Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Задачи урока:

1) образовательная: дать понятие о существительных, которые имеют форму только множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и решений; познакомить с традициями, связанными с началом марта;

3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ ЦО №114 Буракова Юлия Георгиевна.

 Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Задачи урока:

1) образовательная: дать понятие о существительных, которые имеют форму только множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и решений; познакомить с традициями, связанными с началом марта;

3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Оборудование: рисунки для беседы, доска, проектор, веточки сосны, березы, рабочие листы, карточки с загадками, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня нашим девизом будут слова:

Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».


- Самые активные ребята получат звездочки.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по замечательной сказочной стране «Имя существительное». На воротах в страну стоят стражники и пропустят нас только в том случае, если мы выполним следующее задание (прием «Верные и неверные утверждения»). На листочках запишите ответы: верно или неверно. (слайд 2-3)

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно) Приведите пример.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей? (неверно)
  3. Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. (верно)
  4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (неверно)
  5. Имена существительные изменяются по родам. (неверно)
  6. Имена существительные могут быть 1 и 2 склонения.(неверно)
  7. Имена существительные изменяются по падежам и числам.( верно)

- Поменяйтесь листочками, проверьте выполнение задания и оцените работу своего соседа по парте. В конце урока мы вновь вернемся к данному заданию и сделаем выводы.

- Послушайте стихи Бориса Леонидовича Пастернака (строчки записаны на доске с обозначением орфограмм, изученных ранее): (слайд 4)

Солнце греет до седьмого пота,
И бушу
ет, одурев, овраг,
Как у дюж
ей скотницы работа,
Дело у в
есны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В вет
очках бессильно синих жил.
Но дыми
тся жизнь в хлеву коровьем,
И зд
оровьем пышут зубья вил.

Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли зимобор, протальник, сухый, березозол (март) – с этого месяца начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне. Имя март дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса; к нам оно занесено из Византии. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое «пролетье». В украинском языке месяц носит название "березень". Украинская весна приходит раньше.

 2. Запись предложения под диктовку.

В старину на Руси месяц март называли «березозол».

Объясните орфограммы в данных словах:

«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар, суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-.

Беседа с классом

– Обратите внимание на слова: март и березозол – синонимы.

– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березозол.)

– Образуйте форму множественного числа от слова месяц. Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)

– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница).

– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.

 3. Анализ домашний (подписи под рисунками). (слайд 5)

– Ребята, к нам на урок пришел Витя Перестукин – герой из книги Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Жил был мальчик, ученик 4-го класса, Виктор Перестукин. У него был кот Кузя. Однажды Витя получил сразу 5 двоек. По его мнению незаслуженно. Последняя двойка была по теме круговорота воды в природе. Виктор на вопрос  учительницы  Зои Филипповны «Куда исчезает вода? А может быть, она все-таки не исчезает?» настоял на своем «исчезает». По мнению Виктора, он ответил совершенно верно, следовательно учительница к нему просто придралась. После каждой полученной двойки или единицы, которых у Вити было полно, папа сокрушался, что у его сына совсем нет характера. А мама не могла понять, в кого их сын такой ленивый и безответственный. А еще Витя был очень неаккуратным. Его стол был вечно завален всем подряд: от кусочков проволоки с гвоздями до школьных мятых тетрадок. Учебники Вити были изрисованными, грязными и рваными, тетради в кляксах. Витя очень хотел гулять. Но необходимость делать уроки его держала. Тогда он со злости схватил учебники и с ненавистью бросил их на пол. Раздался грохот. В комнате потемнело. Кот Кузя прижался с перепугу к Вите. Потом комната озарилась светом, и Витя увидел человечков в балахонах из мятой бумаги с кляксами. Они оказались его учебниками. Витя сказал, что ему знания не нужны и он как-нибудь проживет без них. Учебники решили, что Витю нужно немедленно спасать! Тогда География предложила отправить Виктора Перестукина в Страну Невыученных Уроков.

- А что с ним произошло дальше, вы можете узнать, если прочитаете книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

- Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился Витя с домашним заданием.  На первом рисунке вы видите дерево и книгу.

Правильно ли Витя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.

Запишите предложения в исправленном виде.

(На дереве листья. В книге листы.)

– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.

(В дневнике колы. В изгороди колья.)

– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.

(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья.)

– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?

(Да, потому что это зубья вил.)

– Как можно объяснить такие ошибки в работе Вити?

(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.) 

– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.

(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда.)

Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.

 4. Знакомство с темой урока.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

Задание. Отгадайте предложенные загадки. (слайд 6). 

1-й ряд:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

2-й ряд:

Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)

3-й ряд:

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?

(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)

- Какова тема сегодняшнего урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше. (слайд 7)

- Сформулируйте цель, используя слова: познакомиться...., учиться находить... и правильно использовать… (слайд 8)

- Итак, цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать. (слайд 9)

В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы. Запишем его.

