Программа и планирование по русскому языку под редакцией С.И.Львовой
календарно-тематическое планирование (русский язык, 5 класс) по теме

Программа и планирование к учебнику 5 класса под редакцией С.И.Львовой. В календарно-тематическом планировании указаны цели и задачи урока, употребление языковых единиц в речи,применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 440

ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Согласовано»

Руководитель МО

Емельянова Е.А..

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 Лаврушко О.А.

«__»________________200___г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ  №440

Егорченков М.А.

Приказ № ___ от

 «__»__________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

5 класс

2013-2014 учебный год

Составитель : Емельянова Е.А.

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

                                                                                                                Москва 2013

                                                                                 Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования , программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 4 частях (5 часть –справочный материал): учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.. Программа рассчитана на 204часа(6 часов в неделю)

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

            Главной особенностью программы является  ее направленность на:

  • достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
  • осмысления его основных закономерностей
  • усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
  • развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
  • навыков самостоятельной учебной деятельности
  • самообразования, речевого самосовершенствования
  • успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
  • способностью осознанно воспринимать  и понимать звучащую речь и печатное слово
  • грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения

          Курс отличается:

  • ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
  • усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
  • вниманием  к вопросам  истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии

         Программа реализует:

  • идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
  • идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
  • культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

     Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие  ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной  форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

     Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Курс русского языка для V класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Учебник

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5класс. Часть 1-4: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина

Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

в 5 классе по программе Львовой С.И.

на 2013 – 2014 учебный год

№ п/п

Название разделов, тем уроков

Кол-во часов

Цели и задачи

Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности

Формы контроля

Дата

I

   1.

Лингвистика – наука о языке  

Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики.

речевое   общение,   речь   монологическая    и   диалогическая

2 ч.

1

Познакомить учащихся с разделами лингвистики, дать определение понятия.

Формирование положительной мотивации к изучению основных разделов лингвистики и

2.

Основные единицы языка и речи.

исследование несложных практических ситуаций

1

Систематизировать знания  по теме

Формирование положительной мотивации к освоению различных видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения

II

3.

Введение в лингвистику

(вводный курс) – 94 ч

Фонетика

Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь. Фонетика как раздел лингвистики.

использование для решения  познавательных и коммуникативных задач различные источники информации

 4 ч.

1

Обобщить имеющиеся знания по теме

Фонетический разбор слова. Звуковой анализ слова.

Словарный диктант

4

Звук – основная единица фонетики. Звукопись как выразительное средство устной речи. Словесное и логическое ударение.

исследование несложных практических ситуаций

1

Дать понятие фонемы.

Использование звукописи в художественной речи. Наблюдение за использованием словесного ударения. Осмысление роли логического ударения.

5-6

Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации. Смыслоразличительная роль звука в слове.

речевое   общение,   речь   монологическая    и   диалогическая.    

2

Познакомить с фонетической транскрипцией как специальным способом  записи звучащей речи. Обобщить имеющиеся сведения о звуках речи

Использование элементов транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова

7

Орфоэпия

Орфоэпия как раздел лингвистики.

 Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний.

 владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

3ч.+2

1

Дать определение орфоэпии как раздела лингвистики. Познакомить с произношением безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний (чт, чн, сш, зш, сч,зщ, зж,тс, дс  и др.)

Владение основными правилами произношения ударных и безударных гласных в современном русском литературном языке, правилами произношения некоторых согласных и сочетаний согласных

8-9

Р.Р.Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь».

 владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

2

Учить писать сочинение по картине согласно имеющемуся плану

Написание сочинения по картине

Сочинение

10

Повторение и обобщение по разделам "Орфоэпия" и "Фонетика". Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Познакомить с  понятием оглушения и озвончения

Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов, требующих орфоэпического комментария.

11

Произношение мягкого или твердого согласного перед  буквой е в иноязычных словах.

Правильное произношение некоторых групп

согласных. Орфоэпический словарь.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

1

Учить работать с орфоэпическим словарем.

Орфоэпический разбор слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

12

Графика

Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Показать роль графики как одного из разделов  лингвистики, изучающих письменную речь

Осознание роли отчетливого и красивого письма для точного понимания написанного и быстрого схватывания информации

13

Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Учить работать с алфавитом

Правильное произношение букв русского алфавита. Использование алфавита в практической деятельности.

