Числительное. Склонение количественных числительных
презентация к уроку по русскому языку (6, 7, 10, 11 класс)

В этой презентации представлены материалы для отработки умения правильно склонять числительные. Несмотря на то что тема "Числительные" изучается в 6 классе, материал будет полезен учащимся 9-11 классов при подготовке к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sklonenie_chislitelnyh_.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Склонение количественных числительных

Слайд 3

Выполни разборы План разбора имени числительного I. ОГЗ. Обозначает (число, количество предметов, порядок при счёте) отв. на вопрос … Начальная форма (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). II . Морфологические признаки: Постоянные : разряд по значению : количественное ( целое, собирательное, дробное ) ИЛИ порядковое . разряд по строению : простое, составное, сложное ; Непостоянные : падеж, число, род (если они есть). III. Синтаксическая роль в предложении.

Слайд 4

Определите разряд количественных числительных, записав их в соответствующую колонку: 17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, семеро смелых, одна девятая урожая, пятидесятое упражнение. целые дробные собирательные

Слайд 5

Склонение числительных один, два, три, четыре Числительные ОДИН , ДВА , ТРИ , ЧЕТЫРЕ склоняются по образцу имён прилагательных . Числительное ОДИН изменяется по родам : один человек, однА роза, однО растение. Это числительное употребляется и в форме множественного числа: одн И ножницы, одн И джинсы. Числительное ОДИН , если оно сочетается с одушевлённым существительным, в винительном падеже имеет окончание – ОГО , как и в родительном: одн ОГО человека. Если числительное ОДИН сочетается с неодушевлённым существительным, то в винительном падеже оно имеет окончание именительного падежа .

Слайд 6

Склонение числительных один, два, три, четыре Числительное ДВА тоже изменяется по родам. С существительными мужского и среднего рода употребляется числительное дв А , а с существительными женского рода – дв Е : дв а самосвала, дв а окна, дв е кружки . Числительные ДВА , ТРИ , ЧЕТЫРЕ с одушевлёнными существительными в винительном падеже имеют такое же окончание, как в родительном : вижу дв УХ мужчин, тр ЁХ женщин, четыр ЁХ учащихся. Те же числительные в сочетании с неодушевлёнными существительными в винительном падеже имеют окончания, совпадающие с окончанием именительного падежа : съел дв А яблока, прошёл тр И этажа, выучил четыр Е параграфа.

Слайд 7

Перепишите пословицы, заменяя цифры словами 2 ложками кашу не едят. На 2 якорях корабль крепче держится. Из 3 минут 4 не сделаешь. Лошадь на 4 ногах, и та спотыкается. 1 путнику не страшно, а 2 веселей. Трудолюбию учатся 3 года, лени – 3 дня. Когда больше 2 , говорят вслух.

Слайд 8

Склонение простых количественных числительных (от 5 до 20 и 30 ) падежи Количественное числительное Существительное 3-го склонения Им.п. пять □ тень □ Род. п. пят и тен и Дат.п. пят и тен и Вин.п. пять □ тень □ Тв.п. пять ю тень ю Пр.п. (о) пят и (о) тен и

Слайд 9

Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80 Числительные от 5 до 10 и числительные с суффиксом – НАДЦАТЬ и корнем - ДЕСЯТ - образуют падежные формы по типу 3-го склонения существительных . В сложных числительных на – ДЕСЯТ изменяются ОБЕ части, хотя они пишутся как одно слово. Это означает, что сложные числительные от 50 до 80 имеют ДВА окончания: (около) пят И десят И , до восьм И десят И .

Слайд 10

Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80 И скОлько? пять □ пятнадцать □ пять □ десят □ Р скОльких? пят И пятнадцат И пят И десят И Д скОльким? пят И пятнадцат И пят И десят И В скОлько? пять □ пятнадцать □ пять □ десят □ Т скОлькими? пять Ю пятнадцать Ю пять Ю десять Ю П о скОльких (о) пят И (о) пятнадцат И (о) пят И десят И Числительные восемь и восемьдесят имеют две одинаково правильные формы творительного падежа: восьмь Ю и восемь Ю , восьмь Ю десять Ю и восемь Ю десять Ю

Слайд 11

Буква Ь в числительных На конце числительных В середине числительных, обозначающих десятки и сотни От 5 до 20 и 30 ( пят ь, шест ь, девятнадцат ь) От 50 до 80 ( пят ь десят ) От 500 до 900 ( шест ь сот , сем ь сот ) Не пишется Ь в от 15 до 19 : середине числительных пя тн адцать, се мн адцать

