Урок с презентацией.РАЗРЯДЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Митракова  Любовь Николаевна

Урок русского языка в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh.rar39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Простые, сложные и составные  числительные».

Цели урока:

Обучающая: дать понятие о простых, сложных и составных  числительных, научить различать числительные простые, сложные и составные числительные, определять  группу  числительного по составу.

 Развивающая: развивать навыки, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

Воспитательная: прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Тип урока:  объяснение нового материала.

Оборудование: доска, учебник, карточки с индивидуальным заданием, части пословиц, бланки ответов для проверочной работы, проектор,  слайды.

Оформление доски: число, классная работа, пустые ,колонки таблицы.

 

Ход урока.

1.        Организационный момент  (1-3   мин.)  Подготовка  к  уроку.   Концентрация  внимания учащихся.  

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. На сегодняшнем уроке мы продолжаем говорить о числительном.  

      Выборочная проверка домашнего задания; фронтальный опрос (3-5
мин.)

Давайте вспомним

  1.  Что такое имя числительное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)
  2. На какие  2 группы делятся   числительные  ?        (  Количес.   И поряд).

 

  1. Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают?  (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)
  2.  Что обозначают  порядковые  числительные? На какой вопрос отвечают?  (Обозначают  порядок  предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?)

2.Объяснение  нового  материала. (7-10  мин )

1) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с   простыми, сложными и составными  числительными,     количественных числительных, научимся определять группу  числительного по составу  , а также будем развивать умения и навыки в написании   числительных.

 --- Какова же тема нашего урока? Запишем тему нашего сегодняшнего урока   «Простые, сложные и составные  числительные».

                           

Слайд № 1.

 Количественные  и порядковые числительные по своему строению  могут  простыми( 1 корень):  пять , тридцатый.

Напоминаю, что  -дцать  и – надцать  в современном языке  это суффиксы

  Сложными( 2 корня):    пятьдесят , пятитысячный

 Также   числительные могут  состоять из двух или  нескольких  слов. Это составные числительные:  тридцать пять, три  пятых, сто двадцать пятый.

Соответственно с этим разделением и выделяют  группы   числительных по своему строению.   

  1. Сколько же  групп по строению имеют  числительные?
  2. Какие  числительные называются простыми  ?  ( 1 корень)
  3. Какие  числительные называются сложными  ?  ( 2 корня)
  4. Какие  числительные называются составными  ?  ( 2 корня и больше)
  5. Какие числительные могут быть простыми, сложными и составными?( Колич и поряд)

2). Знакомство с материалом учебника.

Откройте учебники на стр. 197  §   36.  Прочтите материал учебника.

  1. Расскажите, пользуясь слайдом,    о   группах    числительных ? Кто попробует? ( Марина)
  2. Леша, повтори то, что сказала Марина.

3)        Закрепление (  мин.)

Хорошо. Мы с вами познакомились с    группами  числительных по строению.   Закрепим изученное, выполнив следующее задание.

Слайд № 2.

Посмотрите на слайд.  

Задание: Выберете и назовите  простые числительные. Как вы это определили?

                                                     сложные числительные

                                                    составные числительные

 Простые:   шесть участков, одиннадцатый   век.

 Сложные : пятьсот  рублей,  стотысячный покупатель.

 Составные:   две целых пять десятых  процента, тридцать пятый год.

И.                  Молодцы. Вы справились с заданием.

Перечислите еще раз  группы числительных, на которые вы искали примеры.

А сейчас  Эдик и Настя будут работать по карточкам.

А  к доске пойдут Маша, Леше и Рита.

Задание:   Определите    группу  числительных по строению, запишите в соответствующую колонку. Маша – простые, Рита –  сложные, Леша – составные. У вас в тетрадях получится три столбика.

Три рубля, две десятые урожая, первый друг,  трехсотая книга,  двадцать пять дней,  пятьдесят кругов.