14

Звуки и буквы.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Систематизировать имеющиеся знания по теме

Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разборов

15

Обозначение звуков с помощью букв  е , е, ю,  я.

умение разделять процессы на этапы, звенья

1

Учить производить сопоставительный анализ звуков и букв

Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разборов

16

Роль букв  ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

1

Показать роль ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы.

Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разборов

17

Контрольная работа №1 . Диктант с языковым анализом и его анализ.

самостоятельная организация учебной деятельности.

1

Проверить сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и коррекция знаний и умений

18

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками 

самостоятельная организация учебной деятельности.

1

Откорректировать сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и коррекция знаний и умений

19

Мофемика  

Морфемика как раздел  лингвистики. Морфема - значимая часть слова. Отличия  морфемы от звука  (буквы)  и слога.  

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

6 ч

1

Показать отличие морфемы от звука  (буквы)  и слога.  

Работа со статьей учебника

20

Словарь значения морфем. Корень, приставка, суффикс, окончание – морфемы, передающие информацию о слове.

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Познакомить со словарем значения морфем

Сопоставительны анализ слов, имеющих корни-омонимы. Работа с учебным словарем значения морфем. Наблюдение за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи.

21

Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи.

использование для решения познавательных задач различные источники информации

1

Познакомить со схемой морфемного построения слов

Характеристика языковых признаков слов на основе анализа морфемной модели

22-23

Чередование гласных и согласных в морфемах; типы чередований.

использование для решения познавательных задач различные источники информации

2

Познакомить с особенностями правописания морфем с чередующимися гласными и согласными.

Особенности правописания морфем с чередующимися гласными и согласными.

24

Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство

1

Дать понятие этимологии, познакомить с этимологическим словарем.

Работа с учебным этимологическом словарем с целью определения зависимости написания слова от его происхождения

25

Лексикология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи.

использование для решения познавательных задач различные источники информации

5ч+1

1

Дать понятие лексикологии

Осознание одного из главных требований к речи – точность употребления слова в соответствии с его лексическим значением

26

Лексическое значение слова.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Учить опреде5лять лексическое значение слова

Осознание одного из главных требований к речи – точность употребления слова в соответствии с его лексическим значением

27

Основные способы объяснения лексического значения. Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство, использование для решения познавательных задач различные источники информации

1

Учить объяснять лексическое значение слова разными способами, работать с толковым словарем

Объяснение лексического значение слова разными способами: описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.  Работа    с толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова

28

Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статьей. Тематические группы слов.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

1

Учить работать со словарями синонимов и антонимов, дать понятие тематических групп

Работа со словарями синонимов и антонимов для обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли. Распределение слов на тематические группы

29

Слова,  обозначающие родовые и видовые понятия.

самостоятельное выполнение различных творческих работ

1

Познакомить со словами, обозначающими родовые и видовые понятия.

Наблюдение за использованием родовых и видовых понятий в научных определениях, включенных в школьные учебники по разным предметам

30

РР. Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова « Полевая рябинка»

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Учить писать сочинение по картине согласно имеющемуся плану

Написание сочинения по картине

Домашнее сочинение

31

Орфография

Орфография как раздел правописания. Орфография как система правил правописания.

 владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

17 ч.

1

Показать роль грамотного письма в процессе письменного общения

Роль  грамотного письма в процессе письменного общения; возможности орфографии для точной передачи смысла речи.

32

Разделы русской орфографии.

участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Познакомить с разделами русской орфографии, учить грамотному написанию морфем

Опора на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания

33-36

Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова. Правописание корней.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

4

Учить находить орфограммы в корнях и окончаниях слов; группировать их по видам орфограмм

Обнаружение орфограмм в корнях и окончаниях слов. группировка слов по видам орфограмм корня. Подбор однокоренного проверочного слова на основе словообразовательного толкования слов

37-39

Виды орфограмм в окончании. Правописание окончаний.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

3

Учить различать виды орфограмм, определять способ действия при выборе написания слов

Овладение правильным способом действия при выборе написания безударных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.

40-41

Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания имен существительных и глаголов.  

участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Учить производить грамматический анализ слова для грамотного его написания

Овладение правильным способом действия при выборе написания безударных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.

42-43

Употребление  ь и ъ на письме.

участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Показать использование ь для обозначения мягкости согласных; после шипящих; -тся и -ться в глаголах; разделительных ь и ъ.

Правописание ь и ъ в разных случаях.

44-45

Слитные,  дефисные и раздельные написания слов.

оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство, использование для решения познавательных задач различные источники информации

2

Познакомить со правилами слитного, раздельного и дефисного написания слов

Раздельное написание предлога. Не с глаголами. Устное объяснение правописания анализируемых слов в виде рассуждения. Письменное объяснение написания с помощью графических символов. Использование орфографического словаря.

46

Контрольная работа №2 за  I четверть

самостоятельная организация учебной деятельности.

1

Проверить сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

47

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

самостоятельная организация учебной деятельности.

1

Коррекция сформированности  умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

48

Морфология

Морфология как  раздел  грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

4 ч.

1

Дать понятие морфологии как раздела грамматики

Распознавание частей речи с учетом разных признаков слов. Распознавание частей речи, их морфологических признаков и форм слова по морфемным моделям

49

Типичные суффиксы и окончания разных частей речи.

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Познакомить с типичными суффиксами и окончаниями разных частей речи

Единообразное написание наиболее употребительных суффиксов имен существительных

50

Слова изменяемые и неизменяемые.  Образование форм слова с помощью окончания.

использование для решения познавательных задач различные источники информации , согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

1

Учить различать слова изменяемы и неизменяемые

Выделение основы слова и окончания. Определение формы слова по его окончанию (в ясных случаях)

51

Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имен существительных и глаголов прошедшего времени.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Познакомить со значением нулевого окончания

Выделение основы слова и окончания. Определение формы слова по его окончанию (в ясных случаях)

52

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Связь  культуры поведения человека и культуры речевого высказывания.

владение монологической и диалогической речью

4 ч.

1

Дать понятие культуры речи как раздела лингвистики

Овладение орфографическими, пунктуационными, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса

53

Норма как правильное употребление в речи языковых единиц

владение монологической и диалогической речью

1

Учить правильно употреблять в речи языковые единицы

Использование речевых формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.п. с учетом речевой ситуации в условиях общения

54-55

Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации.

умение различать факт, мнение, доказательство

2

Дать понятие речевого этикета. Дать понятие речевой ситуации

Оценка собственной речи, речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам современного русского языка и правилам речевого этикета

56

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса и их признаки.

владение монологической и диалогической речью

32 ч.+2

1

 Дать определение синтаксиса как раздела лингвистики, познакомить с основными единицами синтаксиса

Знание основных единиц синтаксиса: словосочетания и предложения

57

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец"

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Учить писать сочинение по картине согласно имеющемуся плану

Написание сочинения по картине

Домашнее сочинение

58-59

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.

участие в диалоге, приведение примеров

2

Учить выделять словосочетания в предложении

Выделение словосочетаний в предложении

60-61

Виды словосочетаний: именные и глагольные.

подбор аргументов, формулирование выводов;

2

Познакомить с видами словосочетаний

Распознавание и конструирование словосочетаний изученных видов.

62

Типичные модели словосочетаний.

подбор аргументов, формулирование выводов;

1

Познакомить с типичными моделями словосочетаний

Распознавание и конструирование словосочетаний изученных видов.

63

Предложение как основная единица синтаксиса.  Интонация предложения.

оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство

1

Учить производить интонационный анализ предложения

Элементарный интонационный анализ предложения

64

Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ.

использование для решения познавательных задач различные источники информации , согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

1

Учить выделять грамматическую основу предложений, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ. Познакомить со случаями постановки тире в простом предложении

Выделение грамматической основы в простых и сложных предложениях. Конструирование предложений по заданным типам грамматических основ. Постановка тире между подлежащим и сказуемым

65-66

Второстепенные члены предложения. Определение. Словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

 использование для решения познавательных задач различные источники информации

2

Расширить имеющиеся сведения по теме

Выделение в предложении определений

67-68

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

2

Расширить имеющиеся сведения по теме

Выделение в предложении дополнений

69-71

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов

3

Расширить имеющиеся сведения по теме

Выделение в предложении обстоятельств

72

Р.Р. Сжатое изложение-миниатюра.

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Учить писать сжатое изложение-миниатюру

Написание сжатого изложения

Изложение

73-74

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). 

участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Обобщить имеющиеся знания по теме.

Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа

75

Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). 

участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Обобщить имеющиеся знания по теме, расширить имеющиеся сведения

Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа

76

Виды предложений по наличию или отсутствию  второстепенных членов (распространенные и  нераспространенные).

оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство

1

Обобщить имеющиеся знания по теме, расширить имеющиеся сведения

Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа

77-78

Виды предложений по количеству грамматических основ (простые и сложные).

участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Выделение грамматических основ в простых и сложных предложениях

79

Простое осложненное предложение.

использование для решения познавательных задач различные источники информации

1

Познакомить с простым осложненным предложением

80-81

Синтаксические конструкции, осложняющие предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты.

согласование и координация деятельности с другими ее участниками

2

Познакомить с синтаксическими конструкциями, осложняющими простое предложение

Составление схем предложений, осложненных однородными членами, обращениями, вводными словами

82

Предложения с прямой речью.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Учить анализировать и конструировать предложения с прямой речью, правильно оформлять на письме прямую речь

Анализ и конструирование предложений с прямой речью. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.

83

Пунктуация как раздел  правописания.  Связь пунктуации и синтаксиса.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров

1

Познакомить с понятием пунктуация, показать взаимосвязь синтаксиса и пунктуации

Осмысление роли пунктуации в письменном общении.

84

Знаки препинания в конце предложения.

использование для решения познавательных задач различные источники информации

1

Простые случаи постановки знаков препинания в конце предложения.

85

Знаки препинания внутри простого предложения.

использование для решения познавательных задач различные источники информации

1

Простые случаи постановки знаков препинания внутри простого предложения.

86

Знаки препинания между частями сложного предложения.

использование для решения познавательных задач различные источники информации

1

Простые случаи постановки знаков препинания между частями сложного предложения. Постановка запятой перед союзом и в простом и сложном предложении

87

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.  

самостоятельное выполнение различных  работ, оценивание своих учебных достижений

1

Простые случаи постановки знаков препинания между частями предложения с прямой речью.

88

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

самостоятельное выполнение различных работ, оценивание своих учебных достижений

1

Постановка знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Опора на смысловой и интонационный анализ предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора

89

Контрольная работа №3 за I полугодие

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Проверить сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

Контрольная работа

90-91

Текстоведение

Текстоведение как раздел лингвистики.   Текст и его признаки. Основная мысль текста. Строение текста.

использование для решения познавательных задач различные источники информации

12 ч.+1

2

Дать определение текстоведения как раздела лингвистики

92

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Учить писать сочинение по картине согласно имеющемуся плану

Написание сочинения по картине

Сочинение

93

Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Текст и основная мысль текста

использование для решения познавательных задач различные источники информации, самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Познакомить с типами речи и его признаками

Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка. Употребление языковых средств в текстах разных типов

94-95

Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании.

использование для решения познавательных задач различные источники информации, самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

2

Познакомить с отличительными особенностями текста-повествования

Наблюдение за использованием глагола и его форм в тексте-повествовании. Устный и письменный рассказ по заданному сюжету

Рассказ по заданному сюжету

96-98

Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описаний. Особенности строения каждого вида описания.

умение различать факт, мнение, доказательство

3

Познакомить с отличительными особенностями текста-описания, развивать умения пользоваться словарем эпитетов

Использование прилагательных, словосочетаний со значением качественного признака, сравнительных оборотов и других языковых средств в художественном описании.

99-101

Строение  текста-рассуждения и способы развития основной мысли тезиса:  цепь умозаключений, вытекающих одно из другого.

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

3

Познакомить с отличительными особенностями и структурой текста-рассуждения.

Использование специальных слов для связи частей текста-рассуждения. Создание устных и письменных текстов-рассуждений на лингвистические темы

Сочинение-рассуждение

102

План текста (простой и сложный)

самостоятельное выполнение различных творческих работ

1

Учить составлять план текста: простой и сложный. Дать понятие тезисного плана

Деление текста на абзацы. План текста: простой и сложный. Тезисный план. Редактирование текста.

III

103

Основные разделы лингвистики

(систематический курс)-84 ч

Словообразование

Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс).

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение

примеров

11ч.+2

1

Показать взаимосвязь морфемики и словообразования.