 5. Стадия осмысления. Какие существительные употребляются только во множественном числе?

Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе. (слайд 10)

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Существительные, имеющие форму только множественного числа

Предметы для передвижения

Сани, салазки, лыжи, коньки, ролики, дрожки

Предметы для управления лошадьми

Вожжи, удила

Предметы для украшения

Бусы, блестки

Игры

Жмурки, прятки, шахматы, кегли, горелки, нарды

Одежда

Брюки, брючки, штаны, колготки, шорты, рейтузы, подтяжки,   доспехи, джинсы

Инструменты, орудия труда

Пяльцы, ножницы, клещи, грабли, плоскогубцы, щипцы, тиски

Отходы пищевые

Очистки, объедки, помои

Явления природы

Хлопья, сумерки, потемки, заморозки

Периоды времени

Сутки, каникулы, будни

Растения, лес

Джунгли, дебри, всходы

Вещества для письма

Чернила

Приборы

Счеты, весы, очки

Домострой

Ворота, перила, нары

Материал для труда

Обои, опилки

Географические названия

Карпаты, Сочи, Альпы, Мытищи

Действия людей

Именины, хлопоты, похороны, выкрутасы, крестины, проводы, проводины,  встречины,  козни, поминки, сплетни

Названия газет

«Известия»

Учреждения

Ясли

Обувь

Чувяки. Унты. Кеды. Катанки

– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)

– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих форму только множественного числа нельзя определить  род и склонение. (слайд 11)

 6. Лексико-орфоэпическая работа. Упр.509. Морфемный разбор слова заморозки. (слайд 12)

Физкультминутка. 1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте.

2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку. (слайд 13)

7. Работа по рядам по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим рядам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 

Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда Сириус которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)

Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).

- КАНИКУЛЫ…  Наверное,  нет  на  свете  школьника,  который  бы  не  любил  каникулы. Чем  вы  занимаетесь  на  каникулах?

- Послушайте синквейн о слове каникулы. А какие вы составили синквейны? (слайд 14)

- Молодцы, ребята.

8. Поисковая работа.

В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по толковому словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-й ряд выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-й ряд – в шкафу, 3-й ряд – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

Ответ:

На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.

В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.

В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

 10. Стадия рефлексии.

- Ребята, мы с вами начали составлять «Кластер» по теме «Имя существительное». Дополните его новыми сведениями.

- Еще раз вернемся к первому заданию. Назовите верные утверждения и исправьте неверные утверждения.

- Ребята, кто помнит цель нашего урока? (слайд 15)

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

- Как вы считаете, мы ее достигли?

- Что мы сделали, чтобы ее достичь?

- Что у вас получалось легко?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности? Как вы думаете, почему?

- Оцените свою работу на уроке.

- Почему вы себя так оценили? Я согласна с оценками, но посмотрю ваши рабочие листы, а за урок хочу отметить…

- Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите веселый смайлик. А если не поняли – грустный смайлик.    

11. Разноуровневое домашнее задание:

1-й уровень – обязательный минимум - по учебнику упр.507.

2-й уровень - по толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.

3-й уровень -  напишите  сочинение-миниатюру  «Каникулы – это  …»

12. Спасибо за работу на уроке!

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч. мечом (также перен.: приготовиться к битве).

Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).

Чары, чар.

1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч.

2. перен. Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви.

Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.

Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач. для помещения хора, оркестра]. На хорах.

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.

Узы, уз.

1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).

2. перен. То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.

Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках.

Торги, -ов.

1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.

2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.

Тe'фтели, -ей и (разг.) тефтe'ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.

Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.

Стансы, -ов, ед. станс, -а, м.

1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ

Тема: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Фамилия __________________________________________________________________

Задания для 1-ого ряда

1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:

Солнце греет до седьмого пота,
И бушу
ет, одурев, овраг,
Как у дюжей скотни
цы работа,
Дело у в
есны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В вето
чках бессильно синих жил.
Но дыми
тся жизнь в хлеву коровьем,
И зд
оровьем пышут зубья вил.

(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)

2. Загадка.

Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

3. Таблица.

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Существительные, имеющие форму только множественного числа

Предметы для передвижения

Сани, салазки, лыжи, коньки, ролики, дрожки

Предметы для управления лошадьми

Вожжи, удила

Предметы для украшения

Бусы, блестки

Игры

Жмурки, прятки, шахматы, кегли, горелки, нарды

Одежда

Брюки, брючки, штаны, колготки, шорты, рейтузы, подтяжки,   доспехи, джинсы

Инструменты, орудия труда

Пяльцы, ножницы, клещи, грабли, плоскогубцы, щипцы, тиски

Отходы пищевые

Очистки, объедки, помои

Явления природы

Хлопья, сумерки, потемки, заморозки

Периоды времени

Сутки, каникулы, будни

Растения, лес

Джунгли, дебри, всходы

Вещества для письма

Чернила

Приборы

Счеты, весы, очки

Домострой

Ворота, перила, нары

Материал для труда

Обои, опилки

Географические названия

Карпаты, Сочи, Альпы, Мытищи

Действия людей

Именины, хлопоты, похороны, выкрутасы, крестины, проводы, проводины,  встречины,  козни, поминки, сплетни

Названия газет

«Известия»

Учреждения

Ясли

Обувь

Чувяки. Унты. Кеды. Катанки

У таких существительных не определяются род и тип склонения.

