Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Урок № 2
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Калашникова Елена Васильевна

Конспект урока русского языка (к учебнику Бабайцевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvennye_chislitelnye.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

(урок изучения нового материала)

Цели урока: 

Познавательные: усвоить понятие «количественные числительные», формировать навыки безошибочного склонения количественных числительных.

Практические: уметь правильно находить в тексте количественные числительные, отрабатывать навыки безошибочного склонения количественных числительных, закреплять орфографические навыки правописания числительных.

Развивающие: развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование: учебники русского языка под ред. М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Н. В. Ладыженской в 2-х частях, 2014г., изд-во «Просвещение».

Вид контроля: словарно-орфографическая и словарно-орфоэпическая работа, тестовые задания.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.);

2. Проверка домашнего задания (10 мин.)

3. Объяснение нового материала (10-15 мин.);

4. Закрепление изученного на практике (15-20 мин.);

5. Обобщение изученного (2-3 мин.);

6. Выставление оценок (1-2 мин.).

1.   Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, дети! Садимся на свои места и готовимся к работе.

  1. Проверка домашнего задания:

Учитель: Итак, на прошлом уроке мы закрепили знания о простых, сложных и составных числительных и ознакомились с правилом правописания Ь в изученной нами части речи. Сейчас работаем в следующем режиме: два ученика покажут на доске выполнение домашнего задания, шестеро поработают с карточками, один ученик ответит по теоретическому материалу. Затем мы немного поиграем и перейдём к изучению нового материала и закреплению его на практике. Итак, в качестве домашнего задания вы выполняли упражнение 473-е. Прочитаем задание.

Ученик: Запишите словосочетания с числительными в две колонки: 1) с разделительным ь; 2) с ь для обозначения мягкости согласного. Какое числительное надо вписать в обе колонки?

Учитель: Хорошо. (Вызывает к доске 2-х учеников и распределяет между ними столбцы. После этого раздаются карточки). Приступим к повтору теоретического материала. На дом был задан §109-ый. Сейчас нужно рассказать  правило правописания Ь в числительных.

Ученик: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3-го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин.п.: пятьдесят, шестьсот.

Учитель: Хорошо. Есть ли какие-нибудь замечания у класса?

Ученик: Нет.

Учитель: Ты знаешь теоретический материал, и за это я ставлю тебе оценку «отлично». В конце урока подай мне свой дневник. Теперь начинаем проверять домашнее задание.

Ученик:

  1. С разделительным ь
  1. С ь для обозначения мягкости

Одиннадцатью (помощниками)

Девятьсот (делегатов)

Пятьюдесятью (группами)

Шестьдесят (территорий)

Восьмью (родственниками)

Восемьдесят (телеграмм)

Семьюстами (килограммами)

Восьмью (родственниками)

Учитель: А как же слово шестнадцать?

Ученик: Это числительное не включается ни в один из столбцов, т.к. не имеет Ь знака.

Учитель: Хорошо. Все согласны?

Ученик: Да.

Учитель: Теперь отвечаем на теоретические вопросы. Как пишутся числительные от пяти до двадцати и тридцать?

Ученик: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце слова.

Учитель: Хорошо. Пишется ли в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь?

Ученик: Нет, в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не ставится.

Учитель: Хорошо. Садитесь. Итак, ребята, на прошлом уроке мы закрепили знания об имени числительном и о том, каким оно может быть по своему строению. Я проверила словарные диктанты, над которыми вы работали на прошлом уроке. Из 17-ти человек 8 получили оценку «отлично» (назвать по фамилиям), 7 человек поработали на «хорошо», и 2 человека получили оценку «удовлетворительно». Нет ни одного ученика, который бы не справился с этим заданием. На мой взгляд, вы вполне могли справиться с этой работой, если бы во время выполняли домашнее задание и работали на уроке. В целом, результаты хорошие. Все оценки пойдут в классный журнал. Итак, задачей сегодняшнего урока является повторение имени числительного, формирование и отработка безошибочного склонения количественных числительных. Но прежде чем перейти к новой теме, обратим внимание на доску:

Игра - шутка

  1. Смор1а, по2л, элек3к, 100л;
  2. Вина, паот, о, янка.

Учитель: Числительное – очень интересная часть речи. На доске зашифрованы слова. Нам нужно их отгадать. Первая строка простая, т.к. в ней мы видим цифры. Эти слова можно отгадать устно. Со второй строкой будет сложнее. Поэтому, лучше записать её в тетрадь.

Учитель: Какие же слова зашифрованы?

Ученик: Витрина, патриот, опять, стоянка.

Учитель: Хорошо. Какие же числительные стояли на месте попусков?

Ученик: Количественные.

Учитель: Верно. Познакомимся с ними поближе.

  1.  Объяснение нового материала:
    Учитель: Записываем в тетрадях число и тему урока. Сегодня мы будем изучать количественные числительные и их склонение. Ознакомимся с материалом, который дан в учебнике. Открываем стр. 143-ю.

