Экспериментальная программа по русскому языку для учащихся 8-11 кл.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Березовская Людмила Леоновна

Языковые средства оформления письменного текста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya_programma._berezovskaya.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная программа по русскому языку для учащихся    8 – 11 классов

Тема: «Языковые средства оформления письменного текста»

Программа разработана Березовской Людмилой Леоновной,

работающей учителем русского языка и литературы в  муниципальном

общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа  № 17»

г. Котласа Архангельской области, проживающей по адресу: г. Котлас, ул. Добролюбова, д. 11 – 2.

Данная программа утверждена школьным методическим объединением средней школы №17 (протокол №    от     07г.)

Утверждена

на заседании ШМО

учителей русского языка и литературы

средней школы №17 г. Котласа

сентября 2007 года

                                                                         УТВЕРДИТЬ

                                                                       - директор МОУ « СОШ №17»

                                                           

                                                                       ______________ Беляева Т. Г .

         

                   ПУНКТ ПРОГРАММЫ                                         СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТА                        Языковые средства оформления письменного текста.

2. ИСПОЛНИТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА       Березовская Людмила Леоновна,                                                      учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ

                                                                           №17» г. Котласа

3. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ                 Беляева Татьяна Геннадьевна, директор

    ЭКСПЕРИМЕНТА                                      МОУ «СОШ №17»г. Котласа.

                                                                           Кузнецова Надежда Александровна, завуч

                                                                           МОУ  «СОШ№17» г. Котласа

4. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ               Подготовка выпускников к новым

формам аттестации – одна из важнейших задач школы. Ныне действующие программы

УМК по русскому языку отвечают

существующим требованиям к успешному прохождению аттестации не в полной мере, особенно это касается языкового оформления продуцируемых учащимися текстов на основе предложенного на аттестации. На недостаточно высоком уровне сформирована коммуникативная компетенция – речеведческие знания учащихся, умение интегрировать и анализировать исходный текст, создавать собственные письменные высказывания, используя средства русского языка. Поэтому необходимо совершенствование процесса преподавания русского языка и подготовки учащихся к итоговой аттестации. Для избежания разрыва между существующими школьными программами изучения русского языка и требованиями, предъявляемыми к знаниям учащихся во время итоговой аттестации возникла необходимость в создании авторских программ, ориентированных на должную подготовку учащихся к ныне действующим формам итоговой аттестации. Помимо этого необходима отработка техники чтения с целью формирования навыков работы с информацией, предложенной в тестах, а также важно внедрение в учебный процесс личностно ориентированных образовательных технологий. Необходимо создание системы сопутствующего повторения ключевых разделов курсов русского языка, внедрение в практику работы многоаспектного анализа текста для повышения уровня подготовки выпускников. Начинать эту работу нужно не в выпускном классе, а как можно раньше. Представляется оптимальным приступить к данному процессу уже в 8 классе, когда учащиеся обладают необходимым для целенаправленной работы багажом знаний. Поэтому совместная деятельность учителя и учащихся над формированием умений создавать собственный текст на основе исходного является одной из важнейших потребностей школы.

5. ИДЕЯ ЭКСПЕРИМЕНТА                Формирование умений создавать собственный   текст на основе исходного, осуществлять самоконтроль своих действий в этом направлении необходимо начинать как можно раньше, что будет способствовать более успешной работе во время итоговой аттестации в выпускном классе.

6. ОБЪЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ  

                                                                Процесс формирования умений и навыков  работы с текстом, развитие речетворческих способностей (создание собственного текста) учащихся.

7. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ        Система специальных уроков по культуре и развитию речи.

8. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА                 Разработать и апробировать                                    

                                                                 экспериментальную программу и систему занятий по русскому языку в 8-11 классах, что позволит учащимся в условиях обычной общеобразовательной школы, творчески овладевая русским языком, углубить знания о законах языка, освоить приемы целостного анализа текста, создания на этой основе собственной речетворчесокй работы, разовьет их читательские умения и поможет выпускникам сориентироваться в условиях обновленной системы государственной аттестации.

9. ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА           1. Нравственные

                                                                 Формирование убеждения через художественные и публицистические тексты, которые позволяют задуматься над коренными вопросами бытия, воспитать гражданина.

                                                                2. Речевые 

                                                                           - медленное вчитывание в текст с целью постижения авторского замысла;

                                                                           - формирование умения конструировать собственные тексты, углубляя представление о словесном творчестве;

                                                                           - совершенствование речевой культуры;

                                                                           - привитие желания  осознанного владения системой речевых норм русского литературного языка.

