«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»
статья по русскому языку по теме

В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходимые для освоения нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Вопросы преемственности между начальной и основной школой  при освоении нового  учебно-методического комплекса  по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»

        Вопросы преемственности  между начальной  и основной школой всегда стоят остро и очень беспокоят  как учителей начальной школы, так и основной.  

       Часто можно слышать от учителей  основной школы, что начальная школа   чему-то детей «не научила». На мой взгляд,  это происходит оттого, что нет согласованных действий между  нами.

       В  нашей школе  сложилась определенная система  по подготовке детей 4 классов к  переходу в 5, предусматривающая  разработанные единые требования к учащимся и  использование форм и методов работы, необходимые для освоения нового  учебно-методического комплекса  по русскому языку под редакцией С.И.Львовой.

      Несмотря на то, что мы работаем по разным программам,   компонент стандарта образования  присутствует в каждой из них.   Чтобы достичь этого стандарта, мы должны учитывать

- уровень личностно-психологической зрелости,

- уровень способностей  и мотивации к обучению,

- требования к  формированию ключевых компетентностей.

     Предмет русского языка ориентирует нас на выполнение программы  через:

- овладение грамотой, т.е. навыками и  умениями чтения и письма;

- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

- овладение различными видами устной и письменной речи;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- овладение умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте;

- раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка, его социолингвистического характера;

- формирование общелингвистической  компетенции;

- формирование языкового чутья или интуиции.

     Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности  школьника.   Эта задача успешно решается в  программе  по русскому языку под редакцией С.И. Львовой.

    Те приемы и методы, которые используем мы на уроках  русского языка в основной школе, применяют и учителя начальной школы в 4 классе, а иногда и раньше, чтобы достичь максимально возможной качественной подготовки детей к обучению в 5 классе.

   Особенностью   УМК под редакцией С.И. Львовой является использование  таких форм  и способов работы, как:

  1. Работа со словарями, таблицами, алгоритмами, эпиграфами;
  2.  Использование тестовых заданий во время контрольных, проверочных и самостоятельных работ;
  3. Обязательная комплексная работа с текстом;
  4. Изучение этимологии и семантики слов;
  5. Устное высказывание;
  6. Сочинения-миниатюры;
  7. Орфографический минимум;
  8. Организация межпредметных связей (русский язык на других уроках);
  9. Использование форм речевого этикета, культуры речи;
  10. Конкурс художников;
  11. Работа с рисунками, фотографиями,  иллюстрациями, репродукциями;
  1. Выполнение упражнений на выбор;
  2. Терминологические диктанты.

       Многие из названных видов работы на уроке  успешно применяются и на уроках в начальной школе, но наша общая задача – называть эти виды работы одинаково, тогда учащимся в 5 классе легче их принять.

       Принципы работы мы также попытались сфокусировать и использовать их систематически, чтобы дети уже в 4 классе   могли их легко воспринимать. К таким принципам можно отнести следующие:

  1. Подача новых сведений дается в форме проблемных вопросов, таблиц и схем (квазиисследовательская деятельность);
  2. Деятельностно-системный подход;
  3. Использование ИКТ;
  4. Участие в научно-практической конференции с исследовательскими проектами;
  5. Психологическая установка на долгосрочное запоминание и усвоение;
  6. Положительная мотивация к изучению основных разделов лингвистики и речевой деятельности (высказывания на лингвистические темы, тезисные планы, сочинения-рассуждения на лингвистические темы).
  1. Работа с электронными  учебниками  и  другими электронными образовательными ресурсами.

        Учителя начальной и основной  школы обмениваются методическими  приемами,  работающими  на развитие   универсальных учебных действий. Самыми интересными из них, на мой взгляд, являются:    

  1. Выразительное чтение текста,   обозначение интонации, выделение ключевых слов;
  2. Формулировка вопросов к теме;
  3. Рецензия на ответ;
  4. Работа в группах, парах (учу друга);
  5. Взаимопроверка;
  6. Самооценка на шкале, рефлексия на листочках;
  7. Письмо с пропуском;
  8. Орфограммы в творческих работах (в мини-сочинениях);
  9. Обогащение словарного запаса (морфологические, лексические средства);
  10. Письмо по памяти + комплексный анализ текста (стихотворение).

      К концу начального обучения мы стремимся сформировать учебно-познавательную деятельность  ребенка, которая, в свою очередь, способствует развитию личности  через организацию рефлексии. Овладение  учебным материалом  способствует накоплению знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира.  Огромная роль при этом отводится русскому языку, при изучении которого совершенствуются коммуникативные, интеллектуальные, информационные умения и формируются необходимые ключевые компетенции.

    Слаженная совместная работа учителей нашей школы позволяет детям преодолеть рубеж между начальной и основной школой  спокойно и уверенно  и  делает их пребывание в  5 классе комфортным и успешным.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин

О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы  связано   прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...

Программа и планирование по русскому языку под редакцией С.И.Львовой

Программа и планирование к учебнику 5 класса под редакцией С.И.Львовой. В календарно-тематическом планировании указаны цели и задачи урока, употребление языковых единиц в речи,применение полученных зн...

Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.

Педагоги,психологи,ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешно адаптации учащихся при переходе от одной ступени обра...

Преемственность между начальной и основной школами при введении ФГОС.

Ведущие принципы ФГОС - преемственность и развитие, которые реализуются в требованиях к результатам  освоению.я основных образовательных программ.  Преемственность на этапе начальная школа -...

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

Пакет документов по преемственности между начальным и основным уровнем образования

Пакет документов по преемственности был создан с целью систематизации работы в данном направлении. он включает в себя Дорожную карту по преемственности, советы психолога, планируемые результаты освоен...