Разряды количественных числительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Андрианова Елена Викторовна

Это третий урок по разделу Имя числительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh_._urok.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

 Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог:   Андрианова Елена Викторовна

Предмет: русский язык

Класс:  6 «А»

Тема урока: «Разряды количественных числительных»

Дата проведения – 26.02.2013 г.

Цель: формирование у обучающихся знаний о разрядах количественных числительных

Задачи:

  1. выявить степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени числительного как части речи, делении на количественные и порядковые, простые и составные;
  2. создавать условия для развития у школьников навыка классификации имен числительных на целые, дробные и собирательные;
  3. уметь опознавать в устной и письменной речи разряды количественных числительных, отличать их от порядковых;
  4. развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.

Оборудование:

          учебник «Русский язык»  Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и другие, сигнальные карточки;

          мультимедийный проектор, компьютер

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель для учителя:

  1. сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока;
  2. создавать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить их к продуктивной работе на уроке.

Методы организации работы:

  1. приветственное слово учителя:

 - Я  очень рада видеть вас на уроке русского языка; надеюсь, что вы будете  активными в течение всей работы, внимательно слушайте ответы своих одноклассников,  при необходимости вносите исправления в их ответы. Хотелось бы, чтобы вы показали все свои знания  по предмету.

  1. напомнить о наличии на парте учебника, тетради и письменных принадлежностей;
  2. создание ситуации успеха.

2.

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Цель для учителя:

  1. выявлять степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
  2. побуждать обучающихся к активности при систематизации знаний об обозначении числительного одним и несколькими словами; о правописании мягкого знака на конце и в середине числительных;



Цель для обучающихся:

  1. распознавать  имя числительное как часть речи по вопросу и общему значению, деление  их на количественные и порядковые;        
  1. определять его грамматические признаки имени числительного, его синтаксическую роль в предложении;            
  2. различать числительные по составу (простые и составные), группировать  по написанию мягкого знака в слове.


Методы, используемые учителем при опросе обучающихся:

1.Беседа по вопросам с использованием информационно-коммуникацион-ных технологий (слайд №1)

1.Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?

2.На какие две группы делятся числительные?

3.Какими членами предложения могут быть имена числительные?

4. Как различить количественные и порядковые числительные?

5.Чем отличаются простые числительные от составных?

2.Метод контроля и самоконтроля с использованием информационно-коммуникационных технологий - работа с учебником и тетрадью (упражнение № 354 стр. 149) с использованием сигнальных карточек: зеленой (нет ошибок)

красной (есть ошибки)                                        

Задание обучающимся: в левый столбик выписать слова с орфограммой «Мягкий знак в середине числительных», в правый – с орфограммой «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных" (слайд № 2)                                      

 «Мягкий знак в середине числительных»

«Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»

девятьсот

возьми

семьдесят

четырьмя

восемьсот

письмо

шестьсот

седьмой

пятьдесят

польза


меньше


сельдь


вскользь


восьмой

Используемые методы мотивирования и стимулирования:

Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха в учебно-познавательной игре.

Социальные: развитие эмпатии,  самооценка.

Волевые: формирование ответственности, выявление познавательных затруднений обучающихся, коррекция их деятельности, рефлекия.

3.

Изучение нового материала

Цель для учителя:

  1. организовывать и направлять учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, систематизацию знаний об имени числительном как части речи;
  2. побуждать обучающихся к активности при изучении нового материала;
  3.  создать условия для ознакомления обучающихся с разрядами количественных имен  числительных

( целые, собирательные и дробные), их различии в написании;

  1.  создавать условия для развития способности речевой деятельности.


Цель для обучающихся:

  1.  классифицировать количественные имена числительные на целые, дробные и собирательные, правильно употреблять в письменной и устной речи разряды количественных числительных.

Используемые методы: 

1.Беседа по вопросам по картинкам с использованием информационно-коммуникационных технологий  (слайд № 3)

1.Что на них изображено?  (Два яблока, двое детей, одна пятая пирога)

2. Что общего между ними? ( Употребляются числительные)

3.Почему вы думаете, что это числительные? (Все отвечают на один и тот же вопрос «сколько»)

  1. сообщение школьникам темы урока «Разряды количественных числительных» и запись ее в тетради;  (слайд №4)

2.Объяснительно-иллюстративный метод с  с использованием информационно-коммуникационных технологий - объяснение учителя по таблице (слайд № 5)

Количественные числительные


          два                                      двое                      одна  пятая      

       (целое)                         (собирательное)              (дробное)

Количественные имена числительные могут обозначать:

а) целые числа: два, сто, десять (это числительные, обозначающие целые числа);

б) дробные числа: две третьих, три четвертых (это дробные числительные);

в) несколько предметов как одно целое: двое друзей, трое детей (это собирательные числительные, от глагола собирать). Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро

(ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

3.Беседа по вопросам (слайд №6)

1. Все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

2.Что в них общего? (Количественные)

3.Чем отличаются? (Обозначают разные числа)

4. Сравните числительные двенадцать и одна вторая. Что обозначают эти числительные? (Целое число, дробное)

5.Какое значение у числительного двое? (Несколько предметов, взятые как одно целое, объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро)

6. Какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили?

