Конспект урока русского языка в 6 классе. Склонение количественных числительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Петрова Лариса Васильевна

Подготовка к контрольной работе по грамматике. Формирование научного системного представлении о части речи. Освоение норм склонения числительных. Формирование навыка правильного письма и произношения числительных. Закрепление  полученных знаний о числительном как  о части речи. Приведение  в систему и уточнение, обучение детей самостоятельно оценивать свои знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

6 класс

Тема: Склонение количественных числительных

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала

Форма проведения урока: дидактическая игра в форме экскурсии

Форма обучения: фронтальная, самостоятельная работа и работа в парах

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской.

Время реализации урока: 45 минут

Современные образовательные технологии

  • Игровая технология: деловая обучающая игра.
  • Обучение в сотрудничестве (соревнование и работа в парах).
  • Проблемное обучение.
  • Информационно-коммуникативная технология:
  • Сайты в сети Интернет, как профессиональные, так и авторские,
  • Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.


Планируемые результаты

Предметные:

- подготовка к контрольной работе по грамматике;

- формирование научного системного представлении о части речи;

- освоение норм склонения числительных;

- формирование навыка правильного письма и произношения числительных.

- закрепление  полученных знаний о числительном как  о части речи;

- приведение  в систему и уточнение, обучение детей самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные:

- выработка уважительного  отношения к товарищам, интереса  к истории и географии Санкт- Петербурга.

Метапредметные: 

- развитие монологической речи, аналитических и сопоставительных умений.

Оборудование: 

  1. Интерактивная доска, компьютер, проектор.
  2. Путевой лист экскурсии.
  3. Учебник, справочник по русскому языку.
  4. Толковый словарь русского языка (один на парту).
  5. Авторская презентация учителя.
  6. 3 карточки с текстами.
  7. Бейджи для экскурсоводов.
  8. Лист самооценки учащихся на этапе рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: «Что такое экскурсия?»

Работа учащихся с толковым словарём: «Это поездка, посещение чего-либо с познавательной или увеселительной целью».

– Сегодня мы совершим образовательную экскурсию. Для этого в классе есть всё необходимое: презентация с картой Петербурга, видами города.

Мы поговорим об истории, географическом положении города и убедимся, что без имени числительного никак не обойтись.

  1. Индукция.

Работа с карточкой (тест на грамотность. Слайд № 1).

Учитель: «Возникла проблема!  Несколько лет назад ведущие одной из телепередач прошли с камерой и магнитофоном по улицам Петербурга, предлагая крупный приз человеку, который…всего лишь правильно прочитает одно предложение! Приз остался у ведущих.

Попробуйте – может, вас ждёт этот приз?.. Прочтите!»

(К доске вызываются несколько желающих учащихся и читают по очереди карточку № 1:

«Арендатор владел 867 790 га земли». Слайд № 2)

  1. Фронтальный опрос-повторение.

- Самый грамотный из вас получает право начать экскурсию: читается текст № 1

(экскурсоводом № 1), написанный на Слайде № 3 и в путевом листе учащихся: «Санкт-Петербург находится в 2 (       ) раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это 2-й

(                 ) по численности город России. Он основан в 1703(                                              ) году. Ему более 300 (                 ) лет. До 1914 (                ) года он назывался Санкт- Петербургом, до 1924 (                     ) – Петроградом».

Задания классу:

В маршрутном листе записать все числительные прописью, заполнить таблицу после текста одним примером. Слайд № 4

                                Числительные

Значение:                количественные                порядковые

Состав:

Простые

Сложные

составные

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Как склоняются порядковые числительные? Например, 1703-й год.

Учащийся устно склоняет.

  1. Работа с путевым листом.