Слайд 12

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

Слайд 13

40 90 100 И скОлько? сорок □ девяност О ст О Р скОльких? сорок А девяност А ст А Д скОльким? сорок А девятост А ст А В скОлько? сорок □ девяност О ст О Т скОлькими? сорок А девяност А ст А П о скОльких? (о) сорок А (о) девяност А (о) ст А Склонение числительных сорок, девяносто, сто

Слайд 14

Склонение числительных двести, трист а , четырест а и числительных, оканчивающихся на - СОТ И скОлько? дв Е ст И тр И ст А шесть □ сот □ Р скОльких? дв УХ сот □ тр ЁХ сот □ шест И сот □ Д скОльким? дв УМ ст АМ тр ЁМ ст АМ шест И ст АМ В скОлько? дв Е ст И тр И ст А шесть □ сот □ Т скОлькими? дв УМЯ ст АМИ тр ЕМЯ ст АМИ шесть Ю ст АМИ П о скОльких? (о) дв УХ ст АХ (о) тр ЁХ ст АХ (о) шест И ст АХ

Слайд 15

При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова. И семь □ десят □ четыр Е ст А девять □ сот □ Р сем И десят И четыр ЁХ сот □ девят И сот Д сем И десят И четыр ЁМ ст АМ девят И ст АМ В семь □ десят □ четыр Е ст А девять □ сот □ Т семь Ю десять Ю четырь МЯ ст АМИ девять Ю ст АМИ П (о) сем И десят И (о) четыр ЁХ ст АХ (о) девят И ст АХ

Слайд 16

Письменно выполните арифметические действия, заменяя цифры словами. Следите за правильным произношением числительных К 200 прибавить 500 , получится … . От 800 отнять 600 , получится … . 900 разделить на 300 , будет … . К 400 прибавить 500 , получится … . Если 837 умножить на 4 , то получится … .

Слайд 17

Все ли фотосюжеты можно описать, используя собирательные числительные? Объясните почему.

Слайд 18

Вставьте пропущенные слова Собирательные числительные близки к ______________________ числительным и обозначают_______________________________ Это (перечислите собирательные числительные) ________________________________________________ ________________________________________________ Собирательные числительные образуются с помощью _____________, кроме числительных ______________. Употребляются с существительными: 1) обозначающими людей______________, например: ___________________; 2) ____________________, например: семеро козлят ; 3) ___________________ предметы: трое ножниц ; 4) с местоимениями вас, нас, их : __________________ . Собирательные числительные склоняются как ___________________________________________. В предложении собирательные числительные ____________________________________________.

Слайд 19

Склонение собирательных числительных И скОлько? дво Е четвер О Р скОльких? дво ИХ четвер ЫХ Д скОльким? дво ИМ четвер ЫМ В скОлько? дво Е четвер О Т скОлькими? дво ИМИ четвер ЫМИ П о скОльких (о) дво ИХ (о) четвер ЫХ

Слайд 20

Склонение числительного ОБА И скОлько? об А стола об А окна Р скОльких? обо ИХ столов обо ИХ окон Д скОльким? обо ИМ столам обо ИМ окнам В скОлько? об А стола об А окна Т скОлькими? обо ИМИ столами обо ИМИ окнами П о скОльких (об) обо И Х столах (об) обо ИХ окнах

Слайд 21

Склонение числительного ОБЕ И скОлько? об Е ручки об Е девочки Р скОльких? обе ИХ ручек обе ИХ девочек Д скОльким? обе ИМ ручкам обе ИМ девочкам В скОлько? об Е ручки обе ИХ девочек Т скОлькими? обе ИМИ ручками обе ИМИ девочками П о скОльких (об) обе ИХ ручках (об) обе ИХ девочках

Слайд 22

Спишите, заменяя цифры собирательными числительными 1) 2 ворот, 3 суток, 4 студентов, 5 братьев, 7 солдат. 2) Оба, обе (сосед, соседка); два, две, двое (книга, сутки, батон, сани); четыре, четверо, четвёртый (цыплёнок, тетрадь, том, ножницы).

Слайд 23

Отредактируйте предложения 1 ) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 2) В класс пришли трое новеньких девочек. 3) Семь в одной квартире – вот как мы живем. 4) Трое дней мы были в походе. 5) У меня есть двое попугаев. 6) В библиотеке нас было четыре . 7) Мы ехали пятеро дней.

