Урок в 5 классе на тему: "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Ухливанова Лариса Петровна

Урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия новых знаний по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» ( 5 класс)

Цель урока: научить находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа в тексте, правильно применять их в тексте и определять форму.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Уметь: умение находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа в тексте, правильно применять их в тексте и определять форму.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, с достаточной полнотой выражать свое мнение, сопоставлять.

Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям.

                                                        Ход урока

1.Организационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Доброе утро, ребята! Посмотрите, какой сегодня солнечный день! Солнце щедро дарит нам свое тепло. Давайте и мы подарим друг другу улыбки.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.  (повторение изученной темы) 

1.- Дорогие ребята, давайте посмотрим, насколько правильно вы выполнили домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями. Проверяйте работу своего соседа по парте вслед за мной.

2.- Ребята, на листах, которые я вам сейчас раздам, нужно выполнить задание № 1.

Задание №1.

Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

   Женский род

   Мужской род

   Средний род

    Общий  род

           

(Слова для справок) м…локо,кофе,трудяга,село,ст…на,гор…д,хлеб,умница,вуаль,ж…ри,врач…,пальто, такси, жилище, шампунь,  неряха, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…,повидло, мозоль.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

1. Повторяя существительное, мы все время будем узнавать что-то новое. Например, все знают о том, что существительные имеют два числа… Но не будем торопиться.

-Взгляните на первый рисунок: на нем изображено одно яблоко. Значит, имя существительное яблоко имеет форму единственного числа. На втором рисунке яблоко не одно, их больше, и название получает форму множественного числа: яблоки.

-Посмотрите на рисунки третий и четвертый: они называются одинаково - «Ножницы», в то время как на третьем рисунке изображен один предмет, а на четвертом – много. Формально окончание - ы –у существительного ножницы должно показывать множественное число, но как видите, оно здесь «погоды не делает». Определить количество предметов, обозначаемых такими существительными, можно только с помощью контекста:

У меня есть одни ножницы. Разные ножницы, маленькие и большие, лежали на столике.

2.-Давайте попробуем определить тему и цель нашего урока. (Ребята пытаются определить тему урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»)

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Создание проблемной ситуации

1.-Поставьте данные слова в форму единственного числа

книги –

брюки –

цифры -

 грабли –

братья -

чернила –

-Какие у вас возникли трудности?

-Получается, что существительным типа ножницы, брюки, ворота, сани и т.д. свойственна форма только одного числа (множественного). Значит они не изменяются по числам.

-Итак, что мы с вами выяснили? (отвечают ученики) …что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.

2.-А сейчас будем отгадывать загадки. Ответами этих загадок являются существительные, которые имеют форму только множественного числа:

  1. Какая водица только для грамотного годится? (чернила)
  2. Ходит весь век, а не человек. (часы)
  3. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)

3.-А теперь попробуйте найти ошибки в следующих предложениях

Запишите в исправленном виде.

Рыбная консерва оказалась очень вкусной.

У тебя все руки вымазаны чернилом.

Качель на детской площадке совсем сломалось.

Чтобы не упасть, держитесь за перило.

-Давайте проверим.

Рыбные консервы оказались очень вкусными.

У тебя все руки вымазаны чернилами.

Качели на детской площадке совсем сломались.

Чтобы не упасть, держитесь за перила.

5.Первичное закрепление.

1.(рабочий лист)

-Ребята, давайте вернемся к вашим листочкам и выполним задание №2.

Задание №2.

а) Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют форму только множественного числа:

        вариант 1           вариант 2

1) чулки, ботинки        1) брюки, мотоциклы

2) животные, зоопарки        2) бусинки, булавки

3) компьютеры, бусы        3) учебники, саженцы

4) грабли, носилки        4) каникулы, качели

-Проверяем

б) Укажите существительные, у которого форма множественного числа образуется не так, как у остальных:

вариант 1        вариант 2

1) ребенок        1) брошюра

2) тетрадь        2) человек

3) квартал        3) лось

4) микрофон        4) компьютер

-Проверяем

2.-Вместо словосочетания вспомните и запишите синоним, выраженный существительным, употребляющимся только в форме множественного числа:

1.Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания

2.24 часа

3.Брюки из особой ткани

4.Земные глубины

5.Большой перерыв в школьных занятиях

6.Сооружение, на котором качаются ради забавы

-А теперь сравните ваши ответы с моими

3. А вы знаете, что существительные, имеющие форму только множественного числа, могут иметь свои значения (заполнение таблицы с помощью учителя)

Задание №3(на рабочем листе)

названия составных и парных предметов

названия материалов или их отходов,

вещества

названия промежутков времени

названия игр

названия действий и состояний природы

некоторые географичес-

кие

названия

И запомните: у существительных, имеющих форму только множественного числа, не определяется род и тип склонения!

  1. -А сейчас, ребята, я предлагает вам ответить на вопросы сказки, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется.  Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием.

Итак, начинаем (учитель читает сказку)

                                             Кто, кто в тереме живет?

Жили – были двенадцать имен существительных:

каникулы,пень,дуб,сани,поле,дерево,птица,часы,дрожжи,ваза,тетрадь,консервы.

Вот однажды шли они по лесу и оказались перед двумя теремами. Постучались в первый:

- Тук-тук, кто в тереме живет?

А им отвечают:

-Здесь живут существительные, изменяющиеся по числам.

Постучали во второй. Слышат:

- А здесь живут существительные, не изменяющиеся по числам.

Подумали, посоветовались имена существительные и разошлись по разным теремам. Как вы думаете, кто из них живет в первом, а кто во втором?

-Проверяем

6.Домашнее задание

7.Рефлексия (подведение итогов урока)

а) Рефлексия по вопросам

-Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

б) Самооценка: оценить то, как вы усвоили материал

-Я не допустил ни одной ошибки.

-Я ошибался 1-3 раза.

-Я ошибался более трех раз.

-Я не понял материал.

Выставление оценок за урок.

                                               ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ

Фамилия имя ученика______________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Задание №1.

Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

   Женский род

   Мужской род

   Средний род

    Общий  род

           

(Слова для справок) м…локо,кофе,трудяга,село,ст…на,гор…д,хлеб,умница,вуаль,ж…ри,врач…,пальто, такси, жилище, шампунь,  неряха, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…,повидло, мозоль.

Задание №2.

а) Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют форму только множественного числа:

        вариант 1           вариант 2

1) чулки, ботинки        1) брюки, мотоциклы

2) животные, зоопарки        2) бусинки, булавки

3) компьютеры, бусы        3) учебники, саженцы

4) грабли, носилки        4) каникулы, качели

Если ваш ответ совпадает с ответом учителя, то поставьте + ______

б) Укажите существительные, у которого форма множественного числа образуется не так, как у остальных:

вариант 1        вариант 2

1) ребенок        1) брошюра

2) тетрадь        2) человек

3) квартал        3) лось

4) микрофон        4) компьютер

Если ваш ответ совпадает с ответом учителя, то поставьте + ______

Задание №3.

названия составных и парных предметов

названия материалов или их отходов,

вещества

названия промежутков времени

названия игр

названия действий и состояний природы

некоторые географичес-

кие

названия

_____________________________________________________________________________

 Самооценка: оценить то, как вы усвоили материал

-Я не допустил ни одной ошибки.

-Я ошибался 1-3 раза.

-Я ошибался более трех раз.

-Я не понял материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка в 5 классе  по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...

Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"

Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...