(Целые, дробные, собирательные)

4.Подведение итогов по ознакомлению с новой темой с использованием учебника на стр. 149

Используемые методы мотивирования и стимулирования

Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха.

Волевые: формирование ответственности, выявление познавательных затруднений обучающихся,  коррекция, рефлексия.

Метод устного изложения  учителем и активизации познавательной деятельности  через рассматривание картинок и таблицы.

4.

Закрепление учебного материала

Цель для учителя:

  1. определять степень заинтересованности  обучающихся в умении распознавать количественные и порядковые числительные, классифицировать  разряды количественных числительных;
  2. помогать обучающимся в освоении

приемов проверки правильности  выполняемой работы, в исправлении допущенных ошибок;


Цель для обучающихся:

  1. отличать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)



Используемые методы:

1.Работа с учебником (комментированное выполнение упр. 356 стр. 150)

Задание обучающимся: исправить ошибки в распределении числительных в колонках. Добавить в каждую строку по 2-3 числительных в сочетании с существительными.

Целые: семнадцать рублей, тринадцать походов, двадцать два градуса, восемь груш.

Дробные: одна шестая сада, две пятых урожая, пять седьмых метра, три четверти пути.

Собирательные: трое суток, четверо малышей, двое очков, пятеро друзей.

 2.Работа с текстом проблемно – поискового характера с  использованием информационно-коммуникационных технологий (слайд №7)

Задание обучающимся: найти и определить в тексе разряды количественных числительных.

  В нашей школе проходили соревнования. В первой команде было восемнадцать участников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Остальные две трети участников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята победили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое участников получили медали, пятеро - поощрительные призы.

3.Беседа по вопросам

1.Какое числительное не было названо?

2.Чем оно отличается от остальных, употребленных в тексте?

3.Что могут обозначать количественные числительные?

4.Что общего у целых, дробных, собирательных числительных?

4.Аргументированное оценивание обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, показывающее их достижения и недостатки, формирование навыков самооценки и взаимооценки.

Используемые методы:

Эмоциональные: поощрение, стимулирующее оценивание.

Волевые: формирование ответственности, самооценки, рефлексия.

Социальные: создание ситуации взаимопомощи, сопереживание.

Метод закрепления нового материала (работа с текстом, беседа)

5.

Задание на дом

Цель для учителя:

  1. обеспечить возможность успешного выполнения домашнего задания;
  2. развивать у обучающихся познавательный интерес при выполнении творческого задания.


Цель для обучающихся:

  1. закрепить знания о разрядах количественных числительных: целых, дробных и собирательных, разницы в их  написании;
  2. составлять словосочетания с количественными числительными и определять их разряд.

Используемые методы:

Домашнее задание: (слайд №8)

1.Изучить  теоретический материал на стр.149;

2. Выполнить творческое задание: используя интернет и справочную литературу, найти  и записать десять словосочетаний, пословиц, поговорок, где есть число семь.

(Семь чудес света, до седьмого пота, семи пядей во лбу, семь верст до небес, быть на седьмом небе, семь пятниц на неделе, семь бед – один ответ, семеро одного не ждут, спустить семь шкур, семь дней недели)

Используемые методы:

Познавательные: выполнение творческого задания.

Волевые: формирование ответственности,  коррекции своей деятельности, рефлексия.

Социальные: развитие эмпатии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока:  «Разряды количественных числительных». Цели урока.Познавательные:- научить различать разряды количественных числительных.Практические:- повторить ранее изученный материал ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока: Разряды количественных числительных.Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.Повторить теоретический материал о числительном.Повторить правописание словарных слов....

Урок открытия нового знания "Разряды количественных числительных"

Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия дл...

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Разряды количественных числительных».

Цель урока: познакомить с  разрядами количественных числительных,учить правильно определять их разряды.Задачи:1. Дидактическая  –  расширение знаний учащихся о числительном..2. Ра...

"Разряды количественных числительных"

Форма урока - деловая игра, по ходу которой выпускается лингвистическая газета. Используется групповая работа...