Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Воронова Светлана Михайловна

Урок русского языка в 5 классе  по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2100" Бунеевых Р. Н. и Е. В., но может использоваться при работе по любому учебнику. Урок реализует принцип деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_kl._sushch._kotorye_imeyut_formu_tolko_mn._ch.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс:  5

Учебник: Русский язык 5 класс. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.

Тема: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Цели урока:

Формировать умения по предмету:

- умение  употреблять  категорию числа некоторых имен существительных;

- совершенствование навыков орфографического, синтаксического разбора и разбора слов по составу.

Формировать УУД:

- познавательные: сопоставлять и отбирать из различных источников необходимую информацию, делать логические выводы, развивать орфографические умения,

- регулятивные: принимать ответственное решение, умения правильно организовать свою деятельность, умения решать проблемы при решении творческих заданий;

- коммуникативные: умения общаться, взаимодействовать с людьми, умения выражать устно и письменно свои мысли, аргументировать ответы, принимать точку зрения другого человека, быть готовым изменить свою точку зрения, работать  в парах и в группе;

- оценочные:  толерантное отношение к иным решениям,  умение адекватно оценивать результат своей деятельности,

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран;

- плакат «Имя существительное»,

- рисунки  предметов,

- Школьный грамматико-орфографический словарь Б. Т. Панова,

- карточки с заданием для групповой работы,

- картинки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой на урок.

Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем остановить мгновение с помощью фотоаппарата? Увидеть то, что происходит на другой стороне земного шара? Мы можем заглянуть в глубь земли и океана, посчитать звезды на небе и многое другое.

*(слова сопровождаются фотографиями на экране)

Но все-таки среди всех самых удивительных и загадочных чудес есть одно, настолько простое, что мы даже порой не обращаем на него внимания. Это чудо – наш родной язык. Ведь даже не видя, эти предметы и явления, мы можем думать о них, представлять и называть их словом. И эту мысль нам подчеркивает известный вам писатель К. Г. Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Наш язык способен передать настроение, чувства, звуки, цвета и, конечно же, предметы окружающего нас мира. С волшебством языка мы соприкасаемся каждый день. И сегодня мы снова исследуем его особенности.

  1. Актуализация знаний.

- Прочитайте высказывание еще раз и назовите ключевые слова фразы. ( Дан во владение, язык)

- Какой частью речи являются слова владение, язык?

- Глядя на них, сделайте вывод, какую часть речи мы сегодня будем исследовать.

Давайте запишем на строчке для темы: Имя существительное, поставим запятую и пока остановимся. Что же нас там ждет? Узнаем позднее.  Для этого отправляемся вперед навстречу удивительным открытиям в стране имени существительного.

Ученице 5 класса, девочке Кате,  было дано задание написать все, что она знает о существительном.

* один ученик читает работу девочки, остальные слушают и решают, справилась ли девочка с заданием.      

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета; отвечает на вопросы кто?, что?; бывает собственное и несобственное; одушевленное и неодушевленное; имеет три склонения; изменяется по числам, родам и падежам; в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.

- Справилась ли девочка с заданием?

- Какие ошибки она допустила?

- Давайте подведем итог, что же мы знаем об имени существительном.

* по схеме на экране:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это…

                                                    - отвечает на вопросы…

                                                    - обозначает…

                                                    - постоянные признаки…

                                                    - непостоянные признаки…

                                                    - роль в предложении…

Докажем это на примере. Ученик записывает у доски предложение К. Г. Паустовского и определяет все признаки существительного.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи.  * Обозначить известные орфограммы, выделить основу, устно назвать все признаки слова воздух. *Самооценка.

  1. Постановка проблемы.

- Продолжим исследования. На экране картинки с изображением предметов: свечи, молотки, грабли, весы, ворота.

- Какой частью речи являются слова, называющие эти предметы?

- Запишем слова в столбик.

- Какие непостоянные признаки можем определить у этих существительных?

- Поработаем с категорией числа. Определите число у этих слов.

- Давайте поставим их в единственное число, поработав в парах. Посовещайтесь и запишите напротив получившиеся слова.