Слово учителя: «Как много островов в дельте Невы?» - с таким вопросом обратились мы к экскурсоводу. – И услышали…

Один из учеников (экскурсовод № 2) читает запись на Слайде № 5 и в путевом листе № 2: «В начале 20-х (             ) годов в дельте Невы имелось 147 (     ) островов, спустя 50 (             ) лет их стало 101 (            ), а в настоящее время эта цифра упала до 42 (                ). 29 (               ) островов имеют названия».

Задания:

- запишите в скобках все числительные буквами.

-В каких пишется ь в середине? Приведите примеры из текста.

- Сделайте четвёртую запись в путевом листе  и просклоняйте числительное пятьдесят. Один из вас сделает это на доске.

- В чём особенность склонения сложных числительных?

5. Продолжение экскурсии.

Слово учителя: «Посмотрим на карту города. Прямые набережные, Чёткая композиция улиц и площадей, планировка по принципу Гипподамовой схемы придают городу «строгий, стройный вид», как писал А.С.Пушкин. Послушаем продолжение экскурсии!»

Один учащийся (экскурсовод № 3) читает карточку №2 - Слайд № 6:

«Петербург с первых лет строился по продуманному плану. Город рос необыкновенно быстро. К концу XVIII века в Петербурге имелось свыше 200 улиц, а к середине XIX века – более 500. Сейчас насчитывается более 1,5 тысяч улиц, проспектов и переулков».

Задание:

- письменно просклоняйте в путевом листе словосочетания:

Пятьсот улиц (I вариант).

Полторы тысячи (II вариант).

  1. Повторение разрядов количественных числительных.

Слово учителя: - А теперь нам нужен экскурсовод № 4. Для прогулки по рекам и каналам. Им станет тот, кто первым правильно назовёт три разряда количественных числительных.

Чтение учащимся (экскурсовод № 4) текста в под номером 6. Слайд № 7: «В пределах современного Санкт- Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяжённостью почти в 300 километров. В черте города также имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает более 60 квадратных километров, т. е. 1/10 часть площади Петербурга».

Задание: выпишите и просклоняйте дробное числительное, пользуясь справочником.

- В чём особенность склонения количественных числительных, оканчивающихся на –десят и -сот? ( Склоняются обе части).

Задание. Путевой лист № 7: просклоняйте числительное 60.

  1. Повторение склонения составных количественных числительных.

Слово учителя: «Перед нами транспортная схема СПб. Слайд № 8. Послушаем пятого экскурсовода ( кто первый просклонял устно 60). Чтение Карточки №3. Слайд № 9: «До середины XIX века главным видом городского транспорта были извозчики. В 1847 году появились первые маршрутные кареты-омнибусы ( по-латыни «для всех») стоимостью 10 копеек в один конец. В 1862 году появилась первая конка – предшественница современного трамвая. А торжественное открытие первой линии трамвая состоялось 16 сентября 1907 года». У входа в Александровский  парк двумя рядами выстроились вагоновожатые: пятеро с одной стороны, пятеро – с другой».

Вопрос: - Числительное какого разряда прозвучало в последней фразе? (Собирательное).

- С каким из перечисленных существительных оно не сочетается?

Медвежата, дети, ножницы, мальчики, сутки, костюмы, шестиклассницы.

  1. – А заканчиваем мы путешествие в современном городе: «Сейчас в Петербурге насчитывается 68 трамвайных маршрутов». Вам предстоит самое трудное задание – просклонять это числительное.

  1.  Итоги урока.

Рефлексия:

- Какую цель ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли вы этой цели?

- Какие трудности встретились?

- Что показалось наиболее интересным?

- Оцените себя в листе самооценки (Слайд № 10).

- Поменяйтесь путевыми листами и проверьте по ключам (Слайд № 11) правильность ответа товарища. Сравните его оценку со своей и сделайте выводы.

        


Использованная литература

  1. Методические рекомендации к организации и проведению уроков обобщающего повторения в форме дидактической игры на материале морфологии. ЛГПИ им. А.И.Герцена, Ленинград, 1985.
  2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.: «Тускарора», 1999.