4. Работа по рядам по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим ребятам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 

Карточка 1

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч…ной ткани шили брюки для м…ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п…стухов и зол…тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр…стов. Это… ___________

5. Поисковая работа.

Задание. Выпишите из списка слова, которые мы можем найти на кухне. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ

Тема: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Фамилия ___________________________________________________________________

Задания для 2-ого ряда

1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:

Солнце греет до седьмого пота,
И бушу
ет, одурев, овраг,
Как у дюжей скотни
цы работа,
Дело у в
есны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В вето
чках бессильно синих жил.
Но дыми
тся жизнь в хлеву коровьем,
И зд
оровьем пышут зубья вил.

(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)

2. Загадка.

Ходят весь век, а не зверь, не человек.

3. Таблица.

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Существительные, имеющие форму только множественного числа

Предметы для передвижения

Сани, салазки, лыжи, коньки, ролики, дрожки

Предметы для управления лошадьми

Вожжи, удила

Предметы для украшения

Бусы, блестки

Игры

Жмурки, прятки, шахматы, кегли, горелки, нарды

Одежда

Брюки, брючки, штаны, колготки, шорты, рейтузы, подтяжки,   доспехи, джинсы

Инструменты, орудия труда

Пяльцы, ножницы, клещи, грабли, плоскогубцы, щипцы, тиски

Отходы пищевые

Очистки, объедки, помои

Явления природы

Хлопья, сумерки, потемки, заморозки

Периоды времени

Сутки, каникулы, будни

Растения, лес

Джунгли, дебри, всходы

Вещества для письма

Чернила

Приборы

Счеты, весы, очки

Домострой

Ворота, перила, нары

Материал для труда

Обои, опилки

Географические названия

Карпаты, Сочи, Альпы, Мытищи

Действия людей

Именины, хлопоты, похороны, выкрутасы, крестины, проводы, проводины,  встречины,  козни, поминки, сплетни

Названия газет

«Известия»

Учреждения

Ясли

Обувь

Чувяки. Унты. Кеды. Катанки

У таких существительных не определяются род и тип склонения.

4. Работа по рядам по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим ребятам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес…но. В Древней Грец…и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец…я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н…сить с XV века. Это... _______

5. Поисковая работа.

Задание. Выпишите из списка слова, которые мы можем найти в шкафу. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ

Тема: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Фамилия ___________________________________________________________________

Задания для 3-ого ряда

1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:

Солнце греет до седьмого пота,
И бушу
ет, одурев, овраг,
Как у дюжей скотни
цы работа,
Дело у в
есны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В вето
чках бессильно синих жил.
Но дыми
тся жизнь в хлеву коровьем,
И зд
оровьем пышут зубья вил.

(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)

2. Загадка.

Какая водица только для письма годится?

3. Таблица.

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Существительные, имеющие форму только множественного числа

Предметы для передвижения

Сани, салазки, лыжи, коньки, ролики, дрожки

Предметы для управления лошадьми

Вожжи, удила

Предметы для украшения

Бусы, блестки

Игры

Жмурки, прятки, шахматы, кегли, горелки, нарды

Одежда

Брюки, брючки, штаны, колготки, шорты, рейтузы, подтяжки,   доспехи, джинсы

Инструменты, орудия труда

Пяльцы, ножницы, клещи, грабли, плоскогубцы, щипцы, тиски

Отходы пищевые

Очистки, объедки, помои

Явления природы

Хлопья, сумерки, потемки, заморозки

Периоды времени

Сутки, каникулы, будни

Растения, лес

Джунгли, дебри, всходы

Вещества для письма

Чернила

Приборы

Счеты, весы, очки

Домострой

Ворота, перила, нары

Материал для труда

Обои, опилки

Географические названия

Карпаты, Сочи, Альпы, Мытищи

Действия людей

Именины, хлопоты, похороны, выкрутасы, крестины, проводы, проводины,  встречины,  козни, поминки, сплетни

Названия газет

«Известия»

Учреждения

Ясли

Обувь

Чувяки. Унты. Кеды. Катанки

У таких существительных не определяются род и тип склонения.

4. Работа по рядам по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим ребятам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 

Карточка 3

На н…чном небе в созвездии Большого Пса есть зв…зда Сириус которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т…жело из(за) жары и люди о…дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______ .

5. Поисковая работа.

Задание. Выпишите из списка слова, которые мы можем найти в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка в 5 классе  по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...

Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"

Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...