Слайд 24

Исправьте ошибки 1) Договор подписан обоими странами. 2) Моя бабушка гордится обоими наградами. 3) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 4) У обеих ребят нет учебников. 5) Держи книгу обоими руками.

Слайд 25

Вставьте числительные оба, обе . По______________сторонам дороги тянулся густой лес. Малышка крепко держала куклу _____________ руками. _____________братьев приняли в спортивную школу. Склоны____________оврагов размыты дождями. В_______________случаях ответ был неверным.

Слайд 26

Склонение дробных числительных Муж. и ср. род Жен.род И скОлько? полтора (часа) полторы (секунды) Р скОльких? пол у тора (часов) пол у тора (секунд) Д скОльким? пол у тора (часам) пол у тора (секундам) В скОлько? полтора (часа) полторы (секунды) Т скОлькими? пол у тора (часами) пол у тора (секундами) П о скОльких (о) пол у тора (часах) (о) пол у тора (секундах)

Слайд 27

Склонение дробных числительных И. полторáста полтора (м.р., ср.р.) полторы (ж.р.) Р. полýтораста полýтора Д. полýтораста полýтора В. полторáста полтора (м.р., ср.р.) полторы (ж.р.) Т. полýтораста полýтора П. полýтораста полýтора

Слайд 28

Склонение составных количественных числительных Падеж 765, 888, 999, 657 И. сем ь □ сот □ шест ь □ десят □ пят ь □ Р. сем и сот □ шест и десят и пят и Д. сем и ст ам шест и десят и пят и В. сем ь □ сот □ шест ь □ десят □ пят ь □ Т. сем ью ст ами шест ью десят ью пят ью П. (о) сем и ст ах шест и десят и пят и

Слайд 29

Склонение составных количественных числительных Форма творительного падежа числительного ТЫСЯЧА представлена двумя одинаково правильными вариантами: ТЫСЯЧЕЙ и ТЫСЯЧЬЮ. В литературной речи не рекомендуется произносить [ТЫЩ'], [ТЫЩ’И].

Слайд 30

Запишите, заменяя цифры словами 472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.

Слайд 31

Проверьте Четырест а сем ь десят два гектара, дв ух сот вос ь м и десят и сем и экскурсантов, из пят и сот девяност а шест и страниц, с сем ью ст ами двадцат ью вос е м ью ( вос ь м ью ) пассажирами, в тысяч а девят ь сот девяност о пятом году, двести двадцат ь вольт, с четыр ьмя ст ами оди нн адцат ью тоннами, шес т н адцат ь пар, от двадцат и пят и городов, до тридцат и градусов, из тысяч и вос ь м и сот участников, среди девят и сот шест и десят и двух учащихся, у дв ух сот сорок а пят и студентов.

Слайд 32

Склонение составных количественных числительных Устно и письменно просклоняйте числительные 67, 875, 965 . Перепишите, обозначая числительные словами. Путешествие продолжалось 358 дней . Альбом с 769 иллюстрациями и картинками. Стеллажи с 1785 книгами . Переписка с 58 странами .

Слайд 33

Решите задачу и выполните задания Задача: В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 110 м школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б. Шестиклассник от нечего делать стал читать все надписи вслух. Задания : 1. Запишите числительные, которые читал мальчик, словами. 2. Посчитайте, сколько раз была написана вами буква Ь. 3. Сколько составных числительных он назвал? 4. Выделите корни в сложных числительных.

Слайд 34

Проверьте Ответ : 1. Восем ь сот девяност о , сем ь сот восем ь десят, шест ь сот сем ь десят, пят ь сот шест ь десят, четырест а пят ь десят, трист а сорок, двести тридцат ь , сто двадцат ь , десят ь . 2. 11 раз. 3. 8 сложных числительных

Слайд 35

Спишите, раскрывая скобки и выбирая нужную форму числительного 1) (В тысячу девятьсот сорок первом году – В тысяча девятьсот сорок первом году) началась Великая Отечественная война. 2) Приближался (дветысячный – двухтысячный) год. 3) Мы встретили (две тысячи двадцать второй – двух тысячи двадцать второй) год. 4) Начало нового столетия и тысячелетия датируется (две тысячи первым – двумя тысячами первым) годом. Поезд остановился (на восемьсот третьем – на восьмиста третьем) километре. Мой друг учится (в четыреста шестнадцатой – в четырёхсот шестнадцатой) школе.