Работа со словарем значения морфем

104-105

Основные способы образования слов в русском языке ( приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной гласной и без нее)

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Определение основных способов словообразования. Выделение исходной части слова и словообразующей  морфемы в процессе словообразовательного анализа слова

106

Р.Р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Учить писать сочинение по картине

Написание сочинения по картине

Сочинение

107

Правописание неизменяемых приставок и приставок на з/с.

сравнение, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям.

1

 Обобщить сведения по теме

Правописание неизменяемых приставок и приставок на з/с

108

Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

сравнение, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям.

1

Познакомить с правописанием соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

109-110

Правописание букв а-о в корнях с чередованием.

сравнение, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям.

2

Познакомить с правописание букв а-о в корнях с чередованием.

Правописание букв а-о в корнях с чередованием.

11

Буквы о-е после шипящих в корнях слов.

сравнение, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям.

1

Познакомить с правописанием букв о-е после шипящих в корнях слов.

Буквы о-е после шипящих в корнях слов.

112

Р.Р. Изложение «Джек здоровается»

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Проверить умение сохранять типологическую структуру исходного текста

Написание изложения с сохранением типологической структуры

Изложение

113

Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразование имен существительных

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Дать понятие словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

Работа со словообразовательным словарем для определения морфемного состава, способов образования слова, построения словообразовательных пар и цепочек

114

Словообразование имен прилагательных.

умение различать факт, мнение, доказательство

1

Познакомить со словообразованием как основным путем пополнения словарного состава родного языка

Наблюдения за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи

115

Словообразование глаголов.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение

примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Познакомить со словообразованием как основным путем пополнения словарного состава родного языка

Образование неологизмов на основе словообразовательных образцов

116

Лексикология и фразеология

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи.

владение монологической и диалогической речью

14ч.+1

1

Дать определение лексики

Использование толковых словарей русского языка для определения, уточнения лексического значения слов

117-118

Деление лексики русского языка на группы. Слова однозначные и многозначные.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Познакомить  с однозначными и многозначными словами

Наблюдение за использованием многозначных слов

119

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща»

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Учить писать сочинение по картине

Написание сочинения по картине

Домашнее сочинение

120

Слова, употребленные в прямом или переносном значении. Тропы (метафора, олицетворение, эпитет и др.).

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Наблюдение за использованием слов в переносном значении в художественном тексте

121-122

Деление лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Дать характеристику лексики с точки зрения семантической группировки

Подбор синонимов и антонимов к слову, выбор из синонимического ряда наиболее точного и уместного слова в данной речевой ситуации.

123

Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова.

 самостоятельная организация учебной деятельности

1

Дать характеристику лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слова.

Произношение заимствованных слов, включенных в орографический минимум (твердость и мягкость согласных перед Е).

124

Правописание букв ы-и после ц.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

1

Представление о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие звука Ф, начального звука А или Э, сочетаний ке, хе, ге, пю, рю, бю, кю  и др.

125

Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле)

самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своих учебных достижений

1

Познакомить с особенностями написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями

Распознавание слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, умение объяснить их написание.

126

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.

1

Дать понятие общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления

Распознавание общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления

127

Устаревшие слова (историзмы, архаизмы) и неологизмы.

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.

1

Дат определение понятий неологизмы, устаревшие слова

Уместность, понятность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления

128

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.

умение различать факт, мнение, доказательство

1

Толкование значения фразеологизмов, уместное употребление их в речи. Лексический разбор слова.

129

Контрольная работа №4 по теме «Лексика и фразеология»

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Проверить сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

Контрольная работа

130

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Корректировать сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

131

Морфология

Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи

 Имя существительное

Имя существительное как часть речи.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение

примеров, подбор аргументов

59ч.

18ч

1

Познакомить с основными разделами грамматики: морфологией и синтаксисом.

Распознавание имен существительных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

132

Словообразование имен существительных.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Познакомить с основными способами образования имен существительных

Приставочный и суффиксальный способы образования имен существительных

133-134

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Познакомить с правилами написания не  с именами существительными

Образование имен существительных при помощи приставки не. Слитное и раздельное написание  не с именами существительными.

135

Правописание суффиксов -чик-, -щик-.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Познакомить с правилами правописания суффиксов     -чик-, -щик-.