(Несколько учеников по очереди вслух читают теорию и выделяют опорные элементы).

Учитель: Хорошо. Что мы узнали из этого параграфа? Какие числительные называются количественными?

Ученик: Количественные числительные обозначают количество предметов или отвлечённое число и отвечают на вопрос сколько?  

Учитель: Хорошо. Изменяются ли количественные числительные по падежам?

Ученик: Да. Количественные числительные изменяются по падежам.

Учитель: Что вы можете сказать о числительном один?

Ученик: Числительное один в форме мн.ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн.ч. : одни санки, а также с существительными, обозначающими пару предметов: одни носки, одни туфли. Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только.

Учитель: Хорошо. Как склоняется числительное один?

Ученик: Это числительное согласуется с существительным в роде, числе и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне.

Учитель: Хорошо. Какие особые формы имеют числительные два (две), три, четыре?

Ученик: Эти числительные имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх.

Учитель: Хорошо. Как склоняются числительные от пяти до двадцати и тридцать?

Ученик: Эти числительные склоняются как существительное степь 3-го склонения.

Учитель: Какие формы имеют числительные сорок, девяносто, сто при склонении?

Ученик: Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин.п. – сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.

Учитель: Хорошо. Как склоняются числительные 50-80, 200-900?

Ученик: При склонении сложных числительных изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово.

Учитель: Хорошо. Как склоняются составные количественные числительные?

Ученик: При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

  1. Закрепление изученного на практике:

Учитель: Хорошо. Опираясь на данный материал выполним упр. 478-ое. Нужно просклонять письменно словосочетания 68 книг и 279 суток.

Ученик:

И. шестьдесят восемь книг

Р. шестидесяти восьми книг

Д. шестидесяти восьми книгам

В. шестьдесят восемь книг

Т. шестьюдесятью восьмью книгами

П. (о) шестидесяти восьми книгах

Учитель: Хорошо. Все согласны?

Ученик: Да.

Учитель: Следующее словосочетание 279 суток.

Ученик:

И. двести семьдесят девять суток

Р. двухсот семидесяти девяти суток

Д. двумстам семидесяти девяти суткам

В. двести семьдесят девять суток

Т. двумястами семьюдесятью девятью сутками

П. (о) двухстах семидесяти девяти сутках

Учитель: Хорошо. Все согласны?

Ученик: Да.

Учитель: Открываем учебники на стр. 178-ой, читаем задание.

Ученик: Сначала прочитайте, а потом спишите предложения, записывая цифрами слова.

Учитель: Всем понятно?

Ученики: Да.

  1. Обобщение изученного:
    Учитель: Хорошо. Что мы узнали из этого параграфа? Какие числительные называются количественными?

Ученик: Количественные числительные обозначают количество предметов или отвлечённое число и отвечают на вопрос сколько?  

Учитель: Хорошо. Изменяются ли количественные числительные по падежам?

Ученик: Да. Количественные числительные изменяются по падежам.

Учитель: Хорошо. Какие особые формы имеют числительные два (две), три, четыре?

Ученик: Эти числительные имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх.

Учитель: Хорошо. Как склоняются числительные от пяти до двадцати и тридцать?

Ученик: Эти числительные склоняются как существительное степь 3-го склонения.

Учитель: Какие формы имеют числительные сорок, девяносто, сто при склонении?

Ученик: Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин.п. – сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.

Учитель: Хорошо. Как склоняются числительные 50-80, 200-900?

Ученик: При склонении сложных числительных изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово.

Учитель: Хорошо. Как склоняются составные количественные числительные?

Ученик: При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

6.  Выставление оценок:

Учитель: Наш урок подходит к концу. Записываем домашнее задание: §71- учить наизусть, просклонять числительные 25 шестиклассников, 389 часов.

Особенно отличившихся учеников я поощрила хорошими и отличными оценками. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Склонение количественных числительных"

Даётся описание склонений количественных числительных и  к ним тренировочные упражнения....

Конспект урока русского языка в 6 классе. Склонение количественных числительных

Подготовка к контрольной работе по грамматике. Формирование научного системного представлении о части речи. Освоение норм склонения числительных. Формирование навыка правильного письма и произношения ...

Презентация к уроку "Склонение количественных числительных"

Презентация выполнена на материале Бабушкинского  района Вологодской области. Фотоматериалы взяты из экспедиций, проведенных мною с учащимися в заказники района, в интересные места и сделаны фото...

Презентация к уроку "Склонение количественных числительных"

Материал собран в экспедициях по району....

Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Конспект к уроку русского языка в 6-ом классе (по учебнику Бабайцевой)...

Числительное. Склонение количественных числительных

В этой презентации представлены материалы для отработки умения правильно склонять числительные. Несмотря на то что тема "Числительные" изучается в 6 классе, материал будет полезен учащимся 9...