Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Булатова Надежда Евгеньевна

Конспект урока русского языка в 5 классе составлен по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл im._sushchestvitelnye_tolko_mn.chisla.docx91.13 КБ

Предварительный просмотр:

Данные об учителе: Булатова Н.Е., учитель первой квалификационной категории

Предмет: русский язык             Класс:         5       Учебник (УМК): М. Т. Баранова,  Т. А. Ладыженская,  Л. А. Тростенцова

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»  Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, энциклопедия «Удмуртская республика», синий сундучок, в который складывается раздаточный материал

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

1. Обучающиеся эффективно и продуктивно работают индивидуально, в парах и в группах, неплохо могут формулировать цель урока, делать выводы.

2. Обучающиеся обладают средним уровнем познавательных и коммуникативных действий.

Цели урока как деятельность ученика:

 - развитие речи учащихся, умения распределять существительные только мн.ч. по группам, умения работать с разными видами источников (учебник, карта, раздаточный материал);

- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;

- воспитание  уважительного отношения к родине, аккуратного ведения тетради.

 Вид планируемых учебных действий

УУД

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

развитие у учащихся умения распознавать имена  существительные только мн. числа; определять число имён существительных.

понимание и воспроизведение

Регулятивные

формулирование цели деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке.

самостоятельное действие учащихся на основе алгоритма действий

Познавательные

совершенствование умений при объяснении языковых явлений, выявленных в ходе поиска новых сведений о категориях им.сущ. только мн.ч.

осмысление информации  

Коммуникативные

умение слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

самостоятельные и совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи

Личностные

осознание языка как основного средства человеческого общения; развитие самостоятельности и дисциплинированности

самостоятельное действие учащихся


Ход урока.

  1. Мотивационно-целевой этап.

- Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне, возьмитесь за руки и образуйте круг.

- На что похож наш круг (учащиеся высказывают предположения)

- Похож ли круг на солнце?

- Наши руки будут лучиками. Для чего они нужны? (учащиеся высказывают предположения)

- Так пусть сегодня урок пройдёт тепло, светло и принесёт радость общения.

- Присаживайтесь, откройте тетради, запишите число, классная работа

- Вы, наверно, обратили внимание, что я сегодня на урок принесла синий сундучок, который поможет нам раскрыть тайну. Хотите знать какую? Вот первая тайна (достаю жетончики в форме 8) Почему в форме восьмёрки? Да, правильно, потому что завтра 8 марта - светлый праздник весны. Сегодня за выполнение каждого задания будете получать жетоны либо розового цвета (если ответят без ошибок), либо белого цвета (если ответят удовлетворительно). В конце урока подсчитаете, и каких жетонов у вас будет больше, то такую оценку и получите.

 Достаю из сундучка предметы: ножницы, очки, карандаши. Что общего у этих слов с точки зрения русского языка? ( им. существительные)

- Что такое им. существительное? (дают определение)

- Какое из этих слов можно исключить? Почему? (карандаш, так как есть форма ед.ч. и мн.ч.)

Создание проблемной ситуации – Попробуйте, поставьте слова «ножницы» и «очки» в форму мн. ч. (отвечают, что эти существительные нельзя поставить в форму ед.ч.) отсюда вытекает тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только мн. числа)

- чему вы хотите научиться? Что хотите узнать?

2. Ориентировочный этап.  

Как вы думаете, что поможет нам изучить новую тему? (Учебник, учитель..)

- Да, конечно же, учебник, помогу я, вы друг другу, если понадобиться помощь вашему товарищу, вы же не откажете?

3. Поисково-исследовательский этап.

Достаю из сундучка следующую тайну – карточки, на которых написаны группы имен существительных (Приложение1) (читают)

- Что нового вы узнали?

4. Практический этап.

1). Из сундучка достаю следующую тайну «Загадки»

- Отгадайте загадки, запишите в тетради существительные только мн.ч. (Приложение 2)

(обмениваются тетрадями и проверяем) Раздаю жетоны

 Дополнительное задание: определите склонение и род этих существительных.

Вывод: склонение и род не определяются (записывают в карточку, потом приклеят в словарь или в тетрадь правил) даю жетоны

2) Из сундучка достаю следующую тайну «Учебник» Выполняем упражнение 511. Предлагаю выбрать цифру от1 до3, именно под такой цифрой выполняют задание у доски. Дополнительное задание: выделить окончания (проверяем, даю жетоны)

Вывод: существительные только мн.ч имеют окончания -и, -ы, а в словах чернила, ворота - окончание –а, следует запомнить

3) Следующая тайна «Энциклопедия»

-  Знаете, как называется наша республика? Вот энциклопедия «Удмуртская Республика», прочитав которую вы можете узнать интересные факты из истории нашей республики, познакомиться с народами разных национальностей, которые проживают на территории Удмуртии. Мы проживаем в каком районе? (Называют) Предлагаю карту с изображением территории Красногорского района. Задание: самостоятельно найдите и запишите в тетради  им.существительные только мн. ч.. Проверяем, раздаю жетоны.

Дополнительное задание: определите число слова Бараны. Составьте предложение.

Вывод: Наша деревня входит в число тех собственных имен, которые являются им.существительными только мн.ч.

5. Рефлексия.

- Запишите домашнее задание: упр. 511 или написать мини-сочинение о родной деревне,  используя существительные мн. Числа, выучить  правило из словаря.

- Что нового вы узнали?

-  Оцените свою работу на уроке? (Приложение3). Посчитайте  жетоны и поставьте оценку за урок.

Вы  заметили, какой маленький сундучок, а сколько тайн нам сегодня раскрыл. Все хорошо поработали. Молодцы!

Приложение1

Данные существительные  условно можно  разделить на несколько категорий:

  • Категория парных предметов: ножницы, сани, очки, брюки, колготки
  • Категория временных представлений: каникулы, сутки, будни
  • Категория какой - либо неопределенной массы вещества: сливки, дрожжи, духи
  • Категория неопределенных действий или игр: шахматы, прятки, посиделки, городки, нарды, шашки
  • Категория имен собственных в их первоначальном значении: Карпаты, Альпы, Ессентуки,Анды,Жигули

Приложение 2

  1. Зубасты, а не  кусаются.                                       (Грабли.)
  2. Без ног, а ходят, без рук,  а указывают.                (Часы.)
  3. Какая водица только для письма годится?                        (Чернила.)
  4. Дождались поры  и помчались с горы.    (Сани, санки)
  5. Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся ( Очки)
  6. Хозяин лесной  просыпается весной. (Медведь)
  7. Кто с высоких тёмных сосен, в ребятишек шишку бросил? (Белка)
  8. Хвост пушистый, мех золотистый, (Лиса)

Приложение 3

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка в 5 классе  по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...

Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"

Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...