Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Афанасьева Александра Алексеевна

Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наилучшей систематизации знаний по теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe._urok-igra.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 21»

Конспект урока-игры русского языка в 6 классе

на тему «Путешествие в Числяндию»

Материал подготовила

учитель русского языка и литературы

Афанасьева Александра Алексеевна

Тула, 2017

Цели урока

Образовательные: обобщить ранее полученные знания по теме «Имя числительное; вспомнить признаки числительного как части речи; закрепить навык отличия числительного от других грамматических категорий; навык грамотного написания и употребления числительных в различных падежных формах.

Развивающие: совершенствовать навыки связной речи, логического мышления, умения оперировать полученными знаниями, грамотно строить минимальные и максимальные синтаксические единицы, используя имя числительное.

Воспитательные: прививать интерес к родному языку и лингвистическим явлениям, воспитывать внимательность, мышление, чувство ответственности и самостоятельности, умение сотрудничать.

Межпредметные связи: литература, математика, история.

Оборудование: ноутбук, проектор, блокноты.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы посвятим повторению темы «Имя числительное». Маленький принц, герой произведения А. Экзюпери, заметил: «Взрослые очень любят цифры». Согласны ли вы с данным высказыванием?

Сообщение цели, задач урока

- Действительно, людям близок мир чисел, потому что они помогают сделать информацию более точной, дают возможность считать. Мы сегодня отправимся в страну Числяндия, жители которой неравнодушны к числам и очень не любят, когда люди допускают ошибки, связанные с именами числительными. В этой стране принято вести числовые дневники, где фиксируются все действия, связанные с цифрами. Каждый из вас сегодня будет редактором местной газеты «Всё проСТО».

Обобщение изученного материала

Задание 1

- Утро. Вы отправились на работу на автобусе. Стоимость проезда сорок пять числянок, у вас в кармане купюра достоинством триста числянок. Вы открываете свой числовой дневник и высчитываете сдачу. (Один учащийся работает на обратной стороне доски).

Проверка: А теперь давайте посмотрим, справился ли (имя учащегося) с заданием и справились ли вы. (Из трёхсот вычесть сорок пять получится двести пятьдесят пять).

Задание 2

- Вы успешно добрались до редакции, однако на пропускном пункте вам задают стандартные вопросы, ответы на них знает любой уважающий себя житель Числяндии. Лишь ответив на них, вы сможете добраться до своего отдела. (Фронтальный опрос):

1) Что такое имя числительное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, порядок их при счете, отвечает на вопросы сколько? который? какой?)

2) На какие разряды делятся числительные по значению? (Количественные и порядковые). Приведите по одному примеру количественных и порядковых числительных (Двенадцать, восемьдесят первый)

3) На какие подгруппы делятся количественные числительные? (Целые, дробные, собирательные). Приведите по одному примеру на каждую подгруппу. (Десять, три седьмых, трое)

4) На какие группы делятся числительные по составу? (Простые и составные). Приведите примеры (Тринадцать, девятьсот тридцать шесть)

Задание 3

- Итак, вы находитесь в своем отделе. Впереди плодотворный рабочий день. По электронной почте вам прислали новую статью, однако автор сильно торопился и неправильно употребил формы некоторых числительных, либо допустил орфографические ошибки. Ваша задача – всё исправить. (На проекторе высвечивается текст, учащиеся записывают в своих блокнотах внесённые поправки).

Текст статьи: В тысяча девятьсот девяноста седьмом году исполнилось восемсот пятьдесят лет со дня основания Москвы. Её центром является Кремль. Он занимает территорию, равную двадцать восемь гектарам. На территории Кремля расположен Царь-колокол. Его вес – более двести тонн. Во время пожара тысяча семьсот семдесят третьего года от него отвалился большой кусок. Также на территории Кремля находится Царь-пушка. Вес её ствола – около сорок тонн. Вес гигантского каменного ядра – около семиста пятидесяти килограммов. Архитектурный ансамбль Кремля считается одним из красивейших в мире.

Проверка (по цепочке): Какие же ошибки нашли наши редакторы? (Девяносто, восемьсот, двадцати восьми гектарам, более двухсот тонн, семьдесят, около сорока тонн, около семисот).

