Презентация к уроку "Склонение количественных числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Казунина Надежда Анатольевна

Презентация выполнена на материале Бабушкинского  района Вологодской области. Фотоматериалы взяты из экспедиций, проведенных мною с учащимися в заказники района, в интересные места и сделаны фотографии на мой взгляд интересных работ по резьбе, плетению, вышивке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Прочитайте, правильно употребляя числительные в речи. Запишите числительные словами, определите их разряд, строение.

Площадь  Бабушкинского района составляет 7800_______________________________ квадратных  километров. По размерам он занимает в области 3_____________ место. В составе района 15____________________сельских поселений. В них проживает 13257_________________________________________________________ человек. На карте района 140 ____________________ населенных пунктов, 10_______________ природных заказников.

    Центр района -  село имени Бабушкина. Оно расположено вдоль реки Леденьги. Раньше село называлось Леденгское. В 1399_________________________________________________ году было основано поселение по добыче соли на реке Леденьге. Солелечение известно в Леденгском уже с 1841 ________________________________________________________ года, а курортное лечение относится к 1895_________________________________________________________________. 26_____________________февраля 1941 ________________________________________________ года Леденгское переименовано в село имени Бабушкина (в честь земляка-революционера). Он погиб на станции Мысовая в возрасте 33 __________________________ лет.

    Бабушкинский район – родина единственного космонавта Вологодчины – Павла Ивановича Беляева, уроженца д. Челищево, что в 5 ____________ километрах от села  Рослятино.

3.  Исправьте ошибки, допущенные при употреблении числительных в предложениях:

          Миньково   находится в  восемнадцатих  километрах от райцентра. Церковь Иоанна Предтечи построена в          тысяча восьмисот восемьдесят седьмом году.

В сорок пяти километрах в деревне Великий Двор в           тысяче семисот девяносто шестого году выстроена каменная церковь Михаила Архангела.

В сто двадцати пяти километрах в деревне Логдуз в двух тысяч седьмом году начались реставрационные работы по восстановлению церкви Святых Космы и Дамиана.

 В девяностах километрах  самая высокая точка Северных Увалов – Исакова гора. Её  высота достигает двести девяносто три метров.

4.  Какая из пословиц подведёт итог нашему знакомству с интересными работами?

Семи  пядей (18 см)  во  лбу.

Мал  золотник (4,25 г), да  дорог.

7 раз  подумай, 1  раз  скажи.

Лучше  1  раз  увидеть, чем  100  раз услышать.

5.  Угадайте профессии людей, в речи которых  часто употребляются такие числительные:

36,6

Давление  760 мм рт. ст.,  t - 5◦ тепла

220 вольт,  100 ватт

50  на 50;   3 на 4

Семь  футов (30, 48 см)  под килем.

6.  Учимся  употреблять  числительные в речи. Правильно прочитайте предложения  с  числительными:

              Основным природным богатством района является лес. Лесные площади занимают 645.600 гектаров. Общий запас древесины в районе составляет 95.100.000 кубических метров.

          Заказник «Унженский лес» расположен на левом берегу реки Унжи. Его площадь 1969 гектаров. Лесами занято не более 1949 гектаров  площади заказника. Преобладают хвойные породы, которые занимают около 1130 гектаров, на долю лиственных лесов приходится чуть более 818. Река Унжа – левый приток Волги, протяженностью около 420 километров, берет свое начало в Северных Увалах. Единственная крупная река на территории района, которая несёт свои воды в южный бассейн.

             В 40 километрах к югу от Бабушкина расположен заказник «Верховинский лес» с лесной площадью 959 гектаров. Абсолютные высоты здесь приближаются к 250 метрам, перепады высот доходят до 40 – 50 м. Уникальный массив коренных лесов,  близкий по составу пихтово-еловым лесам  Среднего Урала,  более   700 гектаров которого  принадлежат    ельникам   в  возрасте 130 – 140 лет, довольно высокого бонитета.

           Заказник «Иконный бор», площадью в 2494 гектара  расположен в южной части района,  

в 4 километрах от поселка Кунож. Территория соснового бора – место отдыха людей.

7.  Решите задачу, используя поговорку:

«По латыни – 2 алтына, а по-русски 6 копеек». Чему равен   пятиалтынный – старинная русская монета?

8.  Вообразите, что перед вами стихотворение и прочитайте его с «поэтической интонацией»:

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327.

3, 28, 220, 126, 145,

615, 18, 2225.

713, 116, 512, 43,

2.000.000, 320, 17, 333.

9. Домашнее задание:

Напишите  небольшое  сочинение о Великоустюгском районе или городе  Великий Устюг,  используя  количественные  числительные.

Здравствуйте, давайте, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи, отправляясь в увлекательное путешествие по Бабушкинскому району.     Мы побываем в разных местах, познакомимся с интересными людьми. А сейчас, пожалуйста,….

Замените  слова  другими:  дюжина -12, чёртова дюжина -13, полтораста -150.