Слайд 36

Склонение порядковых числительных Спишите, заменяя цифры словами С 3 декабря, к 23 февраля, 6-й урок, 60-й дом, 4-е сутки, 300-й выпуск, 10 000-го экземпляра, 5 000 000-й снаряд, 2019-й год, 2 000 000-й пассажир метро.

Слайд 37

Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными. 1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника. 2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастёт в 1,3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Слайд 38

Перепишите, вставляя вместо точек числительное полтора ( полторы ) в нужной форме Потерять около … миллионов рублей. Прибавить к … тысячам рублей пятьсот тысяч рублей. Написать на … листах. Прибежать в школу за … минуты до звонка. Ледоход пришёл … неделями раньше обычного срока. До конца четверти осталось … недели.

Слайд 39

Запишите, вставляя вместо пропуска числительное оба ( обе ) в нужной форме … сестры, по … сторонам реки, с … улиц посёлка, держись за меня … руками, у … мальчиков, … спортсменами, выпуклый с … сторон, затесать с … концов, … ботинками, заключить договор с … странами, с … государствами.

Слайд 40

Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Числительные, данные в скобках, поставьте в нужном падеже и запишите словами. Не хвата..т (10) книг Обратит..ся к (50) делегатам Библиотека пополнилась (500) книгами Ограничит..ся (40) рублями Изл..жить на (200) стр..ницах Пр..ехать с (300) рублями Книга р..цептов со (100) блюдами Детям ра..дали по (1) апельсину

Слайд 41

Орфограммы числительных 1. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) четырьмястами строчками; 2) шестьюстами учениками; 3) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров; 4) в двух тысячи восьмом году. 2. В каком числительном Ь пишется в середине слова? 1) 18 ; 2) 60 ; 3) 15 ; 4) 19 .

Слайд 42

3 . В каких словах не пишется Ь в середине слова ? 1) сем...десят; 2) трид...цать; 3) пят...сот; 4)четыр...мя. 4. В каком числительном Ь не пишется в середине слова? 1) 16 ; 2) 60 ; 3) 600 ; 4) 80 . 5. Какое сложное числительное от 11 до 19 пишется с нн ? 1) 15 ; 2) 13 ; 3) 11 ; 4) 16 ; 5) 18 . 6. В каком числительном на конце пишется буква А ? 1 ) девяност... ; 2) трист... ; 3) ст…

Слайд 43

7. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка: 1) пятидесятью; 2) шестьюдесятью; 3) восемьюдесятью. 8. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка: 1) девятистам; 2) шестиста; 3) семистам. 9. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка: 1) двумстам; 2) двухста; 3) двумястами.

Слайд 44

10. В написании какого числительного допущена ошибка? 1) двухтысячный год; 2) до две тысячного года; 3) к двухтысячному году; 4) две тысячи седьмой год. 11. Укажите верное написание составного количественного числительного в В.п .: 1) одна тысяча восемьсот пятьдесят три; 2) одну тысячу восемьсот пятьдесят три. 12. Укажите верное написание составного количественного числительного в Т.п .: 1) одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя; 2) одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя; 3) одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.

Слайд 45

13. Укажите верное написание числительного 896 : 1) с восьмистами девяноста шестью; 2) с восемьюстами девяносто шестью; 3) с восемьюстами девяноста шестью; 4) с восемьюста девяноста шестью. 14. Укажите правильное написание числительного полтора : 1) полтора метрам; 2) полутора метрам; 3) полуторам метрам. 15. Укажите правильное написание числительных в Р.п .: 1) сто сорок рублей; 2) ста сорока рублей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Склонение количественных числительных"

Даётся описание склонений количественных числительных и  к ним тренировочные упражнения....

Конспект урока русского языка в 6 классе. Склонение количественных числительных

Подготовка к контрольной работе по грамматике. Формирование научного системного представлении о части речи. Освоение норм склонения числительных. Формирование навыка правильного письма и произношения ...

Склонение количественных числительных

В данном документе содержатся теоретические сведения о склонении количественных числительных.Этот материал представлен в виде небольших табличек, его могут использовать в своей работе ...

Презентация к уроку "Склонение количественных числительных"

Презентация выполнена на материале Бабушкинского  района Вологодской области. Фотоматериалы взяты из экспедиций, проведенных мною с учащимися в заказники района, в интересные места и сделаны фото...

Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Конспект к уроку русского языка в 6-ом классе (по учебнику Бабайцевой)...

Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Урок № 2

Конспект урока русского языка (к учебнику Бабайцевой)...