Задание 4

- Настал обеденный перерыв. Сегодня у одного из сотрудников редакции день рождения, и он принёс шоколадный торт. У вас в отделе семь человек, и все мужчины. Что вы напишете в своём блокноте о делении праздничного торта? Используйте все возможные варианты конструкций. («Мы разделили торт для 7 мужчин)

Проверка: Мы разделили торт для семерых мужчин. Мы разделили торт для семи мужчин.

 - Внезапно из соседнего отдела присоединилось еще две персоны женского пола, вам пришлось делить торт на дополнительные части. Что напишете в своем блокноте? Используйте все возможные варианты конструкций.

Проверка: Мы разделил торт для обеих женщин. Мы разделил торт для двух женщин.

Задание 5

- Вы набрались сил, а теперь вновь пора приниматься за дело. Один из журналистов прислал статью, в которой числительные записал цифрами. Ваша задача записать их грамотно словами.

Текст статьи: Вчера, 21 августа, в 15 часов по местному времени было задержано 3 мужчин. Участники происшествия купили в магазине 4 пакета молока весом по 0,75 килограмма. Стоимость одного пакета – 50 числянок. Однако вместо 200 числянок на кассе мошенники отдали всего 150. Кассирша сразу же обнаружила обман, отряд милиции прибыл через 1,5 минуты и задержал мужчин. (Один учащийся работает на обратной стороне доски).

Проверка (учащиеся сверяются с доской): Как вы записали числительные? (Двадцать первого, пятнадцать, трое, четыре, ноль целых семьдесят пять сотых, пятьдесят, двухсот, сто пятьдесят, полторы)

Задание 6

- Рабочий день подошел к концу, вы успешно добрались до дома. Вы хотите расслабиться и берёте свежую газету, открываете раздел «Досуг». Для хорошего настроения выполняете несколько заданий.

Подчеркните числительные как члены предложения (Предложения высвечиваются на проекторе, учащиеся переписывают их в блокнот и выполняют задание):

1) Пятеро братьев принялись за работу.

2) Пять на семь – тридцать пять.

3) Мы вышли из поезда на четвёртой остановке.

4) Он уехал из города в тысяча восемьсот одиннадцатом году.

5) В зоопарке мы увидели шестерых волчат.

Проверка (на экране высвечиваются правильные ответы, каждый учащийся проверяет задание самостоятельно).

Задание 7

- Вы переворачиваете страницу и видите там еще одно интересное задание, которое просто обязаны выполнить.

Определите разряды числительных (Словосочетания высвечиваются на проекторе, учащиеся переписывают их в блокнот и выполняют задание):

Тридцать восьмая квартира (порядковое), двести тридцать пять метров (количественное целое), восьмеро студентов (количественное собирательное), три четвёртых дня (количественное дробное), около шестисот двенадцати метров (количественное целое), оба берега (количественное собирательное), три тысячи восемьсот километров (количественное целое), на двадцать девятой странице (порядковое), четыре пятых пирога (количественное дробное).

Проверка (на экране высвечиваются правильные ответы, учащиеся меняются блокнотами, осуществляя проверку в парах).

Подведение итогов урока

- Вы провели отличный познавательный день в стране Числяндии. Сейчас вы ложитесь спать, а завтра утром отправляетесь обратно домой. Спасибо вам за путешествие. Мы выполнили все поставленные задачи. (Дети сдают блокноты на проверку).

Рефлексия (фронтальный опрос)

- Чему вас научила страна Числяндия?

- Будете ли вы теперь более внимательны при употреблении числительных?

-Чем вам запомнилось путешествие?

Домашнее задание

Подготовить устное выступление на тему «Моё приключение по Числяндии»

Организационный момент. Конец урока.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

конспект урока русского языка в 6 классе по теме Имя числительное

Данная разработка предназначена для учащихся  6 класса.ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить и обобщить изученный материал по имени числительному....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи" (программа М.М.Разумовской)

Урок расчитан на среднего учащегося. Представлены развичные формы работы.Урок – объяснение нового материала направлен на усвоение фундаментальных понятий по теме. Немаловажно, что в начале урока учащи...

Конспект урока русского языка в 6 классе и презентация по теме "Имя числительное.Обобщение"

Эта работа представляет собой конспект урока русского языка в 6 классе и презентацию по теме "Имя числительное.Обобщение"....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....