопрос несёт 1 бит информации.

    – 1 символ компьютерного алфавита несёт в себе 1 байт информации, поэтому сообщение, которое получил Коля несёт в себе 34 байта.

     

        В данном примере предполагается, что для проверки гипотез учащимся предложен соответствующий материал (если в учебнике нет достаточного количества информации, то предоставлен дополнительный раздаточный материал, даны адреса сайтов в Интернете и т.п.).

     

         Урок 8. Объекты и модели. Информационные модели. 6 класс

         Урок с соподчинёнными проблемами.

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    ПОСТАНОВКА

    Создание проблемной ситуации

    – Разделите слова на 2 группы:

    Человек, компьютер, манекен, кот, фотография кота, движение поездов, автомобиль, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, скелет человека, скелет кота, автомодель, расписание движения поездов, манекенщица. 

    – Что у вас получилось?

    – По какому принципу вы делили слова и словосочетания на группы?

     

     

    – Каким одним словом можно назвать условное представление любого объекта?

    Пытаются выполнить задание.

     

     

     

     

     

     

     Высказываются.

    – В 1 группе названия объектов.

    – Во второй группе различные представления этих объектов.

    Высказываются.

    – Автомодель можно просто назвать моделью.

    – Манекенщицу просто называют моделью.

    Формулирование проблемы (темы и целей урока)

    – Какой будет тема урока?

    – На уроках информатики мы будем изучать только те модели, которые «нельзя потрогать», они являются описаниями объектов.

    – Описание объекта об этом объекте несёт какую-то информацию. Как тогда называют модели-описания?

    Фиксирует тему урока на доске.

    Информационные модели.

    – Модели и виды моделей.

     

     

     

     

     

     

    – Может быть информационными?

     

    – Что же нам необходимо сделать?

    Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде)

    Обучающиеся высказываются.

    – Узнать что такое модель.

    – Узнать какие бывают модели.

    – Узнать, что такое информационная модель.

    – Рассмотреть примеры.

    ПОИСК

    Открытие нового знания

    1. Выдвижение гипотез

     

    2. Проверка гипотез.

     

    – Что такое модель? Что называется и является информационной моделью? Какие у вас есть предположения?

    – Проверьте правильность своих гипотез.

    Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

     

    Высказывают гипотезы.

     

     

    Проверяют гипотезы.

     

     

    ЗАДАНИЯ

    Формулирование нового знания

     

     

     

    Первичное применение нового знания

     – Что вы узнали?

    По ответам обучающихся строит на доске (или слайде) схему-классификацию информационных моделей.

    – Вернёмся к исходному заданию.

    – По какому принципу делятся слова и словосочетания?

     

     

     Высказываются.

     Фиксируют схему в тетради.

    – в 1 группе – объекты-прототипы, во 2 группе – модели объектов. Можно выделить информационные модели (фотография кота, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, расписание движения поездов)

     

         В заключении отмечу, что приведенные примеры ситуаций универсальны, они могут быть модифицированы в зависимости от преподаваемого предмета, значения изучаемого материала, ситуации в классе и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Методы проблемного обучения на уроках французского языка"

    Одной из актуальных задач нашего  времени является изучение иностранного языка. Как правило в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык. Но,...

    Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

    Мастер-класс "Повышение качества знаний учащихся посредством применения технологии проблемного обучения на уроках информатики и ИКТ"

    Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в...

    Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"

    Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...

    Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся через личностно-ориентированный подход на уроках информатики и ИКТ

    Работа по развитию учебно-познавательной компетенции поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развитию...

    Методическая разработка по теме: «Методы проблемного обучения на уроках химии»

    Известно, что прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что. Важно определиться за счёт чего предполагается обеспечить достижение хороших результа...