                                                                3. Культурологические

                                                                           - расширение представления о жизни предков и современников через тексты разных стилей, включение учащихся как читателей в широкое историческое пространство, формирование гражданских убеждений;

                                                                           - воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи.

                                                                4. Творческие

                                                                 Поощрение стремления детей пробовать свои силы в создании собственного речетворческого произведения на основе предложенного.

10. ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ

      НЕГАТИВНЫХ  ПОСЛЕДСТВИЙ        

                                                                Возрастание на учащихся нагрузки интеллектуального и эмоционального характера.

11. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

      НЕГАТИВНЫХ  ПОСЛЕДСТВИЙ        - В целях уменьшения нагрузки тексты для анализа подбирать с учетом их востребованности как потенциального экзаменационного материала.

                                                                          - Изложение материала сделать более увлекательным, эмоциональным, разнообразить форму его подачи.

12. СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА           начало эксперимента – сентябрь 2007г.

                                                                завершение эксперимента – май 2011 г.

13. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ

      ЭКСПЕРИМЕНТА                          - Администрация МОУ «СОШ  №17»

                                                                 -  Классный руководитель 8 «а» класса         МОУ «СОШ  №17»

14. БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТА               начало эксперимента – 8 класс.

                                                                 завершение эксперимента – 11 класс.      

15. ГИПОТЕЗА                                     Если создать и апробировать программу подготовки выпускников по культуре речи и развитию речи учащихся к новым формам аттестации, начиная с 8 класса, то к окончанию 11 класса это позволит устранить разрыв между существующей школьной программой изучения русского языка и требованиями, предъявляемыми к знаниям учащихся во время итоговой аттестации в новой форме, сориентирует учащихся на должную подготовку к ней.

16. ДИАГНОСТИЧЕНСКИЙ

      ИНСТРУМЕНТАРИЙ                    Диагностика знаний, умений и навыков на основе выполнения тестов ЭГЕ, предлагаемых в  ходе итоговой аттестации.

17. КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ    

    ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ               1. Уровень сформированности теоретических знаний по культуре речи, текстоведению, анализу текста.

                                                                           2. Уровень самостоятельности в выполнении работ.

                                                                           3. Содержание и речевое оформление работ, связанных с анализом текста.

                                                                           4. Умение критически оценивать собственную творческую работу.

                                                                           5. Эффективность экспериментальной программы будет оцениваться по результатам прохождения итоговой аттестации.

18. ТИП ЭКСПЕРИМЕНТА                           Поисковый

19. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

      РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА        Творческий отчет

20. СТАТУС ЭКСПЕРИМЕНТА                    Индивидуальный

21. МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ

      РАБОТЫ                                                     - Анализ существующей педагогической, методической литературы по культуре и развитию речи.

                                                                           - Изучение методического анализа  содержания и результатов прохождения итоговой аттестации в новой форме  по русскому языку 2005-2006 гг.

                                                                           - Анализ творческих  работ учащихся.

                                                                           - Наблюдение за творческой и аналитической деятельностью учащихся в процессе занятий.

                                                                           - Беседы с учащимися об их работах.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по культуре и развитию речи предназначена для учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы. Она преследует цель формирования культуры устной и письменной речи учащихся, помощи учащимся в овладении норм правильной устной и письменной речи, в преодолении речевых ошибок, в совершенствовании умений анализировать текст, а также в создании собственного текста на основе предложенного, начиная с 8 класса школы, это позволит учащимся быть более подготовленными и чувствовать себя более уверенно во время прохождения итоговой аттестации. Программа создана с целью преодоления существующего разрыва между действующей школьной программой изучения русского языка, на базе которой строится обучение в школе (программа под ред. Власенкова А.И. и Рыбченковой Л.М.), и современными требованиями, предъявляемыми учащимся во время итоговой аттестации. Это особенно ощутимо в таких разделах программы, как культура речи, анализ текста и конструирование собственных текстов, носящих характер рассуждения на основе предложенного текста, в редактировании написанного. Анализ статистики результатов тестирования ЕГЭ по русскому языку позволяет сделать вывод о том, что наиболее трудными для выпускников средней образовательной школы оказываются, как правило, разделы теста «Культура речи» и та его часть, которая предполагает проверку уровня владения навыками анализа текста с последующим созданием собственного письменного высказывания по предложенному тексту. Это связано с тем, что на изучение курса русского языка в 10-11 классах отводится 1 час в неделю, который, используется на поддержание практической грамотности учащихся. Но для успешного прохождения аттестации этого явно недостаточно. Необходима целенаправленная работа по овладению норм культуры русской речи, хорошего знания типологии речевых ошибок с целью квалифицированного их устранения в собственных письменных речевых высказываниях. С этой целью была разработана данная программа. На ее изучение отводится часть часов, выделяемых на уроки развития речи в 8-9 классах и дополнительно введенный час на уроки русского языка в 10-11 классах. Данная программа основывается на программе по русскому языку для 5-9 классов М.М. Разумовской и программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.