- Какие слова вы записали?  

- Какое у вас возникло затруднение? (у некоторых слов не смогли найти форму един. ч.)

  1. Формулирование проблемы.

 -  Сформулируйте проблему урока.

 -  Бывают ли имена существительные, у которых нет формы единственного числа?

  1. Поиск решения.

- Может  найти форму единственного числа  нам  поможет словарь? Словари у вас на столе. Например, найдите слово грабли. Есть ли у него нужная нам форма?

  1. Выражение  решения (формулирование результата поиска).

- И если раньше мы говорили, что все существительные изменяются по числам, то теперь какой вывод мы можем сделать?

- На основании этого вывода сформулируем тему урока полностью.

Правильно ли мы это сделали? Где мы это можем проверить? Прочитаем тему в учебнике на стр. 31 и запишем в тетрадь.

  1.  Применение знаний, развитие орфографических умений.

А) Выполнение упр. 388.

- Прочитайте слова. Что их объединяет?

* Работа в группах. Эти слова можно разделить на несколько смысловых групп. Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу, указанную  на ваших карточках, дополните вашу группу своими примерами.

  • Названия инструментов: ножницы, щипцы, тиски, (клещи, пассатижи)
  • Географические названия: Альпы, Карпаты, (Гималаи, Анды, Дубки, Нидерланды)
  • События: именины, каникулы, (проводы, крестины)
  • Названия веществ: сливки, духи, (чернила, макароны)
  • Одежда:  шорты, (брюки, панталоны, колготки)
  • Явления природы: потемки, (сумерки)

Проверка.

Б)  Выполнение упр. 390.

Учитель читает стихотворение. Какую еще тематическую группу существительных, имеющих только форму множественного числа, можно здесь обнаружить? Продолжите этот ряд: салки, прятки.

Составьте самостоятельно предложение с однородными членами про ребят нашего класса, в качестве однородных членов используйте существительные, имеющие форму только множественного числа. Составьте схему предложения.

* один ученик на доске, проверка, самооценка.

Например: В походе ребята нашего класса с удовольствием играли в салки, горелки и жмурки.  О, О и О.

  1. Самостоятельное применение знаний.

Распределительный диктант. Давайте поучимся отличать эти слова от обычных существительных. Запишите слова в два столбика:

Существительные, имеющие форму единственного и множественного числа

Алфавит, библиотека, ворота, инструменты, заморозки, хлопоты, вербы, опилки, погода, тефтели, весы, молоко.

 Какое слово не отнесено ни в одну из групп? Почему?

Выполнение разбора по составу слов: ворота, заморозки, опилки.

* ученик выполняет на доске, самооценка.

*** Дополнительное задание – упр. 389.

  1. Итог урока.

-Какая сегодня на уроке была проблема?

- Как мы ее решали?  Что мы  исследовали на уроке?

- А что нового про имена существительные узнали?

- Выделите ключевые слова темы. ( Имя существительное, число, только множественное).

- На следующем уроке мы продолжим исследовать существительное и его категории. А что для вас самым интересным было сегодня?

Рефлексия: кружочки разных цветов.

Зеленый – урок прошел удачно, я доволен собой.

Желтый – мне было трудно, но я справлялся с заданиями и вполне доволен собой.

Красный – мне было очень трудно, мне нужна помощь.

Домашнее задание: упр. 391 стр. 33.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета;

отвечает на вопросы кто?, что?;

бывает собственное и несобственное;

 одушевленное и неодушевленное;

имеет три склонения;

 изменяется по числам, родам и падежам;

в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.

* Работа в группах.

 Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу -      названия инструментов,

дополните вашу группу своими примерами.

* Работа в группах.

 Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу -      явления природы, 

дополните вашу группу своими примерами.

* Работа в группах.

 Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу -      географические названия, 

дополните вашу группу своими примерами.

* Работа в группах.

 Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу -      события, 

дополните вашу группу своими примерами.

* Работа в группах.

 Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу -      названия веществ, 

дополните вашу группу своими примерами.

* Работа в группах.

Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу -      одежда, 

дополните вашу группу своими примерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...

Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"

Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...