- Маша, прочти свои числительные, объясни, почему ты их записала.

 - Леша, прочти свои числительные, объясни, почему ты их записал.

-  Рита, прочти свои числительные, объясни, почему ты их записала.

 И.                  Молодцы. Вы справились с заданием.

 Выполняя это задание мы с вами научились распределять   числительные по  группам в зависимости от их строения.

Эдик и Настя завершайте  работу, отложите карточки на край парты.

До этого вы работали с готовыми примерами числительных. Сейчас вы выступите в роли конструкторов.

Задание:  У вас на партах лежат части  предложений  с   числительными . Составьте  3 предложения и запишите в свои тетради.

-  Какая парта быстрее справилась с заданием?

 - Хорошо. Но сейчас вы не просто мне читаете предложение, вы должны назвать    группу  числительного по строению в этой пословице.

1.  В   учебнике по русскому языку триста шестьдесят пять страниц.

.( Составное).

2 .  Мы учимся в шестом классе.(  Простое).

3.  Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.( Сложное).

И.     Молодцы. Вы составили предложения и  верно определили   группу по строению.

4.)        Проверочная работа.  (  мин.)

А  сейчас проверим,  насколько вы усвоили тему урока.

Задание:  У каждого из вас  лежат  на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки. 

Слайд № 3.

Посмотрите на ключ.

 1          2          3         4          5

 сл          п         с           п          сл          

Проверьте у себя правильность выполнения работы . Поставьте себе оценку, передайте листочки.

И.      Подведем итог вашей проверочной  работа.

               -  Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.

               -  Кто сделал 1  ошибку?

               -  Кто не справился?

Я рада, что большая часть класса научилась определять  группы числительных  по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока,  достигнуты.

 На следующих уроках мы продолжим знакомство с  числительными.

А сегодня на уроке получили оценки…

Выставление оценок с кратким комментарием.

Задание на дом с рекомендациями (1 мин.)

 Слайд № 4.

Запишите домашнее задание.

§   37 стр. 201.              Выучить  группы  числительных по строению.

Упражнение  449. Определить  группы  числительных по строению.

☼  Луиза и Марина обязательно, остальные по желанию.

 Выписать из газет  3 предложения  с  числительными, различными по своему строению.

???Если останется время…

А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено , поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.

Задание:  Вспомните и назовите примеры.

 Давайте я начну.   На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д

 

Карточка с заданием .

Задание : Укажите:    простые ( п.);   сложные ( сл.);   составные  (с) числительные.

Одна  вторая  километра,  одна  четвертая  финала, семьсот   килограммов, пять  человек, три   дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят    лет,   три сотых участка,  две седьмых.

 

Карточка с заданием .

Задание : Укажите:    простые ( п.);   сложные ( сл.);   составные  (с) числительные.

Одна  вторая  километра,  одна  четвертая  финала, семьсот   килограммов, пять  человек, три   дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят    лет,   три сотых участка,  две седьмых.

В учебнике русского языка      триста  шестьдесят пять  страниц.

Мы учимся в         шестом классе.

Вес конфет составляет       пятьдесят килограмм.

В учебнике русского языка      триста  шестьдесят пять  страниц.

Мы учимся в         шестом классе.

Вес конфет составляет       пятьдесят килограмм.

В учебнике русского языка      триста  шестьдесят пять  страниц.

Мы учимся в         шестом классе.

Вес конфет составляет       пятьдесят килограмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока:  «Разряды количественных числительных». Цели урока.Познавательные:- научить различать разряды количественных числительных.Практические:- повторить ранее изученный материал ...

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Урок № 2

Конспект урока русского языка (к учебнику Бабайцевой)...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

русский язык Урок и презентация "Разряды числительных по строению"

Данный урок поможет учителю работать с обучающимися разного уровня подготовки....

Презентация к уроку по теме "Склонение количественных числительных".

В презентации представлены задания по материалам журнала "Русский язык"....