                 

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ КУРСУ

Содержание обучения в данной программе структурировано на основе компетентностного подхода, т.к. предусматривает развитие и совершенствование языковой и лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции.

        Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как общественном явлении, его устройстве и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Выработка умения критической оценки собственных работ.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка.

        Приоритетным является формирование и совершенствование лингвистической и речевой компетенции учащихся.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ДАННОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

  1. На данном этапе обучения (8-11 класс) у учащихся создается представление о системе многообразных средств языка, позволяющей служить языку материалом для общения, передачи информации, воздействия на читателя и слушателя, а также материалом словесности. У учащихся в целом должно сложиться понимание того, что такое функциональные стили языка и об особенностях языковых средств, характерных для каждого стиля. Осваивая эту систему лингвистических единиц для выражения определенного содержания речи, учащиеся вырабатывают умение использовать богатство родного языка в собственной речетворческой деятельности (создание собственного текста).
  2. У учащихся должно быть сформировано основное читательское умение – воспринимать текст в единстве его содержания и формы выражения этого содержания, умение воспринимать языковую специфику текста.
  3. Творческая деятельность учащихся проявляется в написании текста собственного сочинения по данному образцу или по жизненным впечатлениям, в создании работ, основанных на целостном анализе текста.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

(основные умения и навыки)

1. Уметь пользоваться основными речевыми понятиями: тема и основная мысль текста; типы речи; стили речи; выразительные возможности лексических средств языка; языковые средства логической связи.

     Определение функции стиля текста. Смысловые типы речи. Композиция текста. Изобразительно-выразительные средства. Жанр отзыва, рецензии.

2. Уметь пользоваться основными понятиями культуры речи: литературный язык и его нормы; основные качества хорошей речи; языковая норма и языковая ошибка. Виды языковых ошибок, возникающих под влиянием внешних факторов.

     Словари правильности русской речи.

      Редактирование. Приемы исправления текстов.

3. Уметь читать текст с учетом его стилистической принадлежности.         Проводить целостный анализ текста.

4.   Уметь создавать собственный текст на основе предложенного.

5.   Уметь редактировать собственный текст.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ (48 ЧАСОВ)

8 КЛАСС (8ЧАСОВ)

Введение. Знакомство со спецификой новой формы аттестации для 9 класса, критериями оценки каждой части работы, сообщение целей и задач курса (1 час).

Раздел 1

Языковые средства выразительности  (7часов).

Тема и основная мысль текста.

Типы речи.

Стили речи.

Выразительные возможности языковых средств текста.

Приемы стилистического синтаксиса.

Требования к знаниям:

Знать понятия тема и основная мысль текста.

Знать типы речи и стили речи, выразительные средства языка.

Требования к умениям:

Владеть навыками и умениями  в определении темы и основной мысли текста, в обосновании его стилистической принадлежности и типа речи, уметь находить использованные автором языковые средства выразительности, вводить их в свою речь.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


   №

Тема

занятия

       

Количество часов

Вид деятельности учащихся

Лекция

Сам.

раб.

Практ.

работа

Итого

Работа со словарем

Анализ текста

Слушание лекции, запись осн. положений

1.

Введение

1

1

+

2.

Стили речи

1

1

+

3.

Тема и основная мысль текста


1


1


+

4.

Лексичес- кие выра-зительные средства языка (ме-тафора, эпитет, синомимыантонимы, анафора, сравнит. оборот, градация, аллегория, метоним., синекдоха).





1





  1





    1

   




    3    





       +





     +

   




           +

5.

Приемы стилисти-ческого синтакси-са

(антитеза, инверсия, повтор, ритори-ческий вопрос).




     1




  1

 



    2




     +




           +

9 КЛАСС (8ЧАСОВ)

Раздел 2 (8 часов)

Типичная схема рассуждения.

Нетипичные по композиции рассуждения.

Аргументы и примеры.

Языковые средства логической связи.

Требования к знаниям:

Знать особенности композиции сочинения-рассуждения, языковые средства логической связи.

Требования к умениям:

Уметь делить текст на абзацы, составлять план текста, формулировать тезис, грамотно выстраивать аргументацию, различать аргументы и факты, делать вывод, уметь использовать языковые средства логической связи, средства выразительности.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности учащихся

Творч.

работа

Практич

Работа

Итого

Составл. плана

Анализ текста

Написание сочинения рассуждения

1.

