Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Жигулина Олеся Валерьевна

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повторения изученного об имени существительном в 5 классе.

Ведущими формами и методами работы были фронтальная работа, работа в группах, в парах, наглядный, частично-поисковый, практический и словесный методы, самоконтроль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Луговская средняя общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края

ПРОЕКТ  УРОКА

русского языка в 6 классе

ТЕМА: «Разносклоняемые имена существительные»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 6 класса» авторов  М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова,

 Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского

ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая

УЧИТЕЛЬ: Жигулина Олеся Валерьевна

2012 год

Самоанализ урока

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повторения изученного об имени существительном в 5 классе.

Тип урока: 

изучение нового учебного материала.

ЦЕЛЬ:

Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и правописания

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях
  2. Развитие творческого мышления и совершенствование коммуникативных речевых умений и навыков
  3. Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

  В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.

    Ведущими формами и методами работы были фронтальная работа, работа в группах, в парах, наглядный, частично-поисковый, практический и словесный методы, самоконтроль. Оживить опрос, активизировать работу учащихся и определить тему урока мне помогло использование ребуса, работа с пословицей и таблицей склонений. С целью закрепления знаний  учащиеся просклоняли существительные, выделив суффиксы и окончания. Далее в качестве ритмической паузы была проведена физминутка. Развитию творческого мышления  и совершенствованию коммуникативных речевых умений и навыков способствовала словарная работа и  групповая работа с фразеологизмами.  С целью первичного контроля знаний была проведена самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, подведены итоги, проведена рефлексия. Домашнее задание предложено на выбор: упражнение в учебнике или творческое задание.

Сочетание данных форм, методов и приемов работы помогло учащимся научиться изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

На мой взгляд, цель урока была достигнута.

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Имя существительное» Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – изучение нового учебного материала

      При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.

      Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

  В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.

      Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, фронтальная  работа, самоконтроль, наглядность, поисковый, практический и словесный методы, тестирование. Их сочетание помогло учащимся научиться правильно образовывать страдательные причастия прошедшего времени, выбирая нужную гласную в суффиксе; обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

ТЕМА: Разносклоняемые существительные

ЦЕЛЬ:

Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и правописания

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие и совершенствование навыков правописания падежных окончаний существительных

  1. Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях

  1. Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедиа

- учебник «Русский язык: Учебник для 6 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

- карточки с заданиями для групп

- карточки  (для каждого ученика)

- карточки - анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Формирование психологического настроя на урок.

 - Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»

Я рада  видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач! (слайд 1)

Выполняют задания учителя

Машут руками


Садятся девочки

Садятся мальчики


Закрывают глаза

Открывают глаза

Улыбаются друг другу




2. Определение темы урока. Целеполагание.

Актуализация имеющихся знаний


Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычное письмо  на имя вашего класса. Давайте посмотрим, что в нем. «Тальменская школа

№ 6, 6 А классу, из города Морфология от имени Существительного».

 А что внутри?

 Так, три документа. Давайте разберемся (слайд2)

Бремя

Время

Вымя

Знамя

Имя

Племя

Пламя

Семя

Стремя

Темя

Путь

 Прочтем письмо.  Вы понимаете, для чего  нам прислали эти слова ? Попробуем разобраться.

- Чтобы понять для чего нам эти слова  и определить тему нашего урока, нам нужно выполнить задания  

Для начала скажите какой части речи эти слова?

Давайте вспомним, что мы знаем о существительном


  1. Дайте определение имени существительного.
  2. Как изменяются существительные?
  3. Как называется изменение существительных по падежам?
  4. Сколько склонений у существительных?
  5. Какие существительные относятся к 1 склонению?
  6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  7. Какие существительные относятся к 3 склонению?
  8. Какую роль выполняют существительные в предложении?

Давайте проанализируем следующий документ из письма  (слайд 3)

Не в золоте богатство, а в добром имени

Какой поучительный смысл имеет данная пословица?

Давайте определим склонение у существительных из этой пословицы





Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2 или 3 склонению.

Где мы  сегодня уже видели  существительное «ИМЯ» ?

Давайте познакомимся еще с одним документом, содержащимся в письме (слайд 4)

Падеж

Склонение



2-е

3-е


И.

сторож

мышь

имя

Р.

сторожа

мыши

имени

Д.

сторожу

мыши

имени

В.

сторожа

мышь

имя

Т.

сторожем

мышью

именем

П.

о стороже

о мыши

об имени

– Ребята, попробуем расшифровать этот документ. Что представлено в таблице  

Существительные каких склонений представлены в таблице?

Обратите внимание на окончания существительных.

Какие окончания при склонении имеет существительное ИМЯ?

Сопоставьте их с окончаниями 2 и 3 склонения.

Какой вывод можно сделать?



