Разработка урока по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

ГЕДРОВИЧ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

Данная разработка урока будет полезна учителям русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

1.Обучающая-познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

2. Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

3.Воспитывающая-  повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.

Оборудование: медиапрезентация,  дидактический материал, иллюстрации.

Ход занятия:

Слайд 1

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин.).

- Добрый день, ребята! Меня зовут Гедрович Татьяна Викторовна. Я работаю учителем русского языка и литературы в школе №2, где также обучаю своих пятиклассников, с которыми у меня сложились тёплые отношения. И я надеюсь, что и мы с вами подружимся. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами  активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(слайд 2)

Ребята, чтобы быть здоровым и сильным, надо заниматься спортом в любое время года. Скажите, пож-та, какие вы используете предметы для занятия спортом зимой? (коньки, лыжи…)Сейчас я прочитаю загадки ,  а вы должны отгадать, о каком предмете  идёт речь? А я посмотрю, как вы бережёте своё здоровье (дети отвечают)1 ученик работает у доски

1) Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы (санки) (1 ученик у доски)

2) Льдом покрылась гладь реки.

Встали дети на... (коньки)

3) Бегут по дорожке

 Доски да ножки (лыжи)

-Прочитайте, какие слова вы записали? ( санки, коньки, лыжи) (рис на магнит) А какой части речи данные слова? А что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные? А теперь поставьте  эти слова  в форму ед.ч.. Какие возникли трудности? Какой особенностью обладают эти существительные?( употр-ся только во мн.ч)Какие в основном окончания имеют сущ.мн.ч.?(и,ы,а)Выделить.

3.Постановка учебной задачи

– Может, кто-то уже догадался, о чем пойдет дальше речь? (в русском языке есть группа слов, которые имеют форму только множественного числа)

- Вы можете сказать мне, как звучит тема нашего урока? Давайте запишем её в тетрадь.

(слайд 3)

 Тема урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»  Что же мы должны сегодня сделать на уроке? ( научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа). Оценивать вас я буду с помощью снежинок.

-Дорогие ребята, конечно же, вы много читаете и много знаете. Подумайте, где в своей жизни вы наиболее часто используете  существительные, которые имеют форму только множественного числа . Приведите примеры(учащиеся называют примеры существительных)

Задание: обратите внимание на доску: давайте прочитаем предложения и назовём среди них сущ., которые употр-ся только во мн.ч(устно ,1 уч-к)

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом- большой выбор молочных продуктов:  кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты,  мармелад, пряники. Молодцы!

(слайд )

* Сегодня на уроке присутствует сказочный персонаж мистер Заумник, с которым знакомы мои пятиклассники. Я хочу, чтобы и вы с ним познакомились. Так вот, наш герой просит вас обратить внимание на правило: оказывается существительные, имеющие форму только множественного числа, могут иметь свои значения (обратите внимание на жёлтые карточки, где изображена таблица)

1.Названия составных и парных предметов (брюки, очки, весы)

2.Названия материалов или их отходов, вещества ( духи, опилки, сливки ,щи)

3.Названия промежутков времени (сутки, будни, каникулы)

4. Названия игр (жмурки, прятки)

5. Названия действий и состояний природы (выборы, сумерки ,заморозки)

6.Некоторые географические названия (Сочи, Горки,Карпаты)

Запомните, что у существительных, имеющих форму только множественного числа, не определяется род и тип склонения! 

Эти памятки я оставляю вам для закрепления материала,  можете вклеить её в тетрадочку.

5.Первичное закрепление ( Работа в парах)

-А сейчас, ребята, мистер Заумник предлагает вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется.  Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.

1столбик - существительные, имеющие форму только множественного числа

2 столбик - существительные, имеющие форму и единственного, и множественного числа.

Существительные, имеющие форму только мн. ч.

Существительные, имеющие форму

и ед. ч. и мн. ч.

Роща, жмурки, рука, сливки, урок, лимон, ножницы, очки, дрожжи, инструмент ,озеро, заморозки.

 (проверка по эталону, остальные пары оценивают друг друга,  меняясь листочками)

*Физминутка (1 мин.)

 - Ребята, мы с вами много работали и  устали. Давайте сейчас немного отдохнём.

«Снежки» (дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх , на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте «круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

6. Самостоятельная работа

-А сейчас, ребята мистер Заумник хотел бы проверить, насколько успешно вы усвоили материал. Он предлагает вам небольшую сам.раб.1 в., откройте учебники на стр.59, выполните упр.510. Задание: внимательно рассмотрите географическую карту, выпишите географические названия, которые имеют форму только мн.ч.; Составьте 1 предложение с любым из слов. 2в. Выпишите из орфографического словаря на с.151 -153 учебника существительные, имеющие форму только множественного числа. Составьте с любым из них предложение.

(проверка, чтение предложений)

*Домашнее задание (упр.511/509-на выбор)

7.Рефлексия деятельности (итог)

-Что нового мы узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какие значения могут иметь существительные, имеющие форму только множественного числа?

Молодцы! Давайте теперь поставим оценки (поднимите руку, кто сегодня получил поощрения(награды). Оценки!!!

-Дорогие ребята! Мне было очень приятно с вами работать! Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком (слайд ). Вы подарили мне тепло и радость. Мне тоже хотелось бы вам  оставить частичку своего тепла (дарю солнышко). Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов  Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы  Конспект учебного занятия Предмет: русский ...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...