Композиция рассуждения: типичная схема, рассуждение из контрастных частей с доказательством от противного.


    1


     3


   4


     +


     +

2.

Аргументы и примеры


   

   

     1


    1


     +

3.

Языковые средства логической связи


    1

 

     1


    2


     +


        +

4.

Речетворческая деятельность


    1


    1


     +


        +

10 КЛАСС (16 ЧАСОВ)

Введение. Знакомство со спецификой ЕГЭ для 11 класса, критериями оценки каждой части работы, сообщение целей и задач курса (1час).

Раздел 3 (7 часов)

Работа по повышению культуры устной и письменной речи (8 часов).

Две стороны культуры речи: правильность, уместность выбора языковых средств (1 час).

Правильность речи (4 часа).

Литературный язык и его нормы. Языковая норма и языковая ошибка. Оценка нормы: правильно-неправильно; допустимо то и другое (вариативность нормы). Произносительные нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы.

Виды языковых ошибок, возникающих под влиянием внешних факторов (диалектные, просторечные, жаргон и т.п.)

Словари правильности русской речи.

        Речевое мастерство (1 час).

        Две стороны речевого мастерства. Выбор из существующих вариантов подходящих, более уместных языковых средств (в соответствии с темой, замыслом, стилем, адресатом речи).

        Повторение и систематизация пройденного (1 час).

Требования к знаниям:

 - знать языковые нормы литературного языка;

 - признаки нормы;

 - нормы произношения и ударения;
- грамматические нормы;
- стилистические нормы.

        Требования к умениям:

 - распознавать нарушение норм культуры речи и устранять речевые ошибки;

 - более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций при создании собственных текстов с учетом изученных возможностей отклонений от норм литературного языка;

 - знать типологию основных речевых и грамматических ошибок во избежание собственных;

 - уметь пользоваться справочной литературой и словарями необходимыми при построении высказывания.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности учащихся

Лекции

Творч

 раб

Практ

 раб.

Итого

Слушание

 лекции

Работа с

 тестами

Анализ текста

Написание сочинения

1

Введение. Знакомство со спецификой ЕГЭ для 11кл., критериями оценки каждой части работы, сообщение целей и задач курса.


  1


  1


     +

2

Культура речи. Норма – центральное понятие о правильности речи и ее культуре


  1


  1


     +

3

Правильность речи.

а).Языковая норма и языковая ошибка. Словари правильности русской речи.

б).Оценка нормы:-правильность- неправильность;

-вариативность нормы.

в). Орфоэпические нормы.

г). Лексические нормы (виды речевых недочетов).

д). Основные морфологические нормы.

е). Основные синтаксические нормы







  1

  1


  1

  1


  1


  1


  1


  1



  1

  1


  1

  1


      +



     +  



     +

     +


     +

     +

   


   +




    +



    +

    +


    +

    +











    +









        +

4

Повторение и систематизация пройденного.

 

 


  1


  1


    +


    +


        +

Раздел 4 (8 часов)

        Анализ текста.

Функциональные стили речи (1 час).

Смысловые типы речи (1 час).

Заглавие и основная мысль текста – рассуждения (1 час).

Логическое разворачивание основной мысли текста (1 час).

Языковые средства, обеспечивающие связность текста (1 час).

Композиция научного и публицистического текста (1 час).

Изобразительно-выразительные средства оформления описания и рассуждения. Оценочные слова и речевые клише (1 час).

Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текста (1 час).

Требования к знаниям:

Знание функциональных стилей и основных типов речи в тексте. Основных канонов, по которым строится текст – рассуждение. Средства связи предложений в тексте. Композиция научного и публицистического текста. Изобразительно-выразительные средства текста. Аналитическая деятельность по интерпретации научного и публицистического текста в единстве его содержания, формы и авторских целеустановок.

        Требования к умениям:

 - определять стилевую принадлежность текста;

 - определять тип речи в тексте;
- воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы по созданию текста в единстве его содержания и формы;
- проводить аналитическую деятельность по интерпретации научного и публицистического текста.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности учащихся

Творч.                                             раб.

Практ.

раб

 Итого

Составлен

плана

Анализ

текста

Работа по интерпретации текста

1.

Работа над текстом:

Определение функционального стиля текста.


   


    1


    1


    +

2.

Работа со смысловыми типами речи в тексте

    1

    1

     +

    +

3.

Заглавие и основная мысль текста – рассуждения


    1


    1

 

     +


    +


          +

4.

Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса).


    1


    1


     +


    +


          +

5.

Работа с языковыми средствами обеспечивающими связность текста.


    1


    1


     +


    +

6.

