Урок русского языка "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Улитина Елена Владимировна

Урок русского яыка по теме "Причастие как частья речи" с презентацией (1-й урок в теме)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причастие как часть речи (6 класс, 1-й урок).

Цели урока:

Образовательные:

  1. Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи.
  2. Формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия.
  3. Формировать умение различать причастие и прилагательное.
  4. Формировать умение опознавания причастий в предложении.

Развивающие:

  1. Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.
  2. Определение роли причастий в художественном тексте.
  3. Развитие навыков анализа художественного текста.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативных навыков обучающихся в групповой работе.
  2. Воспитание чувства прекрасного.

Задачи урока:

  1. Повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку.
  2. Содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.

Оснащение урока:

  1. Компьютер с мультимедийным проектором.
  2. Мультимедийная презентация урока.
  3. Репродукции картин (видео).
  4. Фонограмма с записью пьесы П.И.Чайковского "Вальс снежных хлопьев".
  5. Тетради-справочники (ОК).

Эпиграфы:

Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И.Даль

Ход урока:

Организационный момент 1-2 мин.

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло нам новые открытия.

Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму. 

Загадка:

Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу -
На те ж вопросы я: отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я:
ПРИЧАСТИЕ
Объявление темы и целей урока

Итак, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему нашего урока – ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.                Слайд № 1

Я хочу обратить Ваше внимание на эпиграфы, которые были подобраны к сегодняшнему уроку.                                Слайд № 2

Слово учителя:

Обратимся к теоретическому материалу нашего учебника – стр. 54-57 (читаем и беседуем, т.к. класс слабый).

  1. Какие особые формы глагола Вам известны? (деепричастие и причастие)
  2. От какой части речи образуется? (от глагола)
  3. Под какую часть речи «маскируется»? (под прилагательное)
  4. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (прилагательного и глагола)
  5. Какие морфологические признаки глагола характеризуют причастие? (Признак предмета по действию, управление другими частями речи, т.е. согласуется с сущ.; вид; время; возвратность)
  6. Как изменяются причастия? (по родам, числам и падежам как прилагательное)

Слово учителя:

- А вы знаете, ребята, что учёные до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная часть речи причастие или нет.

Давайте познакомимся с высказываниями различных учёных. 

Обращение к высказываниям                         Слайд № 3

Слово учителя:

- Есть и иные точки зрения.

Чтобы разрешить наши сомнения, предлагаю вам выполнить несколько заданий и исследовать свойства причастия.                        Слайд № 4

Лингвистическая разминка

Спишите указанные словосочетания. Среди них отметьте причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль

Составьте 1-2 предложения (по желанию)

а) выглянувший солнечный луч;

б) серебристые сверкающие снежинки;

в) холодное бушующее море;

г) освещённая уютная комната.

Замените следующие словосочетания причастиями                Слайд № 5

а) небо, которое светлеет - ?                        Слайд № 6

б) голос, который звенит - ?

в) задача, которую решили - ?                        Проверка                 Слайд № 7

Слово учителя:

- Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение

- Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?        Слайд № 8

- Имеет ли причастие собственные признаки?

- Постоянный или переменный признак обозначает причастие?

- Есть ли у причастия какие-либо опознавательные элементы? (суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -вш-/-ш-)                        Слайд № 9

Слово учителя: (Обобщающий вывод)

- Причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного.

- Принимая версии разных учёных и авторов учебников, мы можем называть причастие особой формой глагола и в то же время отдавать ему право на самостоятельность, поскольку причастия в нашей речи играют очень важную роль.

Игровая пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.

- А теперь закрепим наши навыки и выполним диагностический тест.

Закрепление изученного

I. Отметить причастие в каждом столбике:   

1.Читающий

2.Читать

3.Читательский

4.Читая

1.Писать

2.Письменный

3.Написанный

4.Напиши

1.Красноватый

2.Краснеющий

3.Краснеть

4.Красный

Ответ: 1,3,2                Слайд № 18

II. Найти соответствие

Белел                                  а) глагол;

Белеющий                         б) прилагательное;

Белизна                         в) существительное;

Беленький                          г) причастие

Ответ: 1 а,2 г, 3 в, 4 б                Слайд № 19

III. Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями

  1. Медленный, рассыпанный, желтеющий
  2. Озарённый, читающий, очаровавший
  3. Волшебный, чарующий, прекрасный

Ответ: 2                Слайд № 20

IV. Выбери предложения с причастиями

  1. Блестевший на солнце снег слепил глаза.
  2. Снеговые вершины холодно блестели.
  3. Волшебные звуки мелодии очаровывали.
  4. Сверкающий иней слепил глаза.

Ответ: 1,4                Слайд № 21

Критерии оценок № 22

- Итак, сегодня мы учились различать причастия и прилагательные в тестовых заданиях, в словосочетаниях и предложениях.

В заключение урока выполним наиболее трудную и очень важную работу - анализ текста

Анализ текста (Слайд № 24) (Текст на экране и у каждого ученика на парте) 

Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?

Если у него чуткая душа, - очень многое.

Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок:

Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.

Чарующая красота мира!

Чарующие звуки природы!

Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

Творческая работа (Сочинение по тексту)

Определённая группа ребят выполняют индивидуальные задания более лёгкой направленности

(Обчающиеся должны определить позицию автора, выразить собственную позицию, подтверждая аргументами.

Эмоционально настроиться на работу помогают репродукции картин известных живописцев и прекрасная мелодия П.И.Чайковского "Вальс снежных хлопьев")

Чтение сочинений.

Подведение итогов.

- Какова роль причастий в художественной речи?

Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить.

Домашнее задание.

Написать миниатюру, используя причастия, -

"На свете чудеса рассеяны повсюду".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи....

Конспект урока на тему «Повторение частей речи в русском языке и их форм».

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....