Прочитайте:  К    925 + 63 =                        С   438  сложить 20 =

В чем вы встретили затруднение?  Все ли знаете о числительном? Какую тему нам необходимо изучить сегодня, чтобы ваше знание о числительном стало полным?

Слайд 1. Тема урока : СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

Карта района. Слайд 2.

  1. Наш туристический маршрут начинается в школе с. им. Бабушкина, потому что, отправляясь в путь, необходимо запастись знанием о склонении числительных.  ОК

Продолжим  знакомство  с районом в цифрах: Слайд  4

Уч.1 – пишет у доски разряды и строение числит,   2 уч. – читает текст, правильно  употребляя  числительные.

Слайд 5 – проверка написания – взаимопроверка.

ИТОГ: мы познакомились с информационной справкой о районе, а сейчас отправимся к одному из привлекательных мест – озеру Бабье – слайд  6. Обратите внимание на фотографии озера. Песчаный берег, ровная гладь воды, тишина и покой.. хорошее место для отдыха , рыбалки…  Предлагаю выполнить вам тест. Кто из вас окажется лучшим знатоком?     

    Текст ли это? А почему?  Что нужно изменить, добавьте свое впечатление от увиденного..

ФИЗПАУЗА: Прилетела бабочка, села на указку. Постарайтесь вслед за ней пробежаться глазками.  40, 90, 100, 2 – какое отношение имеют эти числа к уроку, а 2?

Пока мы с вами передохнули, автобус домчал нас до следующей остановки. Исправьте ошибки в тексте СЛАЙД 8            ПРОВЕРКА  Слайд 9

Главное богатство района – люди. Познакомимся с некоторыми из них. Слайды  10 – 11. Попробуем определить профессии людей, в речи которых часто слышим числительные:

 Слайд 12

Ещё одним богатством нашего района является лес. И  сейчас наш маршрут проходит через удивительные места – природные заказники района.  Слайд  13.

 Проверяем себя: научились ли мы правильно употреблять числительные в речи.  

   ИТОГ

Автобус мчит нас по автомагистрали  Вологда – Великий Устюг. Пока мы в пути решите задачу: Слайд 14  

Как вы думаете, нужно ли диктору телевидения знать числительные и правильно ими пользоваться?

 Прочитайте  с поэтической интонацией данный набор числительных:

Наше путешествие завершается.  Мы  возвратились  в  гимназию.

Слайд 15. ИТОГ по вопросам. Какое знание вы приобрели в ходе путешествия? Закончите предложение.  Д /з

Как обойтись бы без числа наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен – так ты с числительным будь дружен.  До свидания. Спасибо, ребята за работу на уроке.

Тема:  Склонение количественных числительных.(определяют учащиеся)

Тип урока: изучение нового материала. Технология «Методика критического мышления»

Цели: формирование знаний о склонении количественных числительных и    

           умения употреблять их в речи;

           умения анализировать, сопоставлять, выделять существенные признаки;

          осмысление собственного отношения к истории и культуре родного края.

По форме : урок-путешествие, знакомство с одним из районов Вологодчины на языке цифр (числительных), сопровожденных фотоматериалами.

Вид деятельности: работа по ОК, практическая отработка правописных умений

По содержанию: на уроке имело место упражнение учащихся в написании числительных и определении разряда и строения – известное детям.

Технология: презентация.

Аннотация.

Данный урок проведен согласно тематическому планированию первый из 4 в  теме. (УМК Бабайцевой).  

В начале урока сообщается тема и цель урока. На первом этапе урока идет повторение изученного о числительном. Оно, как и все другие этапы, сопровождается презентационным материалом.

На следующем этапе урока большая часть времени уделяется углублению знаний учащихся по ОК на правописание и употребление числительных в речи. Это самая трудная тема в разделе.

Решение теста и работа по составлению текста из предложений.

После этой работы следует физминутка.

На протяжении всего урока обращается внимание на культуру речи учащихся, организуется  чтение.

На следующем этапе урока деятельность учителя и учеников направлена на формирование навыков правильного употребления числительных в речи. И опять общая идея изложения материала сопровождается визуальным образом. Повторное обращение к ОК.

На заключительном этапе урока организован контроль по теме. Правильно ли употребляем числительные?  Таким образом, ученики за урок получают по две оценки. Полетное повторение материала по ОК.

В конце урока подводится итог и дается домашнее задание.

Этап урока

Используемые методы

«Вызов»

Знаю - не знаю; можно ли что-то новое узнать о числительном, употреблении его в речи.

«Осмысление»

Получение информации из символов; работа с ОК

Работа с учебным материалом

Формирование навыка употребления числительных в речи- развитие речевой компетенции

Рефлексия

Метод незаконченных предложений

Дом. задание

Сочинение с использованием количественных числительных

Учитель:  Казунина Надежда Анатольевна. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

Презентация к уроку "Склонение количественных числительных"

Материал собран в экспедициях по району....

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Конспект к уроку русского языка в 6-ом классе (по учебнику Бабайцевой)...

Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Урок № 2

Конспект урока русского языка (к учебнику Бабайцевой)...