Анализ композиции научного и публицистического текстов.


    1


    1


     +


    +


          +

7.

Анализ изобразительно- выразительных средств оформления описания и рассуждения, оценочные слова и речевые клише.



    1



    1



    +

8.

Комплексный анализ научно-популярного и  публицистического текста.


    1


    1


     +


    +


          +


11 КЛАСС (16 ЧАСОВ)

Раздел 5

Рецензирование и редактирование текста.

Рецензия и отзыв на научный, публицистический и художественный текст.

Особенности жанра рецензии и отзыва.

Оценочные слова и речевые клише.

Редактирование написанного.

Предупреждение наиболее распространенных ошибок в написании рецензии.

        Требования к знаниям:

 - Знать особенности жанра рецензии и отзыва на научный, публицистический и художественный текст.

 - Языковые средства оформления художественного текста: средства связи предложений в тексте, изобразительно-выразительные средства.

 - Приемы аналитической деятельности по интерпретации художественного текста в единстве его содержания, формы  и авторских целеустановок.

 - Основные приемы редактирования текста.

        Требования к умениям:

 - Определять стилевую принадлежность текста, тип речи в тексте.

 - Воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы по созданию текста в единстве его содержания и формы.

 - Проводить аналитическую деятельность по интерпретации художественного, научного и публицистического текстов.

 - Применять основные приемы редактирования написанного, осуществляя самоконтроль.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности учащихся

Творч. раб

Практ. раб

Итого

Составле-ние плана

Анализ текста

Написание рецензии

1.

Особенности жанра рецензии (в сравнении с отзывом).

    2

   2

     +

    +

2.

Написание рецензии на художественные тексты

   2

    1

   3

     +

    +

      +

3.

Оценочные слова и речевые клише.

    2

   2

     +

    +

4.

Как начать текст (зачин). О чем писать во вступлении. Оформление основной части. Что писать в заключении.


   1


    1


   2


     +


    +

5.

Редактирование написанного.

а). Первое чтение и правка – вычитка.

б). Второе чтение: правка – сокращение и заголовок.

в). Приемы исправления.



    1

   

    1

    1


   1

   

   1

   1


     +

     

     +

     +


    +

   

    +

    +





      +

6.

Распространенные ошибки в написании работ.

   1

    1

   2

     +

    +

7.

Написание рецензии на текст публиц., научн. и худож. стиля (по выбору учащихся).

   2

 

   2

     +

    +

      +

8.

Повторение и обобщение изученного.

    1

   1

    +

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.Б. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М., Айрис Пресс, 2007.
  2. Введенская Л.А, Пономарева А.М. Русский язык: Культура речи. Текст. Функциональные стили. Редактирование. – М., Ростов н/Дону,2003.
  3. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – М.,  Ростов н/Дону. Изд. Центр «Март», 2004.
  4. Галкина Т.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку в 11 классе и изложению в 9 классе. – Ростов-на-Дону Феникс, 2003.
  5. Гейдельберг Л.И. Микулинская М.Я. Проверяй себя сам. Пособие для учащихся. – М., 1969.
  6. Единый государственный экзамен. 2006. Русский язык. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся  / Рособрнадзор, ИСОП – М.,Интеллект – Центр, 2006.
  7. Ермакова Г.А. практикум по написанию рецензии на итоговом экзамене по русскому языку. – М., Аркти, 2004.
  8. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М., Русский язык. Медиа., 2004.
  9. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи 8-11 классы. – М., Аквариум, 1998,
  10. Педчак Е.П. Русский язык. Серия «Единый Госэкзамен». – Ростов н /Д: Феникс, 2003.
  11. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. – М., Наука, 1997.
  12. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. – М., Дрофа, 2000.
  13. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М., Дрофа, 2006.
  14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М., Оникс 21 век. Мир и образование, 2002.
  15. Розенталь Д.Э. Справочник. Правописание и литературная правка. – М., Книга, 1989.
  16. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., Айрис Пресс, 1998.
  17. Русова Н.Ю. Как стать грамотным. Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. – Нижний Новгород, ДЕКОМ, 1994.
  18. Русский язык. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004г. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.
  19. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки  и их предупреждение. – Волгоград, Учитель, 2002.
  20. Сидорова Т.Л. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
  21. Смирнова Л.Г.  Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. – М., Русское слово, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта...

Программа по русскому языку для учащихся 9 классов "Русская словесность".

Курс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.Цельданного курса заключается в том, чтобы повыси...

Программа по русскому языку для учащихся 11 классов "Русская словесность".

Программа курса рассчитана на учащихся одиннадцатых классов.Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для основной школы в рамках об...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...