Правописание суффиксов -чик-, -щик-.

136

Правописание суффиксов -ек-, -ик-(чик-).

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Познакомить с правилами правописания суффиксов      -ек-, -ик-(чик-).

Правописание суффиксов -ек-, -ик-(чик-).

137

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение

примеров, подбор аргументов

1

Обобщить изученное в начальной школе

Наблюдение за использованием приема олицетворения  в художественных текстах

138

Имена существительные собственные и нарицательные.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение

примеров, подбор аргументов

1

Обобщить изученное в начальной школе

Употребление прописной буквы при написании собственных имен существительных, правильная запись адреса на почтовых отправлениях

139

Склонение имен существительных.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Расширить имеющиеся сведения по теме

140

Безударные окончания -е и -и в именах существительных

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение

примеров, подбор аргументов

1

Обобщить изученное по теме

Правописание безударных окончаний –е  и –и существительных.

141

Существительные разносклоняемые и несклоняемые.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных, употребление разносклоняемых существительных в русском литературном языке

142

Род имен существительных.

самостоятельная организация учебной деятельности

1        

        1

Повторить изученное по теме. Дать понятие существительного общего рода.

Определение рода и типа склонения по суффиксу и окончанию существительного

Определение рода несклоняемых существительных

143

Существительные общего рода. Несклоняемые имена существительные.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

144

Число имен существительных.

умение различать факт, мнение, доказательство

1

Обобщить изученное по теме

Морфологический разбор имени существительного

145

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении.

умение различать факт, мнение, доказательство

1

Познакомить с синтаксической ролью существительных

Определение синтаксической роли имени существительного в словосочетании и предложении.

146

Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своих учебных достижений

1

Учить правильно использовать существительные в речи

Употребление имен существительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами.

147

Контрольная работа № 5 по теме « Имя существительное»

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Проверить сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

148

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

1

Корректировать сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

149

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи. Роль прилагательных в речевом высказывании.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение

примеров, подбор аргументов

14 ч.+1

1

Систематизация имеющихся сведений по теме

Распознавание имен прилагательных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. Работа с учебным словарем эпитетов. Подбор прилагательных-синонимов. Распознавание имен прилагательных в прямом и переносном значении

150

Словообразование имен прилагательных.

участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

1

Познакомить с приставочным и суффиксальным способом образования имен прилагательных

Определение способов образования имен существительных

151

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Аленушка»

самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений

1

Учить писать сочинение по картине

Написание сочинения по картине

Сочинение

152-153

Разряды имен прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.

самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своих учебных достижений

2

Познакомить с разрядами имен прилагательных

Определение разряда имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные

154

Степени сравнения имен прилагательных.

оценивание своих учебных достижений

1

Дать понятие степени сравнения имен прилагательных

Правильное образование, произношение, написание и употребление имен прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

155

Образование сравнительной и превосходной степеней.

использование для решения

познавательных и коммуникативных задач различные источники информации

1

Правильное образование, произношение, написание и употребление имен прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

156

Краткие и полные прилагательные; особенности их значения и изменения.

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Употребление в речи кратких и полных прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

157

Склонение полных прилагательных (обобщение изученного).

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Обобщить изученное по теме

158

Особенности склонения притяжательных прилагательных.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Познакомить с особенностью склонения притяжательных прилагательных

Правописание падежных окончаний притяжательных прилагательных

159

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Систематизировать имеющиеся сведения по теме

Правописание безударных имен прилагательных.

160

Синтаксическая роль имен прилагательных (полных и кратких) в предложении. Культура речи. Правильное употребление прилагательных в речи

владение монологической и диалогической речью

1

Познакомить с синтаксической ролью имен прилагательных (полных и кратких) в предложении

Морфологический разбор имени прилагательного

161-162

Повторение по теме «Имя прилагательное»

владение монологической и диалогической речью

2

Систематизировать имеющиеся сведения по теме

163

Контрольная работа № 6. Зачет  по теме « Имя прилагательное»

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Проверить сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

Зачет

164-165

Глагол

Глагол как часть речи. Словообразование глаголов. Инфинитив, его грамматические особенности

владение монологической и диалогической речью

27 ч+2

2

Распознавание глагола на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

166-167

Вид глагола. Видовая пара.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Дать понятие вида и видовой пары

Различение вида глагола в видовой паре

168

Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Различение вида глагола в видовой паре

169-170

Р.Р. Изложение текста-повествования

самостоятельное выполнение различных творческих работ

2

Проверить умение сохранять типологическую структуру исходного текста

Написание изложения с сохранением типологической структуры

Изложение

171-172

Использование  суффиксов –ива- (-ыва-) и –ова- (-ева-) для образования глаголов несовершенного вида.

