«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»
статья по русскому языку по теме
В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходимые для освоения нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»
Вопросы преемственности между начальной и основной школой всегда стоят остро и очень беспокоят как учителей начальной школы, так и основной.
Часто можно слышать от учителей основной школы, что начальная школа чему-то детей «не научила». На мой взгляд, это происходит оттого, что нет согласованных действий между нами.
В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходимые для освоения нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой.
Несмотря на то, что мы работаем по разным программам, компонент стандарта образования присутствует в каждой из них. Чтобы достичь этого стандарта, мы должны учитывать
- уровень личностно-психологической зрелости,
- уровень способностей и мотивации к обучению,
- требования к формированию ключевых компетентностей.
Предмет русского языка ориентирует нас на выполнение программы через:
- овладение грамотой, т.е. навыками и умениями чтения и письма;
- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- овладение различными видами устной и письменной речи;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- овладение умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте;
- раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка, его социолингвистического характера;
- формирование общелингвистической компетенции;
- формирование языкового чутья или интуиции.
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. Эта задача успешно решается в программе по русскому языку под редакцией С.И. Львовой.
Те приемы и методы, которые используем мы на уроках русского языка в основной школе, применяют и учителя начальной школы в 4 классе, а иногда и раньше, чтобы достичь максимально возможной качественной подготовки детей к обучению в 5 классе.
Особенностью УМК под редакцией С.И. Львовой является использование таких форм и способов работы, как:
- Работа со словарями, таблицами, алгоритмами, эпиграфами;
- Использование тестовых заданий во время контрольных, проверочных и самостоятельных работ;
- Обязательная комплексная работа с текстом;
- Изучение этимологии и семантики слов;
- Устное высказывание;
- Сочинения-миниатюры;
- Орфографический минимум;
- Организация межпредметных связей (русский язык на других уроках);
- Использование форм речевого этикета, культуры речи;
- Конкурс художников;
- Работа с рисунками, фотографиями, иллюстрациями, репродукциями;
- Выполнение упражнений на выбор;
- Терминологические диктанты.
Многие из названных видов работы на уроке успешно применяются и на уроках в начальной школе, но наша общая задача – называть эти виды работы одинаково, тогда учащимся в 5 классе легче их принять.
Принципы работы мы также попытались сфокусировать и использовать их систематически, чтобы дети уже в 4 классе могли их легко воспринимать. К таким принципам можно отнести следующие:
- Подача новых сведений дается в форме проблемных вопросов, таблиц и схем (квазиисследовательская деятельность);
- Деятельностно-системный подход;
- Использование ИКТ;
- Участие в научно-практической конференции с исследовательскими проектами;
- Психологическая установка на долгосрочное запоминание и усвоение;
- Положительная мотивация к изучению основных разделов лингвистики и речевой деятельности (высказывания на лингвистические темы, тезисные планы, сочинения-рассуждения на лингвистические темы).
- Работа с электронными учебниками и другими электронными образовательными ресурсами.
Учителя начальной и основной школы обмениваются методическими приемами, работающими на развитие универсальных учебных действий. Самыми интересными из них, на мой взгляд, являются:
- Выразительное чтение текста, обозначение интонации, выделение ключевых слов;
- Формулировка вопросов к теме;
- Рецензия на ответ;
- Работа в группах, парах (учу друга);
- Взаимопроверка;
- Самооценка на шкале, рефлексия на листочках;
- Письмо с пропуском;
- Орфограммы в творческих работах (в мини-сочинениях);
- Обогащение словарного запаса (морфологические, лексические средства);
- Письмо по памяти + комплексный анализ текста (стихотворение).
К концу начального обучения мы стремимся сформировать учебно-познавательную деятельность ребенка, которая, в свою очередь, способствует развитию личности через организацию рефлексии. Овладение учебным материалом способствует накоплению знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира. Огромная роль при этом отводится русскому языку, при изучении которого совершенствуются коммуникативные, интеллектуальные, информационные умения и формируются необходимые ключевые компетенции.
Слаженная совместная работа учителей нашей школы позволяет детям преодолеть рубеж между начальной и основной школой спокойно и уверенно и делает их пребывание в 5 классе комфортным и успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин
О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы связано прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...
Программа и планирование по русскому языку под редакцией С.И.Львовой
Программа и планирование к учебнику 5 класса под редакцией С.И.Львовой. В календарно-тематическом планировании указаны цели и задачи урока, употребление языковых единиц в речи,применение полученных зн...
Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.
Педагоги,психологи,ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешно адаптации учащихся при переходе от одной ступени обра...
Преемственность между начальной и основной школами при введении ФГОС.
Ведущие принципы ФГОС - преемственность и развитие, которые реализуются в требованиях к результатам освоению.я основных образовательных программ. Преемственность на этапе начальная школа -...
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....
План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием
Вступление на педагогическом совете...
Пакет документов по преемственности между начальным и основным уровнем образования
Пакет документов по преемственности был создан с целью систематизации работы в данном направлении. он включает в себя Дорожную карту по преемственности, советы психолога, планируемые результаты освоен...