А чтобы узнать как называются существительные, содержащиеся в письме и в том числе существительное ИМЯ и определить тему урока нам нужно разгадать ребус (слайд 5) Для этого нам нужно вспомнить и математику


Как называется результат  математического выражения уменьшаемое минус  вычитаемое (разность)

Часть горы



Такие существительные называются разносклоняемыми. Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока, сегодня мы будем говорить о разносклоняемых именах существительных. Как вы думаете почему они называются разносклоняемыми?


- Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сделать сегодня на уроке, чему научиться ?


- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока



























Нет









Ответы детей












золото-2

богатство - 2

имя  – 1 или 2? (создание проблемной ситуации)





одно из существительных, содержащихся в письме

















2,3 и существительное ИМЯ, которое нельзя отнести ни к 1, ни ко 2 склонению







Существительное ИМЯ в Р, Д, П падежах имеет окончания 3 склонения, а в Тв падеже окончание второго













Склоняются по-разному




Познакомиться с разносклоняемыми существительными, научиться их  правильно склонять и писать

3. Объяснение нового материала

Ребята, из документов содержащихся в письме, мы извлекли определенную информацию, а теперь сравним её с материалом учебника  § 37 на с.87 и найдем дополнительный материал по теме

Какие существительные относятся к разносклоняемым?

Какого они рода?  Почему они называются разносклоняемыми?


Какой дополнительный материал вы нашли по этой теме в учебнике?

Какой суффикс добавляется у существительных на –МЯ в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?

Какой суффикс добавляется у существительных СЕМЯ и СТРЕМЯ в родительном падеже множественного числа

Изучают материал по теме в учебнике


Ответы детей










4. Словарная работа

Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.) (Слайд 6)

ВРЕМЯ Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д (слайд 7)


ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных. (Слайд 8)

ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета (илицветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству. (слайд 9)

ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. (слайд 10)

ПЛАМЯ –огонь (слайд11)

ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность (слайд 12)

СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения урастений, зерно.(слайд 13)

СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдетьноги в стремена. (слайд 14)

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.  (слайд 15)

ПУТЬ дорога (слайд 16)

Давайте запишем данные слова в тетрадь

Ответы детей







.


















Записывают слова в тетрадь


5. Закрепление материала

 А) Давайте наши полученные  теоретические знания применим на практике. Для этого я приглашаю двух человек к доске. Просклоняем существительные путь, знамя.  Параллельно учащиеся склоняют эти существительные по вариантам 1,2 . , выделяя окончания и суффиксы ПРОВЕРКА. С проговариванием.

Ребята, вы сейчас самостоятельно просклоняли разносклоняемые существительные. В чем мы еще раз убедились?

Ребята, давайте немного пофантазируем и сконструируем словосочетания с разносклоняемыми существительными.  Сделаем их синтаксический разбор (один ученик у доски)


Смысловая связь, грамматическая связь, вид словосочетания


Молодцы! Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть

Потрудились — отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.



Упражнение для глаз

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.


Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.



Б) Ребята, сейчас мы составляли словосочетания, и я убедилась, что вы люди творческие, поэтому предлагаю выполнить творческое задание в группах. Объединимся по четыре человека

 Творческое задание ( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание:  Объясните значение фразеологизма, пофантазируйте и предложите версию его происхождения, составьте с фразеологизмом  предложение.

Называть вещи своими именами, без роду и племени, со времен царя Гороха,  гори оно ясным пламенем

В случае затруднения можно обратиться к фразеологическому словарю

Проверка


В) А теперь давайте проверим себя, проверим, как мы усвоили материал по теме и поработаем самостоятельно

Предлагаю вам  задание на карточках.

Взаимопроверка (работа в парах)


Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.

Занимать много времени, в пламени костра, много  семян, подарок африканскому племени, нога в стремени, звать по имени, подъем знамени, дорожить временем, посылка на моё имя, ждет семена земля, счастливого пути


Взаимопроверка в парах слайд 20

Ребята, есть работы абсолютно верные, без ошибок?

С 1-2 ошибками ?

С тремя ошибками?

Молодцы, мы очень плодотворно поработали!


Выполняют задание































Разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах существительные имеют окончания 3 склонения, а в творительном – 2 склонения


Имитируют движения









Выполняют задание в группах













Выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка

6. Итог урока

Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Давайте вспомним все разносклоняемые существительные и вставим их на места пропусков в стихотворении  Аркадия Хайта (слайд ). Я буду читать, а вы хором отвечайте. Учитель читает стихотворение (слайд 21)

В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … – 
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .



Почему данные слова получили такое  название?


Ответы детей





















7.Рефлексия

Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок?

А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа

1.Своей работой на уроке я    доволен/ не доволен

2.Урок мне показался    интересным /скучным

3.После урока мое настроение  улучшилось /ухудшилось

4.Материал урока  будет мне полезен/бесполезен


Заполняют анкету

8. Выставление оценок

9. Домашнее задание

На выбор: (слайд 22)

1) Упр.208 на стр.84

2) сочинить сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....

Проект урока в 7-м классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга              Проект «Моя ини...