2

Учить правописанию суффиксов        –ива- (-ыва-)

Правописание суффиксов        –ива- (-ыва-)

173-174

Переходные и непереходные глаголы.

оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство

2

Дать понятие переходных и непереходных глаголов

Различение переходных и непереходных глаголов

175-176

Возвратные и невозвратные глаголы.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Дать понятие возвратных и невозвратных глаголов

Правописание –тся и -ться  в глагольных формах

177-178

Спряжение глаголов.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Повторить и систематизировать имеющиеся знания по теме

Правописание безударных личных окончаний глагола

179-180

Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение.

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации

2

Познакомить с понятием наклонение глагола. Познакомить со значением,  образованием и изменением условного наклонения

Раздельное написание частицы бы

181-182

Повелительное наклонение.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2

Познакомить со значением,  образованием и изменением повелительного наклонения

Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения.

183-184

Изъявительное наклонение.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2     1

Познакомить со значением,  образованием и изменением изъявительного наклонения

Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам,  в прошедшем времени - родам и числам, настоящего времени - по числам и лицам.

185

Безличные глаголы

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Дать понятие безличного глагола

Морфологический разбор глагола

186-188

Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. Правописание корней с чередующимися гласными е-и

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

3      2

Познакомить с чередование гласных и//е в корнях

Корни с чередование и//е и их написание (-бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -мир-//мер и др.). раздельное и слитное написание не с глаголами

189-190

Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи

2

Показать синтаксическую роль глагола в словосочетании и предложении

Определение синтаксической роли глагола в словосочетании и предложении

191

Повторение по теме «Глагол»

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

1

Обобщить и систематизировать имеющиеся сведения по теме «Глагол»

192

Контрольная работа №7 (диктант) по теме «Глагол»

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Проверить сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

Диктант

193

Повторение изученного в 5 классе

Предмет изучения лингвистики.

Разделы лингвистики.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

12 ч.

1

Повторить и закрепить имеющиеся сведения по теме урока

Знание разделов лингвистики

194

Орфограммы глагола.

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Повторить правописание  корней с чередование гласных и согласных

Закрепление знаний по правописанию чередующихся гласных и согласных в корнях глаголов

Самостоятельная работа

195

Правописание морфем.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

1

Обобщить имеющиеся сведения по правописанию морфем

Правильное написание морфем

196

Простое осложненное предложение.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Повторить и обобщить сведения по теме урока

Умение определять вводные слова, однородные члены, сравнительные оборы, осложняющие простое предложение

197-198

Сложные предложения.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

2       1

Повторить и обобщить сведения по теме урока

Умение находить грамматические основы сложного предложения

199

Прямая речь.

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Повторить и обобщить сведения по теме урока

Умение применять на практике приобретенные знания по теме

Самостоятельная работа

200

Пунктуационный анализ текста

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Повторить и обобщить сведения по теме урока

Умение применять на практике приобретенные знания по теме

201

Языковой анализ текста

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

1

Повторить и обобщить сведения по теме урока

202

Основные признаки текста

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

1

Повторить и обобщить сведения по теме урока

203

Итоговая контрольная работа

самостоятельная организация учебной деятельности

1

Проверить сформированность умений и навыков обучающихся

Проверка, оценка и  коррекция знаний

Контрольная работа

204

Подведение итогов учебного года.

владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин

О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы  связано   прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...

«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»

В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходим...

Календарно- тематическое планирование по русскому языку 5 класс( под ред. Львова)

Календарно- тематическое планирование по русскому языку 5 класс( под ред. Львова)...

Рабочие программы и КТП по русскому языку по УМК С.И. Львовой

Данные материалы помогут учителям, работающим по УМК С.И. Львовой...

Рабочая программа, календарное планирование по русскому языку и литературе 9 класс

Рабочая программа, календарное планирование по русскому языку и литературе 9 класс...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...